Как «шалят» мультипликаторы. Тайны раскрывает креативный продюсер «Союзмультфильма»

Мультфильмы любят и взрослые, и дети. Однако мало кто из нас догадывается, как же они создаются. Уникальная возможность приоткрыть завесу этой тайны и заглянуть на «кухню» мультипликаторов появилась на днях у ярославцев, пришедших на творческую встречу с креативным продюсером киностудии «Союзмультфильм» Михаилом Алдашиным. Днем 15 января в зале КЗЦ «Миллениум» собрались несколько десятков человек: дети из центра анимационного творчества «Перспектива», студенты Ярославского колледжа культуры, художники.
Представил гостя публике его друг и режиссер, завоевавший «Оскар», Александр Петров. Можно ли научиться снимать мультфильмы? – Я учился во ВГИКе на режиссера-постановщика игрового кино. Но эта работа меня не особенно привлекла, мне не нравилось, как снимали режиссеры в моих декорациях. Поэтому я сам решил стать режиссером и стал. Единственный способ научиться делать мультфильмы – просто начать их делать. Если кто-то думает, что придет преподаватель, который научит всему, то он ошибается. Научиться снимать мультфильмы – все равно что научиться плавать, бегать, прыгать и кататься на велосипеде. Нужна практика. Меня часто спрашивают: «Ну, как вас учили?». Ответ всегда один: «Нас не учили, как делать, нас учили, как не делать». Мы показывали свои работы, преподаватели говорили, что не так, и отправляли думать и переделывать. Мы шли, думали и переделывали до тех пор, пока нам не начинали кивать головой и говорить, что теперь лучше. В общем-то этот метод довольно простой. Хороший вкус, хорошее эстетическое и художественное чувство меры подскажут, как не надо делать. О талантах и терпении – Кроме таланта нужно еще и терпение. Особенно в мультипликации. Я считаю, что есть три важные составляющие – желание делать, умение делать и знание, что делать, поскольку кино вообще сложно создавать без определенного набора знаний. Если какого-то компонента нет, то чаще всего у человека ничего не выходит. Компоненты успеха – В хорошем фильме музыки не должно быть слышно. Если во время просмотра что-то больше выделяется, вылезают «глаза» или «уши» (зрители больше внимания обращают внимания на музыку или картинку. – Прим. Яррег), то значит, у аудитории не будет целостного восприятия ленты. Вот приоткрыл завесу нашей творческой кухни. Сюрпризы на каждом шагу – Я часто говорю, что никогда не знаешь, где найдешь идею для мультфильма. Мы делали «Бессмертного» в рамках мультпроекта «Гора самоцветов», и я искал музыку и нигде ее не мог найти, даже в этнографическом музее. Однажды залез в интернет и совершенно случайно наткнулся на видеоклип с дагестанской свадьбы, где звучала электронная лезгинка с бешеным электрическим напором. И тут я понял, вот оно! На основе этой мелодии я попросил нашего композитора написать музыку. Вот под нее главный герой Ниссан и скачет на олене в мультфильме. Или другой пример. В середине сказки Ниссан встречается с тигром и пытается с ним подружиться. Юрий Норштейн (автор известного мультфильма «Ежик в тумане». – Прим. Яррег) подсказал мне деталь для этого момента: тигр, который рассказывает главному герою о том, что умрет, когда у него выпадут все зубы, должен открыть пасть и показать, что у него один зуб уже выпал. Юлия Рутберг, которая озвучивала всех персонажей в этом мультфильме, очень веселилась в этот момент. Чтобы озвучка тигра получилась естественной, она засовывала палец в рот и произносила шепелявым голосом монолог героя. В оригинале сказка «Бессмертный» заканчивается тем, что Азраил уносит душу Ниссана на небо с фразой: «Воистину нет ничего вечного на земле». Все грустно и плохо. Я подумал, что так этого оставлять нельзя, и переписал конец, сделав так, что на небе все герои встретились. Сцену мы рисовали с картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эта та же самая картина, только зрители следят за происходящим со стороны. Если на полотне вы видите сына со спины, то в мультфильме – сбоку, а вместо папы его встречает мама. Хотя, в общем, думаю, что и папам, и мамам блудные сыновья одинаково дороги. Шалости мультипликаторов – Создатели фильма часто «закладывают» в картинку то, что рядовому зрителю не видно, а авторам приятно осознать, что они «пошалили». Например, в ленте про «Ивана-дурака» есть картинка, где крупным планом показан указ о том, что, если кто-то рассмешит царевну, получит полцарства и станет ее мужем. Так вот, этот документ скреплен подписью. Большинство людей посмотрят на нее и не придадут никакого значения. А на самом деле это подпись лже-Дмитрия Первого. Ее мы скопировали с исторического документа. Загадки народного искусства – Мультфильм про «Ивана-дурака» мы снимали по народной сказке, которую когда-то записал Максим Горький. Решили, что лента должна быть в стиле лубок и напоминать площадной марионеточный театр. Прежде чем начать съемки, пришлось изучить лубок. Я знал, что его делали профессионалы своего дела, но не профессиональные художники. Я поразился разнообразию елок в лубке. Мне бы, например, никогда не пришло в голову рисовать иголки на елке в виде треугольников. Народное искусство гораздо интереснее профессионального. Поэтому часть деталей для нашего фильма мы взяли из настоящего лубка, а часть рисовали заново. Провидение? – В этом году 20 лет исполняется фильму «Рождество». Делали мы его долго, года полтора, работа шла тяжело. Но жизнь все время подбрасывала сюрпризы для того, чтобы «Рождество» случилось. Однажды я услышал алегретто из 7-й симфонии Бетховена. Музыка показалась мне такой мелодичной, похожей на колыбельную, что я решил: именно ее должна напевать Мария новорожденному Иисусу. Но мы долго не могли найти того, кто бы напел ее для озвучки. И совершенно случайно я услышал, как напевает какую-то мелодию девочка, работавшая с нами. Эту девочку мы и попросили поучаствовать. «Рождество» сделали по неожиданному поводу, на чужие деньги, и сначала я был недоволен тем, каким он получился. Было стыдно, думал потратил впустую чужие деньги. У нас многие кинематографисты берут чужие деньги и делают всякую ерунду, и опять берут и опять делают. Я так не могу. Но когда мы показывали этот фильм первый раз в музее кино, зал был набит битком, и зрители приняли «Рождество», говорили много приятных слов. В тот день впервые за многие месяцы я уснул спокойно. Что любить: результат или процесс? – Многие говорят: надо получать удовольствие от процесса. А я бы хотел получить удовольствие от результата. Я готов не любить процесс, но знать, что зрители будут любить результат. А не наоборот. Или вот еще часто спрашивают, согласен ли я с тем, что отрицательный результат – тоже результат. Так вот: не согласен. Если хирург зарезал больного на операционном столе, это разве результат? А если второй раз, тоже результат? Нет. Вот та же история и с кино. Прежде чем браться за что-то, я прикидываю, справлюсь ли я с этим хотя бы на среднем уровне. Режиссер: хороший vs плохой? – Толстой называл искусство возможностью заражать своими мыслями и чувствами. Вот если вы можете удержать внимание зрителя, вас смотрят – вы хороший режиссер. Я говорю о профессиональной стороне работы, но не о наполнении.  Фото Татьяны Ждановой
Автор
Татьяна Жданова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе