Кино и женщины Клода Лелуша

Автору "Мужчины и женщины" исполняется 75.

Даже если бы Клод Лелуш не снял в своей жизни больше ничего, кроме фильма «Мужчина и женщина», место в истории кино ему все равно было бы обеспечено – и не последнее место! Un home et une femme – одна из лучших, нестареющих киноисторий о любви. А всего в фильмографии сегодняшнего юбиляра порядка 50 картин!

Семь раз отмерь – один отрежь.

«Всю жизнь я хожу в кино почти каждый день, – признался Лелуш на московской пресс-конференции, когда приезжал в 2010-м представлять свой новый фильм на открытии ММКФ. – Есть фильмы, которые обращаются к нашему разуму, интеллекту. А есть фильмы, которые говорят с нашим сердцем. Я – приверженец кино второго типа. Мои сценарии никогда не основываются на литературе, а исключительно на моих же эмоциях, чувствах». Это так. Кино Лелуша – стихия настроения. Потому так велика в его фильмах роль музыки – мир узнал и полюбил Франсиса Лея после его знаменитого саундтрека к «Мужчине и женщине». Все помнят, как кружит Жан-Луи Трентиньян изысканную Анук Эме на фоне моря – и вступают, набегают, как волны, аккорды знаменитой мелодии Лея. Вокруг бегают дети и рыжая собака, светит неяркое зимнее солнце. От всего от этого возникает на минуту физическое ощущение счастья – так и покорил в 1966-м публику молодой режиссер Клод Лелуш. За «Мужчину и женщину» он получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а также два «Оскара» (за лучший фильм на иностранном языке и за лучший оригинальный сценарий).

Новый фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты" выходит в российский прокат

Пару лет назад в своем фильме «Женщина и мужчины» Клод Лелуш вскользь, на обочине от основной сюжетной линии, рассказал о том, как сам в детстве заразился кино. Есть в фильме персонаж – еврейский мальчишка, которого в оккупированном Париже укрывают в будке киномеханика. Он подтаскивает бобины с пленкой, заряжает их в аппарат. И смотрит, смотрит кино, не мыслит дальше жизни без него. О том, что было дальше, известно. В 1957 году юный парижанин попал в Москву, затесался на съемочную площадку фильма «Летят журавли» (все «оттепельное» поколение советской режиссуры вышло из «Журавлей»). Что-то нелегально снимал на любительскую камеру и позже сделал документальный фильм о том, как Калатозов и Урусевский делают свое странное и прекрасное кино. Прикосновение к тому, что вскоре и навсегда будет признано шедевром, рубежом в истории кино, определило дальнейшую судьбу Лелуша. «На московской земле поселилось во мне желание быть кинорежиссером», – вспоминает он сегодня. Потому особенно чуток он к расположению российского зрителя, потому охотно принимает приглашения приехать в Россию. Его картиной «Женщина и мужчины» открывался 32-й ММКФ, в тот год мы праздновали 65-летие окончания войны, и фильм Лелуша оказался тоже своеобразным расчетом со страшной катастрофой прошлого века. В нем рассказана история влюбчивой парижанки. «Всю жизнь я пытаюсь разгадать женщин, – рассказывал мастер в Москве. – Такой временной фон, как Вторая мировая война, выбран мною для героини не случайно. Пик освобождения женщины, эмансипации пришелся именно на середину 40-х годов ХХ века и совпал с войной. То есть тип современной женщины появился именно тогда и сложился к середине 60-х. Любовь к женщине всегда вдохновляет меня и помогает творить…» Удивительно, что с годами не исчезает способность Лелуша удивляться, влюбляться, восхищаться – это ли не признак счастливой натуры?

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе