Клод Лелуш: Кинематограф станет похож на воскресную мессу

32-й Московский международный кинофестиваль откроется новой картиной классика мирового кино Клода Лелуша "Женщина и мужчины". Кроме того, легендарный режиссер получит награду "За выдающийся вклад в мировой кинематограф", а 19 июня проведет мастер-класс "От фильма к фильму". "Известия" будут следить за московской деятельностью мэтра, а пока мы публикуем фрагмент беседы режиссера с парижским корреспондентом "Известий".

известия: Впервые вы приехали в Москву в 1957 году. Какие у вас остались воспоминания?

Клод Лелуш: В Москве я встретился с Михаилом Калатозовым, который в то время снимал "Летят журавли". Увидел, как он работает с камерой, - в тот день на "Мосфильме" шли съемки знаменитых кадров на лестнице. Я был ошеломлен. В монтажной мне показали фрагменты картины, которая меня потрясла. Вернувшись в Париж, я позвонил президенту Каннского фестиваля и сказал, что видел в Москве отрывки из абсолютно гениального фильма. К моей великой радости, картину пригласили в Канн, где она получила главный приз - "Золотую пальмовую ветвь".


и: Какую роль сыграл этот фильм в вашей судьбе?

Лелуш: Посмотрев "Летят журавли", один из самых совершенных фильмов в истории кино, я решил стать режиссером. В советских лентах мне нравятся лиризм, свободное движение камеры, которая становится как бы действующим лицом, играет столь же важную роль, что и сюжет.

и: Чем же вы обязаны Калатозову?

Лелуш: Благодаря Калатозову и Урусевскому я открыл таинство взаимосвязи камеры со светом. Именно в области кинематографического "письма" советские режиссеры внесли вклад, равный вкладу всех стран мира, вместе взятых.

и: Почему это произошло?

Лелуш: Это произошло потому, что ваши постановщики долгое время были ограничены в выборе тем, сюжетов и поэтому особое внимание уделяли вопросам формы.

и: Ваш фильм "Мужчина и женщина" остается одним из самых популярных во всем мире.

Лелуш: Для меня эта картина очень важна. Она помогла мне найти собственное лицо в кинематографе. Работая над ней, я многое понял. Я считаю, что любой сюжет прекрасен, если его хорошо преподнести. По-настоящему великих идей чрезвычайно мало, но форма позволяет показать, что мир находится в постоянной эволюции. Для меня слово как бы вторично.

и: Значит, слово вторично? 

Лелуш: В фильме "Мужчина и женщина", к которому я все время возвращаюсь, главное - изображение, а не то, что говорят герои. Отправляясь на съемку, я сознательно оставляю сценарий дома и не хочу иметь его под рукой. Когда я делаю новую картину, то всегда стараюсь принимать во внимание то, что осталось в коллективной памяти зрителя.

и: Каким вы представляете себе кино будущего?

Лелуш: Мы будем смотреть картины в огромных залах с гигантскими экранами, может быть, на стадионах, вмещающих 100 тысяч зрителей. Кино превратится в настоящий праздник, который станет похожим на воскресную мессу. Ну, а повседневную кинопищу будут поставлять телевидение и видео.

Юрий Коваленко

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе