Мария Ватутина: Отсутствие жанра, или Полный спойлер фильма «Чебурашка»

Для того чтобы выстраивалась иерархия среди произведений отдельного вида искусства, придуманы еще более мелкие градации. 
www.kinopoisk.ru


Итальянский неореализм легче оценивать в сравнении с ним же, а сонеты – в сравнении с сонетами, пейзажи с пейзажами, сюиты с сюитами. Это не значит, что «Лунную сонату» нельзя сравнить с песней «Катюша», но ценности обоих произведений это не выявит и рейтинга тут не выстроить.


Ну, скажем, есть определенные критерии и отличительные черты кинокомедии, и нам остается лишь примерить новую комедию к шаблонам жанра. А потом уже сравнить с равными по значению комедиями, чтобы окончательно определиться с призовым местом. Нельзя составить мнение о произведении, в котором всего понемножку, совершенно размыты границы жанра и стиля, непонятна целевая аудитория и т. д.


Сразу скажу, что премьерный фильм «Чебурашка» мне нужен здесь для иллюстрации проблемы более широкой. 


Итак, наконец, и я посмотрела «Чебурашку» и, в целом, как и многие мои знакомые, могу сказать «понравилось». Но так, знаете ли, без энтузиазма, словно есть большие сомнения в собственных оценках. Работы художника, оператора, костюмеров – отличные, как в лучших киносказках. Мелькнула даже мысль, что картинка вполне для европейских глаз – волшебные по цветовой гамме, наполнению увлекательные интерьеры, прекрасные пейзажи, мягкий сюжет. 


www.kinopoisk.ru


Но дальше возникают вопросы: что это было? Прав мой товарищ Владимир Сергеенко, который ругался на фильм из-за использования внешнего образа дорогого с детства сказочного героя и подмене внутреннего Чебурашки из старого сюжета на персонажей из современного мира. Но меня удивляет другое. Какой жанр фильма и для кого он? 


Сюжетная линия Чебурашки вполне детская: попал к нам на юг, столкнулся со злом, столкнулся с добром, совершил героический поступок, доказал, что он человек (где-то это было… Буратино? Страшила?), зло раскаялось, все празднуют победу. Сюжетная линия Гены (Геннадия Петровича): счастливая семья, дочь, погибает жена, он злится на судьбу, отдает дочь родственнице, дочь считает его предателем, сплошные страдания, которые еще и повторяются рефреном, чтобы мы тщательнее разобрались, потом Гена пытается вернуть расположение взрослой дочери, повторно теряет ее доверие, потому что предает Чебурашку, но в результате все мирятся. Ничего себе 6+ ?!


Эта линия – линия социальной драмы для взрослых – сложена в одну коробочку с приключениями Чебурашки, то есть с детской сказкой для совсем маленьких, потому что их заманили мимимишным зверьком на афише. Но взрослых вообще не заманивали на социальную драму, они просто детей привели.


Фото: Кинопоиск


А тут им долгие печальные монологи, флешбеки, сложные взаимоотношения – это все до кучи положено в «Чебурашку». Кроме того, в фильме масса реминисценций, аллюзий, то есть ссылок на другие фильмы – это такой прикол режиссера, который, кроме его кивка в сторону других фильмов, ничего не означает. Эти параллели не работают на сюжет. Ни «Шоколадная фабрика», ни «Шоколад», ни другие мелькнувшие отсылки, которые я опознала, не остались толком в памяти. Скорее, они мешали. Судя по тому, что ни на капризной девочке, внучке «Шапокляк», ни на заговорившем наконец внуке Гены режиссер акцента не делал, их характеры для сюжета и целей фильма неважны – эти дети нужны тут только для того, чтобы внука нечаянно запустили в ракете, а внучка просто слилась, потому что она незаконченная линия сюжета, как и испанцы из пролога фильма, как герой старшего Добронравова, который так и не определил, кто такой этот зверь с ушами, как и симпатизирующая Гене директор дендрария, да в общем-то и все остальные герои.


Геннадий Петрович, он же Гена, он же сотрудник дендрария, по ходу фильма становится добрым, оттаивает. Это влияние Чебурашки, который помогает деду вернуть дочь и внука. Но создается впечатление, что Чебурашка помогает неосознанно, одним присутствием или появлением, а тогда это не считается. А раньше могли как-то через поступки персонажей чувства добрые ненавязчиво пробуждать.


Вот и получается, что вначале просмотра зал за моей спиной умиленно возглашает «О! Чебурашка», «Попузьяна!», а через двадцать минут младшие дети скулят: «Мы хотим домой». По сути, волшебностей-то в фильме никаких нет. Есть данность – необычный зверек, а остальное все как у людей во взрослом кино: то ли триллер, то ли социальная драма, то ли взрослая сказка без особых примет и ясной целевой и возрастной аудитории. Именно поэтому НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СВОИМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЛЬМУ. 


Фото: Кинопоиск


Так вот. Есть ощущение, что навык держаться в границах жанра почил в бозе во многих областях нашей жизни, начиная с литературы, заканчивая политикой государства. И если подойти с формальной теоретической стороны к тому, что происходит сейчас на новых российских территориях, к тому, что идет уже год и заканчиваться не собирается, то и тут нет точного определения – что это у нас такое. Я как юрист привыкла к точным понятиям, потому что нельзя без четкого определения кражи посадить за кражу. Закон конкретен. Война – это в каком-то смысле правовое действие, у войны есть свои законы, своя ответственность и так далее. Про нее есть нормы в России. А вот у специальной военной операции этого всего нет, да и не раскрыт смысл каждого слова в этой формулировке. 


Несколько месяцев назад во всех политических ток-шоу политологи возводили очи вверх и спрашивали: какие цели СВО? чем она должна закончится? что нужно делать на освобожденных территориях? Сейчас перестали спрашивать. Оно и понятно – четыре региона присоединили, они стали субъектами РФ, живут по российским законам, неопределенности в этом сняты. Но СВО продолжается, и не только потому, что надо освободить эту российскую землю от врага. Ведь мы же не знаем, что будет, когда освободим. СВО закончится? Как же! Да, и может ли называться тем же именем совершенно изменившаяся ситуация: теперь это война на территории России, война на Украине, в которой участвуют страны НАТО и собираются участвовать все масштабнее. Разве это наша СВО?


И больше того, речь не только о формальном названии, речь о том, что СВО – это точечные удары по инфраструктуре, сохранение мостов и железных дорог врага, территория РФ, живущая вне военной ситуации, вне подобающей этики страны, у которой армия воюет с врагом, а мирные жители гибнут каждый день.  


А что если у большого количества граждан РФ такой же эффект, как от просмотра «Чебурашки» – они не знают, как к этому относиться, потому что не понимают, что это такое? Это только мое предположение. Думаю, многие не осознают такого эффекта, он с ними случился подкорково. Но я точно знаю, что есть огромное количество людей, которые поддерживают наши действия на Украине, но не высказываются, не присоединяются к настоящему российскому тылу, который «все для фронта, все для победы!» Собственно, власть этого и не просит, в операционную вход запрещен.


Прежде всего, в отсутствии точного определения идущих военных действий есть лукавство, чувствуется наличие скрытых причин, а может быть, и отсутствие понимания характера и целей со стороны военного руководства. 


Вот и получается: вроде и милого «Чебурашку» произвели, а на нашего великого отечественного победоносного Чебурашку это совсем не похоже. 

Автор
Марина ВАТУТИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе