Молодой, но Мудрый

На экраны выходит фильм "Ярослав. Тысячу лет назад"

В Москве состоялся премьерный показ историко-приключенческого фильма "Ярослав. Тысячу лет назад". Поиски истинно русского героя обошлись в небольшую по кинематографическим меркам сумму - пять миллионов долларов. 14 октября "Ярослав..." выходит в прокат, а накануне режиссер Дмитрий Коробкин ответил на вопросы обозревателя "Известий".

Известия: В титрах вы значитесь еще и как оператор фильма?

Дмитрий Коробкин: Так мне легче было работать - не надо никому ничего объяснять. Мы работали в плотном режиме, быстро. Но старались сделать все максимально естественно. У нас были исторические консультанты, с которыми согласовывалось все - вплоть до причесок. Есть данные археологических раскопок, и по ним можно судить, как жили и как выглядели люди тысячу лет назад. А выглядели они, надо сказать, весьма современно.


И: Вы долго искали актера на главную роль и нашли его - Александра Ивашкевича - в Русском драмтеатре Таллина. Что было главным критерием?

Коробкин: Нам требовалось сочетание мужественности и интеллигентности. Важно, чтобы зритель поверил, что этот Ярослав в дальнейшем станет правителем, заслужившим прозвище Мудрый.

И: О вас самом, как и о князе Ярославе, мало что известно...

Коробкин: Мне 39 лет. Родился на Алтае, рос в Ташкенте. Там окончил университет - факультет тележурналистики. Стал работать на местном телевидении. Так постепенно дошел и до кино. Освоил множество профессий. Стал оператором, снимал, например, "Мама, не горюй-2". Режиссировал клипы, рекламу. Прежде чем решиться снимать игровое кино, учился на курсах Александра Митты.

И: Жизнь зрелого Ярослава описана подробно. Но откуда сведения о молодом герое?

Коробкин: Мы опирались на строки Нестора в "Повести временных лет" о том, как Ярослав в "Медвежьем углу" поборол медведя и ему поклонились местные племена. А еще он построил крепость, переросшую в град Ярославль. Нам было интересно показать молодого воина в начале своего княжеского пути. Мы предположили, что Ярослав отправился к берегам Волги с военными целями и постепенно начал понимать, что война - не всегда лучший выход. Важнее уметь договариваться. На мой взгляд, эта тема сегодня очень актуальна. Ведь все конфликты происходят от непонимания и агрессивного восприятия других, не похожих на тебя людей.

И: А линия с викингом Харальдом - не дань антизападным тенденциям? Мол, коварные они люди, и доверять им нельзя...

Коробкин: Ой, вот об этом мы совсем не думали. Для меня взаимоотношения Ярослава и Харальда - это история дружбы и предательства. Без всяких политических подтекстов.

И: В истории Древней Руси много интересных персонажей. Собираетесь продолжать эту линию?

Коробкин: Наша съемочная группа приобрела ценнейший опыт, который можно использовать в аналогичных проектах. Ведь смотрите, что происходит. Готовясь к работе над фильмом, мы провели опрос среди школьников и студентов. И оказалось, что о Ярославе Мудром знают не больше десяти процентов. Давались совершенно экзотические ответы: основатель Киева, персонаж компьютерной игры, отец некоей Ярославны... В современных школах творится что-то невообразимое.

От любви до Ярослава

1010 год. Строительство Великой Руси продолжается. В лесах живут племена, поклоняющиеся языческим идолам. Племя Велеса не доверяет никому и воюет как с разбойниками, крадущими людей для продажи в рабство, так и с войском князя Ростовского Ярослава (Александр Ивашкевич), который направился к берегам Волги, чтобы основать крепость.

Самый большой трофей очередной битвы - Райда (Светлана Чуйкина), дочь вождя племени. Но Ярослав, к неудовольствию своей дружины, решает вернуть Райду отцу. Язычники не поверили в благие намерения князя и сами пленили его. Начинается торг: мы вам отдаем живого Ярослава, а вы навсегда уходите от нашего леса.

Неоднозначной стороной в этой дипломатии выступает ближайший друг Ярослава, норвежский наемник Харальд (Алексей Кравченко). У него роман с прекрасной девушкой Желанной (Елена Плаксина), но ее отец, князь Святозар (Виктор Вержбицкий), полагает, что, во-первых, наемник - бедный, во-вторых, наемникам доверять нельзя. В-третьих, Святозару хочется породниться с Ярославом. Харальд ради любви пошел на предательство и окончательно запутался.

Меж тем разгорается роман Райды и Ярослава. Райда восхищена мужеством и умом князя, но, увы, каждый из них должен сделать свой выбор. После гибели отца Райда возглавит племя, а Ярослав отправится закладывать крепость, которую назовут его именем...

Было так или не было - кто теперь скажет, если первые деяния Ярослава сохранились лишь в легендах. Автор сценария Мария Кошкина пыталась пофантазировать на тему, как молодой воин становится государственным мужем. Надо признать, получилось вполне сопоставимо с голливудскими вариациями про викингов, покорение новых земель и тому подобное. Продюсер фильма Вадим Быркин рассказывает: "Запуская проект, мы обсчитали смету, и у нас получилось - с учетом строительства деревянного города в Тутаевском районе Ярославской области - порядка 10 миллионов долларов. Тут грянул кризис. Многие проекты остановились. 
Однако нам удалось найти инвесторов, и мы уложились в пять миллионов. Лично я приобрел хороший опыт и теперь в рамках социально значимого кино буду заниматься проектом "Сокровища озера Кабан". 

Действительно, материальная среда на экране не режет глаз. Вечно слабое место нового рус-ского исторического кино - бороды, усы, длинные волосы - на сей раз не противоречит натуре. И выездка, и битва на мечах вполне заслуживают аплодисментов. Нельзя сказать, что фильм идеален во всех отношениях. Чересчур приторно-мудрым вышел в исполнении Валерия Золотухина то ли знахарь, то ли оракул племени Велеса. Да и любовная сцена Райды и Ярослава на звериных шкурах - откровенная дань киномоде. Но в любом случае полтора часа просмотра проходят легко, с неослабевающим интересом.

Вита Рамм

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе