«Моя мечта — последовать примеру Кустурицы и построить деревню»

Никита Михалков — о трудностях, с которыми сталкиваются молодые актеры, и создании на площадке семейной атмосферы.

Кинорежиссер Никита Михалков провел мастер-класс в своей летней киноакадемии. При полном аншлаге на протяжении двух часов он рассказывал и показывал ученикам основы актерского мастерства по методу Михаила Чехова. В основе этой системы — физическое действие, благодаря которому возникает и настроение, и переживание, и эмоция. Михалков предлагал молодым актерам делать любые жесты, а затем по-разному насыщать их при помощи слов, кидать мячи с разными интонациями и накапливать внутреннюю энергию. После мастер-класса со знаменитым режиссером встретился корреспондент «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

— То, что вы сегодня рассказывали и показывали, разве не преподают в театральных вузах?

— Я уже не знаю, но, судя по опыту работы с актерами на площадке, они даже не подозревают, что такой метод существует. Хотя теория уникальная, абсолютно гениальная — я считаю, что это открытие Михаила Чехова. В Советском Союзе о Михаиле Чехове мало кто знал, поскольку перевода его книги не существовало.

— В киноакадемии сейчас преподает много мастеров, их теории могут противоречить друг другу.

— Ничего страшного. Наши студенты — свободные люди, которые могут выбрать то, что им захочется. Я не собираюсь причесывать их под общую гребенку. У нас дают мастер-классы высококлассные профессионалы, которые давно зарекомендовали себя в кинематографе, сняв замечательные картины. У каждого свой метод, и у меня в том числе, я же не говорю ребятам «не слушайте Сергея Соловьева, а слушайте только меня». Если ученики воспримут то, о чем говорил каждый мастер, у них появится настоящая профессиональная широта взглядов. Они не должны тупо следовать за учителем.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Что будет, если ваш выпускник попадет к режиссеру, который заставит его забыть всё, чему он научился?

— Если слушатель нашей академии воспринял то, что говорю я, и ему это пригодилось, он все равно будет внутренне, подспудно заниматься техникой жеста, даже если его заставят стоять по стойке смирно. Но я стараюсь ничего никому не навязывать, а говорить только о том, что вижу сам. Я не хочу создавать клонов, ведь я не просто рассказываю, но еще и показываю метод Чехова на собственном примере.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Вы следите за тем, что делают ваши ученики? Какие, например, темы у курсовых короткометражек?

— Не знаю, они сами их выбирают. В данном случае сила академии заключается в том, что они все время находятся в свободном полете в предлагаемых нами обстоятельствах. Сейчас вы видите только «пилотную» версию, в следующий раз, когда академия станет круглогодичной, мы соберем вокруг себя все направления — сценаристов, режиссеров, продюсеров, операторов и актеров.

— Как изменится социальный срез студентов после того, как академия станет круглогодичной?

— Меня не интересует их опыт или возраст, меня интересует только наличие у них высшего образования. Мы не работаем с абитуриентами, а занимаемся только совершенствованием, подъемом специалистов на другой профессиональный уровень. В театральных вузах очень много Станиславского, а дальше идет уже более высокая школа — Михаил Чехов.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Вы следите за судьбой выпускников прошлого года?

— Кто-то из них снимает, кто-то снимается, кто-то не снимается и не снимает. Пока что мы не берем на себя ответственность за их трудоустройство, однако после того, как академия станет платной, ситуация изменится. Мы понимаем, что не каждый сможет заплатить за обучение, и предложим ученикам внести сначала какой-то процент, а остальную сумму вернуть после работы, на которую мы сами их трудоустроим. В этом случае академия будет заинтересована, чтобы ее выпускники нашли работу.

— Где разместится круглогодичная академия?

— Мы ведем переговоры о выделении нам отдельного здания. В идеале нужно еще и общежитие, поскольку мы не хотим заниматься только с москвичами. Важно, чтобы в академию съезжались люди со всей страны.

В дальнейшем мы планируем создать академическое агентство с базой данных различных профессионалов. То есть даже если человек не поступает, мы все равно получаем от него информацию, которая заносится в базу.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Какие еще проблемы русского кино вы хотите решить?

— Я не хочу решать проблемы. Проблемы русского кино, с одной стороны, очень индивидуальны, а с другой — достаточно общие. Они заключаются в отсутствии высокотехнологичных и подготовленных кадров всех профессий, за исключением операторов. Операторы попросту не могут быть непрофессионалами, поскольку это их хлеб. Но все остальные, включая сценаристов и продюсеров, работают зачастую на любительском уровне. Именно поэтому мы хотим попытаться воспитать не просто актера, а целую группу — оператор, режиссер, сценарист и актер, которые работают сообща и знают механику взаимоотношений на площадке. Очень важно, чтобы сценарист видел, как репетирует актер — сценарий должен писаться с учетом его игры на площадке. Сейчас сценарист пишет «Николай подумал», и его совершенно не касается, каким образом играть это «подумал». Мы же хотим в течение года создать творческую семью, которая включает максимум профессий.

— Занятия будут проходить за чаем с сушками?

— Когда бог даст и большая академия появится, там будет конструкция с разделением на зоны. Одна из форм — несколько чайных — красная, зеленая, синяя, желтая, то есть не аудитория, где люди сидят за столами и записывают лекции; должно быть создано ощущение дома, в котором проходят репетиции и занятия. Мне бы очень хотелось, чтобы в большой академии ученики как можно больше общались с самыми разными людьми — от архимандрита Тихона до Эдуарда Лимонова.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Идеальное расположение для такого учреждение — на природе.

— Вообще, идея о том, чтобы вывезти ее за город, есть, но для этого потребуется серьезное строительство. Моя мечта это, конечно, последовать примеру Кустурицы и построить свою деревню. Я уже подобрал для нее прекрасное место, но для этого нужны довольно большие средства. Но на самом деле это идеальный вариант — чтобы ребята уезжали за город и целый год учились, смотрели кино, общались, бегали на лыжах и купались.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе