Мультфильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена» покажут в Доме музыки

30 января в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится показ анимационных фильмов Гарри Бардина «Слушая Бетховена» (премьера), «Чуча» и «Гадкий утенок». Саундтреки к двум лентам были записаны при участии Национального филармонического оркестра России.

Презентация мультфильма «Слушая Бетховена» в Москве состоялась 24 декабря в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино, также ее представляли на закрытом показе в Международном университете, а еще ранее, в ноябре, новую работу Гарри Бардина увидели в Саратове (в областной библиотеке). Московский международный Дом музыки станет местом первого показа мультфильма для широкой аудитории.

10-минутная картина создавалась полтора года на средства, вырученные от краудфандинга. По словам режиссера, фильм посвящен «вечным ценностям – торжеству и величию свободы». «Как и многие предыдущие мои картины, эта лента станет музыкальной, – говорит Гарри Бардин. – На протяжении всего фильма будут звучать великие произведения Бетховена – Аллегретто из Симфонии №7 и «Ода к радости» из Симфонии №9, специально записанные для нас Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова».

Обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, лауреат Государственной премии России, режиссер и художник-мультипликатор, сценарист и актер Гарри Бардин не впервые привлекает Владимира Спивакова и его оркестр к сотрудничеству. В 2010 году на экраны вышел его полнометражный анимационный фильм «Гадкий утенок», в котором за кадром звучит музыка из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского в исполнении НФОР. Владимир Спиваков не ограничился ролью дирижера и озвучил в фильме брутального Петуха, а главного героя озвучивала концертмейстер группы альтов НФОР Светлана Степченко.







http://nfor.ru/2016/01/26/multfilm-slushaya-bethovena-pokazhut-v-dome-muzyki/

 В дополнение:

Общество отшвартовывается от пристани «Государство»

В Международном университете в Москве состоялся закрытый показ фильма Гарри Бардина, созданного на народные деньги

Фильм о свободе в несвободном обществе снял степенный мэтр с характером юного бунтаря. Теперь он точно легенда. Документально доказано. Премией Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше». Бардин увековечен в номинации «Человек-легенда». Помимо обширной коллекции золотокрылых «Ник» в его собрании специальная награда от Папы Иоанна Павла II, «Золотая пальмовая ветвь» Канн, призы Анесси и прочих солидных фестивалей. Но на первом показе фильма «Слушая Бетховена» мастер всерьез волновался. Обратился перед началом к аудитории, во многом состоявшей из вложивших свои личные средства в создание картины на «Планете.ру», поблагодарил за помощь.

Название «Слушая Бетховена» не случайно. Тема Alegretto из 7‑й бетховенской симфонии, торжественное шествие, в котором «красота человеческого горя», — не давала ему покоя: «Я просыпался с ней и проваливался в сон. Пока однажды не понял предельно ясно: буду делать фильм о свободе. Сама музыка сформулировала идею, форму. Позвонил Спивакову. А он научен «горьким опытом», он же записывал аранжированную для нашего фильма «Гадкий утенок» музыку Чайковского. Он с опаской спрашивает: «Музыка будет какая? Надеюсь, не аранжированная?» И вот приехал я к нему в Дом музыки, рассказываю идею фильма. Он разводит руками: «Ну, это кандец. Тюрьма… Тогда встречное условие: музыку будем писать бесплатно». Из Дома музыки я буквально летел. Вечером Спиваков перезвонил: «Прости, я погорячился, не имею права принимать решение единолично, завтра на репетиции должен узнать мнение оркестрантов, готовы ли они бесплатно работать». Оркестр проголосовал единогласно».

Черно-белая урбанистическая геометрия. По расчерченным квадратам плитки ездят механические пылесосы и гусеницами давят редкие пробивающиеся в расщелинах зеленые ростки. Затем рукава пылесосов втягивают ссохшиеся листья. И снова все стерильно-серо. Но молодая поросль напористо пробивается зелеными стеблями, образуя свежесалатовый газон… который нещадно давят, вырывают с корнями, стригут разнообразные танки-газонокосилки-кусачки-экскаваторы с щупальцами. Армия машин газон закатывает в асфальт, растирая остатки зелени, увозит в контейнерах. И тогда над серо-серым городом встает яркое и страшноватое солнце.

Но кода фильма на теме из финала 9‑й симфонии — цветная, победительная. Как завещано Бетховеном и Шиллером: «О, братья, не надо печали». Кажется, здесь пробивается и пушкинское «Темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа».

Этот оптимизм, наивный и неоправданный нынешней жизнью, очень бардинский. Хотя его социальные памфлеты, отягощенные философским подтекстом, окрашены различным настроением. Аллегорический «Конфликт», сооруженный из спичек, был наполнен напряженным беспокойством за мир, который магнитом тянется к войне. Финальный реквием: панорама из скрюченных обугленных спичек — поэтическая эпитафия милитаристскому безумию, воинству обреченных. «Адажио», разыгранное белыми и черными бумажными «голубями», — притча о неисцелимости ксенофобии, ненависти к белым воронам, к «другим», завершается на тревожном символе: вокруг «Постороннего» смыкается круг нетерпимых.

Но сейчас, когда война становится будничным фактом и массы дружными рядами вступают в кабалу добровольного рабства, Бардин выбирает иные краски. Бетховен писал свою оду «К свободе» (по цензурным соображениям названную «К радости») как вызов реакции, призыв к революции. И эта праздничная революционная страстность на экране перевоплощается в призыв: от черно-белого — к многоцветному пространству. Притча о свободе столь же проста и плакатна, как и предыдущие притчи о войне, о ксенофобии. Бардин никогда не боялся плакатности: ему важно достучаться до сердец.

Понятно, что в Минкульт за финансированием столь дерзкого проекта режиссер и не обращался. Обратился к людям через окно «Планеты.ру». Люди скинулись — проект «Слушая Бетховена» собрал рекордную сумму — 6 млн 150 тысяч. И вот сейчас зрители, своими средствами вложившиеся в картину, долго аплодируют, не отпускают режиссера. После показа интересуются, нет ли у него идеи следующего фильма. Готовы «скинуться».

Общество потихонечку отшвартовывается от пристани «Государство». Лечить, учить, помогать адаптации особенных детей, поддерживать умирающих, протягивать руку помощи беженцам, содействовать созданию независимых проектов… Сегодня благотворительность и краудфандинг превращаются в союз людей, ответственных за свой выбор. Наш выбор и наша ответственность — последние тучи рассеянной свободы.

Почти четверть века назад президент студии Уолта Диснея предложил контракт креативному режиссеру из России, в руках которого оживали не только пластилин («Брэк!»), но и проволока («Выкрутасы»), веревка («Брак»), столовые приборы («Банкет»). Он не уехал. Хотя признается, что было трудно и при советской власти. Но и тогда, и теперь он ценой огромных усилий делал лишь то, что хотел делать.
http://www.novayagazeta.ru/arts/71270.htm - напечатан фрагмент статьи Ларисы Малюковой

"Гадкий утенок"


Автор
по материалам прессы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе