Народ-яйценосец

Рафшан и Джумшуд уделывают Москву

Сегодня в прокат выходит "Наша Russia. Яйца судьбы" — кинокомедия по мотивам популярного скетчкома канала ТНТ, из персонажей которого в качестве главных выбраны гастарбайтеры из вымышленной среднеазиатской страны и их прораб. В целом авторы, креативные продюсеры Гарик Мартиросян и Семен Слепаков, старались сделать не продолжение знакомых по телевизору сюжетов, а самостоятельный фильм со своей связной историей, которая напомнила ЛИДИИ МАСЛОВОЙ распространенные в голливудских боевиках драматургические приемы. 


Перед авторами кинофильма "Наша Russia" стояла примерно та же сценарная проблема, что и в "Самых лучших фильмах": как связать все придуманные шутки в единое целое. Авторы сценария Семен Слепаков, Алексей Ляпоров и Вячеслав Дусмухаметов построили фильм по принципу road movie: путешествие двух гастарбайтеров Рафшана (Михаил Галустян) и Джумшуда (Валерий Магдьяш) начинается на выдаче багажа в московском аэропорту, куда они нелегально прилетели, компактно утрамбовавшись в один чемодан. Продолжается их маршрут в хоромах олигарха (Виктор Вержбицкий, пародирующий сам себя в "Дозорах" и "Черной молнии"), куда начальник-прораб (Сергей Светлаков) приводит их делать легкий косметический ремонт, оборачивающийся тяжелыми разрушениями и пропажей из сейфа двух "золотых яиц Чингисхана" — дальнейшая суета вокруг этого артефакта приводит персонажей в милицию, казино, на корпоративную вечеринку, в институт Склифосовского, а завершается увеселительная экскурсия по столице под памятником Ленину на Калужской площади. 

В эпизодах "Нашей Раши" мелькают почти все персонажи, сыгранные Сергеем Светлаковым в скетчкоме, но основной движущей силой сюжета становится антигерой, которого нет в телевизионной "Нашей Раше", олигарх Виктор Марьянович — для него придумана такая же повторяющаяся из эпизода в эпизод речевая характеристика, которые отличают телеперсонажей скетчкома с их крылатыми фразами и специфическими интонациями. Так, на слова "Не волнуйтесь" олигарх отвечает: "Волнуется — море. А я — наказываю, и причем жестоко". Аналогичным образом на реплику своего верного подручного (Александр Семчев) "Сделаем" злодей возражает: "Делают — куннилингус. А я — наказываю". "Не расстраивайтесь.— Расстраивается кишечник", "Обращайтесь — обращаются в буддизм", ну и так далее, пока найденный прием не доводится до логического завершения, то есть до полного абсурда, оборачивающегося самопародией. 

С самоиронией у авторов "Нашей Раши" вообще все нормально: не успевает зритель в эпизоде, где герои оказываются густо политы фекалиями, опознать цитату из "Миллионера из трущоб", как на экране возникает титр: "Просмотр остановлен по морально-этическим соображениям", после чего следует социальная реклама всероссийской ассоциации "Кино без говна" — в качестве своего рода рефлексии продюсеров по поводу знаменитой идеи "насрать в кинотеатр", на которой строился "Самый лучший фильм". Основная же рефлексия по поводу всего увиденного происходит на финальных титрах, которые комментирует скептически настроенный телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков в своей фирменной манере — опять мол, сняли какое-то говно: "Что за режиссер такой Глеб Орлов? Михалкова знаю, а Орлова нет". 

Вопрос, насколько все это может быть близко и интересно девственному зрителю, не знакомому с бестиарием телевизионной "Нашей Раши", представляется таким же риторическим, как вопрос, что могут для себя найти, например, в фильме "Властелин колец" люди, равнодушные к творчеству Толкиена: какие-то фантастические зрелищные аттракционы (а в "Нашей Раше" самым ярким является костюмированная корпоративная вечеринка Газнефтьалмазбанка, где выступает певец Николай Басков в доломане), общечеловеческие ценности и нравственный урок. Яйца Чингисхана могут регулировать цены на нефть и курс гривны, но не приносят обладателю счастья — для него необходимо третье яйцо, которое носит под оранжевым комбинезоном на немытой шее как талисман всего своего народа Рафшан, оказывающийся в финале потомком Чингисхана, как, выходит, и все московские гастарбайтеры. В решающей сцене они собираются у памятника на Калужской площади, чтобы продемонстрировать свое пробудившееся самосознание и доказать олигарху, что они не рабы. Финал этот не то чтобы прямо подхватывает тему "Аватара" с его антиэксплуататорским пафосом и проповедью вселенской любви, объединяющей все живое, но в общем-то тоже клонит примерно в эту гуманистическую сторону, хотя полюбить чумазого гастарбайтера, не понимающего по-русски, гораздо труднее, чем грациозного синего инопланетянина, умеющего шевелить ушами.

Лидия Маслова

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе