Не стало кинорежиссера Сергея Соловьева: подвело сердце

«Ты человек и можешь все».
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА


Он верил, что в каждом живет дух Леонардо да Винчи.


13 декабря в своей квартире от сердечного приступа умер Сергей Соловьев – режиссер фильмов «Асса», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Нежный возраст». Ему было 77 лет. Он давно уже чувствовал себя плохо, но всякий раз, когда жизнь была на волоске, подобно Птице Феникс возрождался. В нем была могучая живительная сила. Его называли САС в глаза и за глаза, что означало - Сергей Александрович Соловьев. Когда-то так называлась телепрограмма, которую он вел. 

Соловьев удивительным образом схватывал дух времени, находил нечто важное в полудетском сознании своих героев, которые жили здесь и сейчас, но и давно ушедшем и грядущем. Как он этого достигал, даже не объяснить. 

Многие годы Сергей Соловьев был президентом Международного кинофестиваля дебютов «Дух огня». Собственно он его придумал, основал в Ханты-Мансийске, вдохновлял и вдохновлялся им, мог сбежать из больницы после операции, срывая гипс, чтобы поехать и провести свое детище. Зачем так рвался?   Говорил, что хочет заглянуть в завтрашний день кинематографа. К нему приезжали на фестиваль французский гений Леос Каракс со своей женой Катей Голубевой, многострадальный иранский режиссер Джафар Панахи, звезда фильмов Бунюэля, Шаброля и Лелуша  Бюль Ожье, Пьер Ришар, испанский режиссер Изабель Койшет, польский актер Даниэль Ольбрыхский. Но почему-то Соловьевым там в последние годы не дорожили, хотя он был главным притяжением. А он взял да и придумал фестивалю девиз «Человек, ты кто?». Вынес на сцену автопортрет Леонардо да Винчи как символ того, кто  ищет себя во времени и пространстве.  «Человек, ты кто? – вопрошал Соловьев. - Тварь дрожащая,  готовая исполнить любой приказ любого правителя или же собрат Леонардо? Ты – человек и можешь все. Разве можно прекрасных дам с портретов да Винчи  назвать телками? Во всех нас много чего от твари дрожащей, но мы – люди, и надо чаще вспоминать об этом». 

Недавно Соловьев удивил руководство ВГИКа своим заявлением о том, что хочет набрать еще студентов. Казалось бы, какие могут быть ученики, когда сам едва передвигаешься в коляске. Но он вспыхивал и воскресал. Молодых любил. Они его окрыляли. «Мне важно видеть фильмы молодых, - говорил Соловьев. Не надо рассчитывать на сплошные шедевры. Их много не будет. Я за свою жизнь пережил столько возрождений кинематографа. Поймите, у бюрократов своя жизнь. Им нужно чем-то отчитываться. Единственная идея, которую надо поддерживать, - это талант». При этом ощущал, что в кино и этот мир приходят генетически другие люди. «На образы, к которым я обращаюсь, они уже не тянут. В чем проблема, не знаю. Начал набирать  курс, и вдруг увидел, что идут люди, генетически мне незнакомые. Потрясающе! Я их не понимаю. Наверное, поэтому и набрал». Тем не менее,  коллеги вспоминают, какой потрясающий спектакль по роману Толстого «Война и мир» он поставил со студентами. 

Свой последний 15-минутный фильм «Ути-ути-ути», Соловьев снимал со студентками. Премьера состоялась в 2020 году на Роттердамском кинофестивале перед пандемией. Соловьев уже болел, поехать туда не мог. Картину представляла его ученица Стася Венкова, написавшая сценарий и сыгравшая главную роль.  Идея родилась спонтанно,  уже после того, как Соловьев потерял сына Митю и чувствовал себя ужасно, за все корил, замкнулся. Но вот влетела в его дом  молодежь, быстро собралась  группа, дружно поехали на «Мосфильм» и за один день сняли там фильм. Ученицы Сергея Александровича Стася Венкова и Настя Теплинская снимались раздетые на осеннем ветру. Их ноги согревали горячей водой, которую приносили в тазах. Соловьев буквально расцвел. У него появились легкое дыхание, желание жить и работать. Палочку, на которую недавно еще опирался, он быстро отбросил. Музыку к «Ути-ути-ути» написала его и Татьяны Друбич дочь  — Анна Друбич, живущая  в США.  

А потом Соловьев попал в больницу, начались проблемы с сердцем. В самые трудные минуты рядом с ним всегда была Татьяна Друбич. Она ведь не только актриса, но  врач, сердечный и заботливый человек. Если бы не она, неизвестно, как пережил  бы Сергей Соловьев безвременную смерть сына. Татьяна всегда была его ангелом-хранителем.  

Последним полнометражным фильмом Сергея Соловьева стали «Ке-ды»,  выпущенные им к своему 75-летию. Писатель Андрей Геласимов, по новелле которого снята картина, рассказал «МК»: «Смотришь, смеешься, а потом вдруг понимаешь, что говорит-то он о смерти. У меня даже навернулась слеза. Физическое тело Сергея Александровича не соответствует тому Соловьеву, который сидит внутри. Это два разных человека».  В «Ке-дах» снимались мальчики-аутисты из интерната Данила и Эдик. Как они гладили по лицу  Сергея Александровича, чувствая его нежность к ним. А Соловьев тогда сказал «МК»: «Дело не в аутизме,  хотя и в нем тоже.  Перельман тоже аутист, как и все хорошие люди. Все человеческое сконцентрировалось в русском аутизме. Это концентрация собственного душевного состояния. Нужно уходить в собственный мир аутизма». 

Соловьев и раньше, словно специально снимал кино к своим юбилеям. Его 65-летие было отмечено выходом сразу двух фильмов – «2-Асса-2» и «Анна Каренина». Снимались они больше, чем по десять лет, и шанса их увидеть, казалось, не было.  Работа шла параллельно, и одна картина вплеталась в другую, цитировалась причудливым образом.  

Сергей Соловьев так и не снял фильм о Тургеневе и Виардо «Метафизика любви», где главные роли презназначались Олегу Янковскому  и Татьяне Друбич. Их фотопробы можно было увидеть на одной из выставок Соловьева. Он даже хотел использовать в этом фильме заготовки своего долгостроя - «Анны Карениной», которая лет 15 стояла на месте. А потом работа над экранизацией романа Толстого неожиданно возобновилась, и Янковский сыграл Каренина, так и не увидев готовой картины, а Тургенев так и остался его прекрасной мечтой. А Соловьев мечтал  снять «Елизавету и Клодиль», рассказывал, что вот-вот начнутся съемки  во Франции. Он хотел пригласить Пьера Ришара. Где-то нашел юную и никому тогда неизвестную француженку Адель Экзаркопулос, которая позднее станет звездой после премьеры  фильма «Адель» Абделлатифа Кешиша на Каннском кинофестивале. С упоением САС говорил и о возможном проекте с  Фанни Ардан, которая тоже приезжала  к нему в Ханты-Мансийск. 

Соловьев был великим мечтателем и рассказчиком, мастером невероятных историй о собственной жизни, жизни близких людей. Порой он так увлекался, что кому-то приписывал то, чего и не было в помине. Если кто-то его подводил, находил слова оправдания. Насочинял  человек, что влиятельный в Америке, что может все.  А потом оказывалось, что и адрес у него липовый, и бизнеса нет. Но Соловьев в таких случаях не унывал, мог сказать, что, наверное, адрес неверно записан, номер телефона поменялся, не иначе.  И сам верил в свои и чужие  фантазии.      

Он родился в карельском городе Кемь в 1944 году, в тех местах, о красоте которых можно судить по фильму Павла Лунгина «Остров», который там снимался. Наверное, в восьмилетнем возрасте многое определилось в жизни Соловьева, когда ему подарили фотокамеру «Любитель», и он начал снимать. Учился во ВГИКе в мастерской Михаила Ромма и Александра Столпера, потом пришел на «Мосфильм». А с 1982 года сам там начал преподавать во ВГИКе и занимался этим до последних дней. Соловьев снял трилогию «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом». Не раз экранизировал классику. Снял фильм «Егор Булычев и другие» по пьесе Горького. По его сценарию Иван Дыховичный сделал «Черного монаха» по мотивам повести Чехова. «Станционный смотритель» самого Соловьева был отмечен Венецианским кинофестивалем. Там же участвовали и были премированы «Спасатель» и  «Чужая Белая и Рябой».  «Сто дней после детства» с юной Таьяной Друбич  принесли Сергею Соловьеву  «Серебряного медведя»  за режиссуру на Берлинале и Госпремию на родине.  Культовая теперь «Асса» отмечена спецпризом в Сан-Себастьяне. Он снимал «Мелодии белой ночи» с японской актрисой Камахи Курихара и Юрием Соломиным.  Жизнь прожил  славную и счастливую, принесшую не только радости, но потери близких,  сына, прежде всего, одиночество и страх.

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе