Фильм «Любовь Советского Союза» выходит в прокат 7 ноября.
О картине мы поговорили с одним из ее режиссеров Никитой Высоцким
«Любовь Советского Союза» - фильм про актрису Галину Коврову. В конце 30-х годов она стала супругой летчика Анатолия Коврова и одновременно прославилась благодаря киноролям на весь СССР. Супруги были абсолютно счастливы, но через год после свадьбы Анатолий погиб. А Галина смогла в конце концов найти новую любовь в лице писателя, поэта, драматурга Кирилла Туманова.
Конечно, многие сразу поймут, что это история про Валентину Серову и ее отношения с мужьями, Анатолием Серовым и Константином Симоновым, - псевдонимы вполне прозрачны. (Еще в фильме появляется главная советская кинозвезда, которую играет Софья Эрнст - ее зовут Любовь Соколова; тут уж и самый недогадливый сообразит, кто имеется в виду...)
О картине мы поговорили с одним из ее режиссеров Никитой Высоцким и одним из продюсеров Анатолием Максимовым, пришедшими на радио «Комсомольская правда».
«БОЛЬШОЕ ЧУВСТВО В БОЛЬШОМ И СТРАШНОМ ВРЕМЕНИ»
- Почему в вашей картине герои выведены под псевдонимами?
Максимов:
- Мы называем этот фильм сказкой, основанной на реальных событиях. Истории настоящих героев той эпохи - Актрисы, Летчика, Писателя - мы собирали из фрагментов биографий реальных людей тридцатых-сороковых годов. Наша задача - эмоционально воздействовать на аудиторию: мы только задаем направление - в сторону времени. Мы не даем GPS-адресов.
- Про Серову и Симонова двадцать лет назад уже был снят сериал «Звезда эпохи», показанный по Первому каналу и растерзанный критиками. Кстати, там настоящих фамилий героев тоже не звучало...
- Думаю, авторы «Звезды эпохи» ставили перед собой задачу показать неизвестную сторону жизни советских звезд. Любопытствующий взгляд со стороны. У нас была другая цель - оказаться внутри эпохи, увидеть мир глазами советской элиты, которая жила под идеологическим прикрытием: «Сегодня - хорошая жизнь для избранных, но достойных, а завтра - для всех». Эти люди - артисты, летчики, писатели - были воплощением мечты. Тридцатые - большое, сильное, страшное время. Оно открывает простор для открытого, безоглядного чувства. Вспомните «Титаник», где любовь возникала на тонущем корабле: это была аллегория конца довоенного мира. Гибель океанского лайнера символизировала конец эпохи, грядущие потрясения Первой Мировой. И в нашем случае мы говорим о страшном изменении: есть мир до войны и есть мир в войне. То, что происходит с людьми, чувствами и миром в это время, дает колоссальную амплитуду переживаний.
Анатолий Максимов
- Вы же ужасно долго снимали этот фильм - чуть ли не 16 лет.
- Да, первая версия сценария появилась в 2008 году. Мы минимум трижды пытались запустить фильм в производство, и каждый раз ракета падала нам обратно на голову. Мы не могли поднять и собрать бюджет на картину, который была бы адекватным высказыванием о большой эпохе. Сейчас, чтобы бюджет был саккумулирован, пришлось объединить ресурсы кино, интернета и телевидения. Наверное, это правильно, что именно сейчас и настало время этому фильму появиться на свет.
- Никита Владимирович, как вы пришли в этот проект?
Высоцкий:
- Я в первый раз прочитал этот сценарий, наверное, лет десять назад, может быть, девять... Но мне, как и Анатолию Вадимовичу, кажется: хорошо, что кино так долго делалось и выходит именно сейчас. Если бы оно вышло до начала событий, которые мы сейчас переживаем, это был бы просто фильм. А сейчас у него есть шанс стать событием в жизни зрителей. Как раз сегодня встречался с одним парнем, раненым на фронте, он в Москве долечивается: я его позвал на премьеру, и мне очень важно, как он отреагирует на картину. Мне кажется, что сейчас этот материал нужен.
- А как вообще выстраивается ваша карьера режиссера? Свой первый фильм вы сняли в 1994 году, следующий - 20 лет спустя...
Мое поколение вышло во взрослую жизнь на рубеже 80-х и 90-х, когда страна была на переломе. Мы готовились к одной жизни, а вместо нее пришла другая. Я закончил актерский институт, но в результате все время уходил от профессии и иногда гораздо дальше, чем в режиссуру. Занимался тем, что тогда называлось бизнесом, хотя это было бог знает что.
И ровно 30 лет назад, в 1994-м, я снимал в Таджикистане фильм «Саспенс». Там шла война, а мы не понимали, во что ввязываемся и работали в самых опасных местах. Заместитель министра внутренних дел Таджикистана, узнав, где мы снимали, посмотрел на нас и сказал: «Идиоты, психи. Вы отвезли туда группу в 60 человек и как вообще оттуда ушли, непонятно!» Может, ангел-хранитель помог. Думаю, потому, что ничего плохого мы не делали, снимали во время войны фильм о красоте. Так же, как сейчас – фильм о любви.
Сейчас видимо настало время определения истины, которую мы забыли и потеряли. Может быть, отчасти из-за этого происходят страшные события. Но это время возвращения к нам истины. «Любовь» в названии фильма - больше, чем просто любовь Галины Ковровы к ее мужчинам. Это любовь к стране, к красоте, к искусству, к своему призванию. Это история страны, которая умела любить и поэтому выжила в ХХ веке. Мне кажется, любая другая страна и другой народ просто рассыпались бы. А мы остались и сохранились, потому что в нас это есть: мы умеем любить. И поэтому умеем ненавидеть. И поэтому умеем воевать, в конце концов...
Фильм «Любовь Советского Союза» выходит в прокат 7 ноября
«ПОСМОТРЕЛА «АДМИРАЛА» И ПОНЯЛА: ПОРА БРОСАТЬ ЛЮБОВНИКА»
- Как и почему вы выбрали на главные роли Ангелину Стречину, Романа Васильева и Кирилла Кузнецова - отнюдь не самых известных российских актеров?
Максимов:
- Поверьте, пробовались у нас и более известные артисты. Но нам было очень важно, чтобы возраст исполнителей ролей совпадал с возрастом героев. То время было сильным и молодым, социальные лифты взлетали с огромной скоростью, правда, иногда столь же внезапно и обрывались в бездну. Прообраз Коврова, Анатолий Серов, в 29 лет стал комбригом, то есть практически генерал-майором! Прообраз Галины, Валентина Серова, стала суперзвездой в 20 лет, когда вышла «Девушка с характером». Они все живут на нерве, на бешеной молодой энергии. В сценарии роли были явно прописаны для раскрытых, состоявшихся актеров, но нам было очень важно, чтобы актеры состоялись с нами: ведь и по сюжету их герои постепенно раскрываются и становятся самими собой. Для нас это чудо раскрытия произошло. Как сказал Роман Васильев в ответ на вопрос: «Что такое любовь?» - «Это свобода души». Я точнее не могу ничего сказать о картине. Актеры были свободны в предложенных обстоятельствах, каждый день у нас на глазах происходило чудо перевоплощения.
Фото: кадр из фильма.
Это ведь фильм об открытых чувствах, которых современность всегда немного стыдится. Сейчас всегда во всем, что связано с чувствами, слышится оговорка: «да, конечно,… но...» А как только мы отступаем в другую эпоху, бронированные одежды современности исчезают, и человек вдруг раскрывается на уровне почти ощутимого свечения. Когда на пробах у Ангелины Стречиной как-то невероятно, «не по-здешнему», получилась, сцена, сразу возникло ощущение, что получится и весь фильм. Зажглось. На глазах родилось чувство, и стало ясно, что вокруг него многое можно сделать. Чувство - оно ведь органичное, а органика - она либо есть, либо нет. Вот синтез белка произошел - и можно построить Вселенную. А если он не происходит, сколько ни бейся, все зря.
- Я правильно понимаю, что «Любовь Советского Союза» будет существовать в двух версиях - фильм для театрального проката и сериал?
- Да, сериал сначала выйдет на платформе «Окко», а потом на Первом канале. Но сериал и фильм - два реально разных произведения, которые мы снимали параллельно. Предметный мир в них совпадает, но мы снимали некоторые сцены отдельно для фильма и отдельно - для сериала. Это не та история, когда на полу монтажной остаются обрезки пленки, и возникает идея: «Да мы ж еще и сериал из этого материала сможем смонтировать!» Или наоборот, когда восемь серий давят в тисках, чтобы сжать их для двух часов кинопроката. Сценарий сериала писал Сергей Олегович Снежкин, а потом мой любимый сценарист Владимир Иванович Валуцкий, Царствие Небесное, на его основе сделал сценарий фильма, что было очень сложно, но, как оказалось, не невозможно.
Фото: кадр из фильма.
Наверное, «Любовь Советского Союза» немного напоминает другой наш проект - «Адмирал». Это тоже история времени через историю чувства. Только там были разные камеры - часть снимали на 35 мм для кино, а другую на 16 мм для телеэкрана. Из экономии. Режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук рассказал мне замечательную историю. Ему позвонила знакомая и сказала: «Нормальный ты фильм снял, все хорошо, спасибо». А на следующий день позвонила снова: «Я второй раз пошла в кино на утренний сеанс. И, знаешь, после этого я его послала куда подальше!» Ну, казалось бы: где «Адмирал» с его Колчаком на сибирских просторах, и где личная жизнь одной из посмотревших фильм, ее связь с каким-то женатым мужчиной... Но вышло так, что после фильма она поняла: дальше она не может жить так, как раньше. Собственно, ради этого люди и ходят в кино - чтобы стать другими и, желательно, пробыть другими чуть дольше, чем длится картина... Подключившись к герою, человек переживает его жизненный путь, становится, фигурально выражаясь, на одну жизнь богаче.
Фото: кадр из фильма.
«НИКТО НЕ ЗНАЛ, ЧТО РОМАН МАДЯНОВ БОЛЕН»
- Никита Владимирович, в «Любви Советского Союза» одну из последних ролей сыграл Роман Мадянов. По нему было видно, что он болен?
Высоцкий:
- Так случилось, что мы работали на трех картинах, которые для него оказались в числе самых последних. Это «Союз спасения. Время гнева», «Любовь Советского Союза» и «Момент истины» (рабочее название экранизации романа Владимира Богомолова, которая должна выйти на экраны в следующем году. - Ред.) К стыду своему, я его не берег. Гонял на «Союзе спасения» по старинной лестнице с огромными пролетами... Я не знал и не понимал, что он болен. Но никто ничего не знал. Он невероятно цельный, невероятно мужественный человек и актер, и если бы кто-то ему сказал - «Вот стульчик, Рома, ты нездоров, присядь, отдохни» - был бы послан далеко и надолго. Я просто счастлив, что меня судьба с ним свела. Он идеальный актер, который не просто тебя понимает, - он своей игрой тебя дополняет. И ты чувствуешь, что твоя профессия - не зря. Что ты на площадке не для того, чтобы кричать: «Мотор. Начали», а для того, чтобы твою тему, твою идею воплотили живые люди.
Никита Высоцкий
- Говорят, прием у Сталина, который по сюжету проходит в Кремле, вы снимали в Петровском путевом дворце...
Высоцкий:
- А почему нет? Это имперский стиль, причем не европейско-имперский, как в Питере, а русско-имперский. И это не режет глаз. В настоящий Кремль затащить нашу группу было бы, конечно, непросто... Почему-то, как только речь заходит о 30-х и 40-х, все бегут снимать на ВДНХ. У нас ВДНХ тоже есть, но кроме того, масса других удивительных локаций. Например, невероятное здание ВЦСПС на Ленинском проспекте - я, москвич, не знал, что в городе есть такой потрясающий дом!
Максимов:
- Александр Власов, архитектор, работавший над новым зданием Коминтерна, позднее переданным ВЦСПС, сказал: «Если я не попаду в Помпеи и Геркуланум, я этот дом не построю». И в 1936 году его отправили в Помпеи, чтобы он потом сделал здание в древнеримском стиле… И получился настоящий советский ар-деко или постконструктивизм, как его у нас иногда называют. Мы весь наш фильм пытались выдержать в этом стиле. Ар-деко прекрасен как вспышка архитектурной свободы, он заимствует, что хочет, у любых эпох, но не впадает в эклектику - это такой волшебно легкий стилевой микс... У нас в картине благодаря компьютерной графике появляются здания, которые были тогда спроектированы, но не построены. Например, Большой кинотеатр, который в 1940 году планировалось возвести напротив Большого театра, чтобы проводить в нем Московский кинофестиваль и премьеры отечественных фильмов…
- У вас появляется и Сталин, которого играет Александр Устюгов...
- И это не дипфейк, это Сталин, созданный с помощью «аналоговых» технологий, которые нам с Никитой Владимировичем известны еще по фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Есть мастер пластического грима Петр Горшенин, настоящий скульптор, оглушительный мастер своего дела. Технологии, конечно, у него не для слабонервных: с живых актеров снимают гипсовые маски (трубочки в нос для дыхания, а лицо заливается гипсовым раствором), а потом идет работа с силиконовыми накладками (это условно - там сложный состав), которая заканчивается многочасовым наложением грима на лицо исполнителя перед самой съемкой. Если в строении лица актера есть непреодолимые препятствия для достижения похожести, то компьютерные графики начинают терпеливо, в каждом кадрике - а мы помним, что в одной секунде 24 кадра - отпиливать и подчищать детали... Цифровой образ пока еще недотягивает до мимических нюансов, которые так необходимы актерской игре. Но от актера исходит живая энергия. Даже стоять рядом с нашим Сталиным мне иногда было страшно. Хотя я помнил, что это Александр Сергеич Устюгов, которого я давно и хорошо знаю.
Анатолий Максимов
КАК «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ» ПОМОГЛИ АМЕРИКАНЦАМ ОТПУСТИТЬ ПРОШЛОЕ
- Уже после трейлера «Любви Советского Союза» некоторые начали писать, что вы гламуризируете сталинское время.
Максимов:
- Отношение к 30-м годам у нас в обществе находится в зоне социального невроза. Одни говорят: «Вот жизнь была, настоящая, люди пели от счастья. Прославлялись труд, прекрасное и единое человеческое общежитие…» Есть и другая точка зрения: «Это было страшное, черное, подлое время, когда люди боялись дышать, а не то что петь и жить, это проклятие, которое мы тащим с собой до сих пор, и не будем свободными, пока не очистимся от зла, которое тогда причинили сами себе».
И, конечно, для кино - это благодатный материал. Когда нет заранее известного правильного ответа. Самое страшное в драматургии - это конфликт между хорошим и плохим, он очевиден и поэтому предсказуем, а если все знаешь заранее, то зачем смотреть кино? Интересно нырнуть ненадолго в толщу времени самому, чтобы самому разобраться и самому сделать для себя вывод.
Я вспоминаю эпиграф к эпопее «Унесенные ветром»: «Это была последняя на земле цивилизация благородных рыцарей и прекрасных дам. Но это была цивилизация хозяев и рабов. И она была унесена ветром». Для Америки Гражданская война между Севером и Югом была национальной трагедией, она унесла больше жизней американцев, чем Первая и Вторая мировая войны вместе взятые. Но после нее как-то надо было жить дальше. И в 1936 году вышел роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», а три года спустя - фильм, и это помогло отпустить прошлое. Очень важно помнить все самое лучшее и все самое страшное, что принесли нашей стране 30-е годы, и мне кажется, важно внутренне их отпустить, избавиться от исторического комплекса или исторической травмы и перестать считать эту эпоху раем или адом.
Мы живем в совершенно другой стране и в другое время. Но это не значит, что эмоциональный опыт тех людей нам не может быть близок.
- Как вам кажется, насколько в 2024 году актуальна история про любовь актрисы в 1930-е и 1940-е? Пойдет ли молодежь в кинотеатры?
- Основная аудитория кинотеатров сейчас - это женщины. У нас фильм открытого чувства, а их не так много. В Голливуде - «Титаник», кто-то вспоминает «Перл-Харбор»... А в России таких фильмов вообще давно не делали. Это не мелодрама, потому что мелодрама - жанр камерный, замкнутый сам на себя, а здесь все открыто в мир. И любовь здесь - то чувство жизни, которое приходит к тебе однажды и ты всю оставшуюся жизнь будешь вспоминать ее как опыт неземного существования. Но первая любовь дарит себя по праву рождения, а вот вторая любовь – возможна она или нет? Есть ли жизнь после любви? Любовь у тебя забирают: сам ты ее пропустил, или у тебя ее отняли – неважно. Как ты жить-то после этого будешь? Ты всеми своими атомами был внутри жизни, а дальше все стало грустным - как сказал писатель Глеб Успенский, «пресно, будто шапку солдатскую жуешь»... Сможешь ты через такое пробиться к новому чувству? Мне кажется, это актуально для любой аудитории, независимо от того, интересуют ее 30-е годы или нет. Наш композитор Виталий Окороков, когда посмотрел кино, сказал про героев: «Если у них получилось, значит, и у нас получится». И это правда. Это фильм о надежде.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Никита Высоцкий родился 8 августа 1964 в семье Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой. Окончил Школу-студию МХАТ, снимался в фильмах «Мышеловка», «Тесты для настоящих мужчин», «Дом солнца». Написал сценарий фильма о своем отце «Высоцкий. Спасибо, что живой», в котором озвучил заглавного героя, сыгранного Сергеем Безруковым. Также выступил автором сценария фильма «Союз спасения» и сорежиссером его многосерийной версии «Союз спасения. Время гнева».
Анатолий Максимов родился 21 июня 1961 года. Окончил филологический факультет МГУ, с середины 90-х работал на телевидении (ОРТ/Первом канале). Сейчас является генеральным директором компании «Дирекция кино». Был продюсером сериалов «Убойная сила», «Остановка по требованию», «Империя под ударом», «Граница. Таежный роман», «Участок», «Диверсант», «Брежнев», «Гибель империи», фильмов «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Викинг», «Союз спасения».