Офшорное кино

За последние годы российская киноиндустрия недополучила как минимум два миллиарда рублей - сумму, сопоставимую с ежегодным объемом господдержки кинопроизводства. А все потому, что в России сегодня кино снимать невыгодно... 

На прошедшем кинофестивале в Канне презентовали проект Национальной кинокомиссии России. Такие кинокомиссии существуют сегодня повсюду в мире. Их главная цель - заманить иностранных киношников на свою территорию. Ведь, снимая очередной блокбастер, те осваивают в стране пребывания многомиллионные бюджеты, создают рабочие места и, наконец, платят налоги. Однако российским комиссионерам придется вступить в неравный бой с западными коллегами: кинокарта мира уже давно поделена. "Итоги" попытались выяснить, где сегодня оставляют свои миллиарды ведущие кинокомпании планеты.


Made in USA

Казалось бы, ответ очевиден. Мировым центром кинопроизводства всегда считалась "фабрика грез". Ведь на большинстве фильмов-миллионеров стоит штамп "Сделано в Голливуде". В реальности же американские блокбастеры все реже снимаются в павильонах на Голливудских Холмах. Там и цены на аренду кусаются, а производственные налоги велики.

Выход был найден в границах самих Штатов. Ведь съемки на пленэре - дело для муниципальных властей весьма заманчивое. Киношники нанимают местную рабочую силу, арендуют автомобили, оборудование, гостиницы, рестораны, кейтеринг и др. Съемки могут посоперничать по прибыльности с туризмом. И еще один плюс: в качестве бесплатного продакт-плейсмента выступают в готовом фильме сам город, его досто-примечательности и узнаваемые уголки. Но как заманить кинематографистов в свои владения? Этим как раз и занимаются работающие во многих американских городах кинокомиссии.

Первым штатом, восемь лет назад вставшим на этот прибыльный путь, стала Луизиана. Сегодня предоставляемые ею налоговые льготы достигают 30 процентов от суммы потраченного на месте съемок бюджета - своего рода прозрачный и совершенно легитимный "откат". Из крупных достижений этот штат может похвастаться снимавшимися здесь "Рэем" и "Загадочной историей Бенджамина Баттона". Местная власть не нарадуется: привлеченный кинобизнес создал в совокупности тысячи рабочих мест и принес с 2002 года в казну штата более 2 миллиардов долларов.

Финансовый кризис заставил и другие регионы шевелить мозгами. Сегодня 44 американских штата - все, где существуют кинокомиссии, - тоже заманивают кинопроизводителей налоговыми льготами. Так, в Джорджии, например, где снималась "Невидимая сторона" с Сандрой Буллок, помимо обязательного двадцатипроцентного налогового возврата предлагают отминусовать еще 10, если в титрах фильма будет фигурировать логотип штата. За минувший финансовый год киноиндустрия принесла Джорджии более полумиллиарда долларов. А вот Нью-Йорк никаких финансовых послаблений не обещает, но все равно ему есть чем привлечь съемочные группы. Во-первых, своей незаменимой натурой. А во-вторых, кинокомиссии при губернаторе штата и мэре мегаполиса бдительно следят, чтобы заезжих киношников не обижали и давали им всевозможные преференции. Они помогают получить лицензии, организовать оцепление и перекрыть улицу. Но главное, чем радикально упрощает жизнь киношников кинокомиссия, - выдача бесплатных разрешений на съемки на улицах, экстерьера зданий, парковку съемочного транспорта.

Нью-йоркский собкор "Итогов" лично знаком с главой кинокомиссии штата Нью-Йорк Пэт Кауфман (женой Ллойда Кауфмана, владельца одиозной студии Troma, где снимают лучшие образцы американского трэша). Она призналась "Итогам", что даже такой отлаженный механизм, как кинокомиссии, иногда дает сбои. Ведь на территории города, например, сетями транспорта, включая сабвей, островами на Ист-Ривер и отдельными комплексами зданий владеет штат. Так что логистических заморочек не избежать. А недавно мэрия Нью-Йорка выступила с инициативой введения платы - 300 долларов за съемочный день, но эта идея пока не получила развития. Правда, с продюсеров требуют страховку на сумму миллион долларов минимум: в мегаполисе может случиться любое ЧП.

Да-да, Канада

В последние десять - пятнадцать лет наблюдается процесс стремительного экспорта американского фильмопроизводства в Канаду. Одним из главных пунктов предвыборной программы губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера было противостояние канадской киноиндустрии. "Я верну наши съемочные группы из Канады обратно в Калифорнию", - заявлял кандидат в губернаторы. На север ведут налоговые льготы, дешевый канадский доллар, современные павильоны и квалифицированный персонал. Канадские власти предоставляют щедрые финансовые стимулы иностранцам на двух уровнях - провинции и федерального правительства.

Два главных адреса стремительной киноэкспансии - Ванкувер в провинции Британская Колумбия и Торонто в провинции Онтарио. Эти два города отчаянно конкурируют за звание северного Голливуда. Пока переходящее знамя у Ванкувера, может быть, потому, что он вступил в гонку раньше - здесь американцы начали снимать кино еще в 1910 году. Город удобен еще и тем, что лету из Лос-Анджелеса всего три часа, да и находится с ним в одном часовом поясе. До 30 июля в Ванкувере пройдут съемки комедии "Большой год" со Стивом Мартином и Оуэном Уилсоном. Давно ожидаемый приквел к "Планете обезьян" с 5 июля по 30 сентября будет сниматься на крупнейшей ванкуверской студии Mammoth. Там же с 7 июля по 21 сентября обоснуется съемочная группа новой версии "Красной Шапочки" с модной милашкой Амандой Сейфрид. На более мелких студиях как Ванкувера, так и Торонто одновременно пекут как блины десятки американских сериалов.

Торонто подключился к гонке гораздо позже, в середине 50-х, но в 80-90-е годы резко нарастил усилия. Недели две назад корреспонденту "Итогов" довелось побывать в Онтарио на съемочной площадке ремейка классического фильма ужасов Джона Карпентера "Тварь". В павильоне Pinewood Toronto Studios, куда нас привезли, поражает невероятная кубатура - сюда можно запросто загнать два боинга. Этот только что отстроенный грандиозный производственный комплекс с восемью павильонами считается крупнейшим в Северной Америке. Общая площадь - 22 тысячи 500 квадратных метров. Канадско-британские инвесторы вложили в его строительство, по неофициальным данным, 700 миллионов долларов. Здесь одновременно могут сниматься пять-шесть среднебюджетных фильмов или два блокбастера-тяжеловеса. В Канаде порядка 30 региональных кинокомиссий - по одной на каждый пригодный для съемок регион, с развитой инфраструктурой, налоговыми послаблениями, красивой натурой. Все они финансируются из бюджетов органов власти, главная задача которых помочь кинематографистам освоить местные мощности.

С Торонто и Ванкувером, забирающими три четверти всех иностранных проектов, попадающих в Канаду, пытается в последние годы конкурировать Монреаль. В Квебеке, помимо голливудцев, особо привечают, понятное дело, франкоязычные проекты. Из самых свежих монреальских новостей: копродукцию по знаменитому роману Джека Керуака "На дороге" осуществят французская компания MK2, британская Film4 Productions и бразильская VideoFilmes. В одной из главных ролей - звезда "Сумерек" Кристен Стюарт. Кстати, куда она поедет на съемки следующей "сумеречной" серии, еще неизвестно; то ли в Ванкувер, то ли в Новый Орлеан.

Из России без чувств

Америка и Канада - не исключение. Большинство экономически развитых стран заботятся о своем кинопроизводстве. В России же пока заботиться не о чем - киноиндустрия только формируется. Нет ни налоговых льгот, ни кинокомиссий, готовых их пролоббировать. Провинция и рада бы осваивать вложения в развитие местного кинопроизводства, но государство не торопится вкладывать. Так что зачастую небольшие российские города могут предложить режиссерам лишь красоты дикой природы, памятники архитектуры да хваленое провинциальное гостеприимство. Например, в администрации Суздаля "Итогам" рассказали, что готовы привечать кинематографистов. Один съемочный день там стоит всего пять тысяч рублей. Историческая натура привлекает в город изрядное количество режиссеров: именно в Суздале Павел Лунгин снимал "Царя", а сейчас Николай Досталь работает над экранизацией сериала "Раскол". Но вот студий, павильонов и специалистов отчаянно не хватает. То же самое и в большинстве других регионов.

Так что центром отечественного кинопроизводства считается Москва. В префектуре Северного административного округа "Итогам" рассказали, что добиться первичного согласования на съемку дело нехитрое. Достаточно лишь письменно уведомить окружные власти о том, где, когда, в какое время и сколько человек собирается принять участие в съемке: чиновники хотят убедиться, что речь идет "не о прикрытии для несанкционированного митинга". В месяц префектура получает до 30 подобных запросов. Это неудивительно: к примеру, расположенный в САО новострой Ходынского поля довольно часто мелькает в современных российских фильмах, от "20 сигарет" до "Горячих новостей". Помимо этого съемки надо согласовать в ФСО - не дай бог объект окажется режимным, - в управе района, в местном ОВД и ГИБДД, в администрациях музеев, если нужно работать на исторической натуре. Хочешь снимать в парках, разберись с "Моссельхозом", в подземке - договорись с Мосметрополитеном. А еще могут понадобиться "скорая помощь", пожарные расчеты. Денег за разрешения и согласования не берут, но это не значит, что съемки бесплатны. Так, представители кинокомпании "Централ Партнершип" рассказали "Итогам": "С пониманием относимся к необходимости получения разрешений на съемки, так как наши действия затрагивают интересы горожан. Но и муниципальные власти обычно идут навстречу. Другое дело, что за последние четыре года стоимость аренды московских объектов - как частных, так и государственных - выросла в среднем на 25 процентов". Например, один день съемок в "Коломенском" стоит 30 тысяч рублей. К тому же у городских служб, обеспечивающих "прикрытие" на площадке, существуют свои негласные тарифы. По оценке наших источников, они значительно выше, чем в Европе. Иногда во избежание трудностей кинематографисты оплачивают консультантов из различных ведомств, а они уже договариваются со своими коллегами.

Однако все заверенные и подписанные бумажки отнюдь не гарантируют спокойной съемки. "В Москве слишком много начальников на единицу площади, - считает режиссер Сергей Урсуляк. - Но даже если ты договоришься, например, с ГИБДД, любая чиновничья спецмашина с мигалкой, наплевав на заграждения, легко может въехать в кадр. Поставив на ночь знак "Стоянка запрещена", будь уверен - с утра это место непременно кто-нибудь займет. Кроме того, Москва не по делу "режимный город" - закрытым оказывается чуть ли не любой жилой дом. За границей, например в Эстонии, где я снимал "Исаева", этих проблем не было". Вадим Горяинов, один из продюсеров картины "Стиляги", вспоминает такую историю. Когда снимали финальную сцену фильма, все разрешения на перекрытие Тверской были согласованы. Однако местные гаишники ни в какую не хотели стопорить движение в районе мэрии - не дай бог обеспокоить высокое городское начальство. Другому продюсеру "Стиляг", Леониду Ярмольнику, пришлось добиваться личного разрешения от мэра. "Благо Ярмольник из тех, кто до любого человека дозвонится за пять минут", - заметил Горяинов.

Можно только представить себе, какой головной болью оборачивается путешествие в Москву для иностранных режиссеров, ведь помимо огромного количества съемочных согласований им еще необходимо получить визы и провезти оборудование. Руководитель Украинской фильм-комиссии Арнольд Кременчуцкий поделился с "Итогами": "Когда мы обеспечивали съемки "Перевозчика" Люка Бессона, пограничный департамент МВД Украины совершенно бесплатно дал нам зеленый свет на провоз любого оборудования. Украина страна дружная, здесь процветает кумовство в лучшем смысле слова". В России кумовства тоже никто не отменял, но дружба строится на денежных отношениях. Так, по информации "Итогов", ввоз всего съемочного оборудования в Россию контролирует один человек. За определенную плату он готов помочь с растаможкой. Если идти официальными путями, жалуются продюсеры, это отнимет слишком много времени и денег - проще и дешевле купить оборудование в Москве.

Именно поэтому иностранные кинематографисты, планируя съемки на территории Москвы и России, обращаются в крупные отечественные кинокомпании. Таким влиятельным игрокам, как -"ТРИТЭ", "Базелевс", Russian World Studios, Продюсерский центр Андрея Кончаловского, ничего не стоит согласовать планы иностранных коллег с властями и добиться зеленого света на провоз оборудования. К тому же компании предоставляют мощности для постпродакшна, павильоны, актерские базы и набирают разнорабочих. Так, студия Никиты Михалкова "ТРИТЭ" была главным партнером американцев на московских съемках "Превосходства Борна", а "Базелевс" Тимура Бекмамбетова привечал в Москве авторов громкой голливудской комедии "Напряги извилины". Гонорары, которые запрашивают столичные компании у богатеньких американских кинобуратин, естественно, остаются за кадром. При этом ни один цент, оставленный на территории России, не возвращается производителям в виде налоговых льгот. Более того, сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда снимать в Европе выгоднее и российским режиссерам.

Ищите, кому выгодно

Недорогую рабочую силу, квалифицированных специалистов, оборудованные по последнему слову техники студии, а главное, помощь региональных кинокомиссий в организации съемок предоставляют практически все европейские страны. Насиженные киношниками места в Европе хорошо известны - Чехия, Венгрия, Румыния и Болгария. До недавнего времени лидером оставалась Чехия. За последние годы на территории студии Barrandov под Прагой снимали такие картины, как "Казино "Рояль", "Особо опасен", "Хроники Нарнии: Принц Каспиан". Здесь же работал над сиквелом культовой советской комедии "Ирония судьбы. Продолжение" Тимур Бекмамбетов. Олег Степченко практически полностью перенес сюда действие своего "Вия". И даже Никита Михалков, на словах ратующий за восстановление российской киноиндустрии, в течение двух недель использовал пражские мощности для съемок батальных сцен колосса "Утомленные солнцем 2".

Однако, несмотря на любовь иностранцев к Barrandov, с недавнего времени инвестиции в чешское производство резко сократились - страна потеряла порядка 85 процентов кинокапиталов. Оказывается, во всем виноваты коллеги из венгерских кинокомиссий, запустившие у себя механизмы налоговых послаблений. Так, сегодня иностранные продюсеры, снимающие в Венгрии, имеют право получить назад от 20 до 25 процентов налоговых трат. В 2004 году после принятия соответствующего закона венгерская казна пополнилась 21 миллионом долларов. Сейчас продюсеры вновь пакуют оборудование и мигрируют южнее: тридцатипроцентное возмещение налоговых затрат предлагает Болгария. Более того, после активного сопротивления государства в 2006 году знаменитую болгарскую студию Boyana приватизировали американцы из Nu Image. Вложив деньги в модернизацию, они готовятся стричь кинокупоны: по причине дороговизны и отсутствия инфраструктуры в России здесь снимал фильм о ГУЛАГе "Обратный путь" легендарный австралиец Питер Уир. А в ближайшее время на Nu Boyana стартует сиквел "Конана".

В общем, кинопроизводителям хорошо там, где есть скидки. А льготы предоставляют практически все европейские страны. Испания дает 18 процентов, Германия заманивает 20, Италия - 25 процентами. Великобритания ежегодно возвращает иностранным кинопроизводителям налогов на сумму 120 миллионов фунтов стерлингов, и благодаря этому съемки приносят в казну более 360 миллионов. Лоббируют льготы и эстонские кинокомиссионеры: сегодня в стране действует налоговая ставка 0 процентов на реинвестированный доход в местное кинопроизводство. А потому новые русские кинематографисты уже несут в Эстонию свои деньги: режиссер "Волшебного кубка Роррима Бо" Катя Гроховская, автор "Фобоса. Клуба страха" Олег Асадулин, Андрей Томашевский, снимавший в Эстонии "Две дамы в Амстердаме", и др. Таким образом из России в Эстонию уплыло порядка двух миллионов евро. Во всяком случае так утверждают в компании RFilms, которая вместе с "Система Масс-медиа" выступила инициатором создания кинокомиссии в России.

Арнольд Кременчуцкий посетовал "Итогам": "К огромному сожалению, украинская киноиндустрия не поспевает за успехами фильм-комисии. В стране нет качественных павильонов, а киностудии, оставшиеся еще с советских времен, не соответствуют требованиям больших проектов. То ли дело у вас на "Мосфильме". Но, несмотря на это, кинематографисты едут на Украину толпами. Фильм-комиссия способствует получению разрешений и помогает с расселением. Местные кинокомиссионеры могут похвастаться тем, что здесь снимали Люк Бессон, Эмир Кустурица, а сейчас работает и Гай Ричи. Огромное количество российских кинокартин производится на Украине, из недавних - "Юленька" Александра Стриженова, "Дом Солнца" Гарика Сукачева, "Обитаемый остров" Федора Бондарчука и т. д. А в 2011 году самостийные власти запустят механизм господдержки национального кинопроизводства. Местных режиссеров освободят от уплаты НДС и налога на прибыль, чем смогут пользоваться и российские режиссеры при условии сотрудничества с украинским партнером.

Таким образом, по оценке RFilms, занимающейся исследованиями в области кинематографа, из-за отсутствия интереса западных продюсеров и бегства российских экономика нашей страны в последние несколько лет недополучила… более двух миллиардов рублей. Примерно столько же государство тратит каждый год на поддержку отечественного кинопроизводства. И сегодня Россия наконец-то созрела для собственных кинокомиссий. Головной офис в Москве будет курировать работу региональных организаций. Образцом для российской структуры должна послужить французская "Фильм Франс" - это по сути ассоциация 40 региональных французских кинокомиссий. "Выступая с этой инициативой, мы преследовали несколько целей", - рассказал "Итогам" начальник отдела департамента кинематографии Минкультуры Алексей Сохнев, курирующий проект, - сделать процесс получения разрешений на съемку максимально удобным и прозрачным, обеспечить информационную открытость страны для зарубежных продюсеров и содействовать в организации съемок. На данном этапе мы выявляем наиболее инициативные регионы и разъясняем все положительные эффекты создания кинокомиссий для социально-экономического развития". За кинокомиссии проголосовало порядка 15 регионов. В партнерах числятся Киностудия имени Горького, Russian World Studios, департамент культуры Тверской области и др. Как только получится охватить регионы, по словам Сохнева, станет возможным внедрять налоговые инициативы на местах. И запускать другие механизмы поддержки кинопроизводства, например частичное финансирование копродукции. В то же время разрабатываются предложения по налоговым инициативам на федеральном уровне.Однако продюсер Наталья Мокрицкая ("Изображая жертву", "Четыре возраста любви", "Юрьев день") не уверена, что идея кинокомиссии в России жизнеспособна: "Это утопия. Для того чтобы кинокомиссия пробила льготы для иностранцев - не говоря уже о своих, - ей нужно изменить Налоговый кодекс страны и огромное количество других законов. Но это, кажется, никому не выгодно". Нынешняя система работы с иностранными съемочными группами строится на огромном количестве личных интересов. Менять ее - значит совершать революцию в сфере отечественного кинопроизводства. А чем заканчиваются революции в России - известно.

Стас Лобастов

Итоги.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе