Не стать заложником внешности почти невозможно. Парня из скромной семьи провинциального военного очень быстро заключили в клетку жесткого амплуа – страдающие аристократы стали его уделом. Правда, нашелся Григорий Чухрай, постаравшийся не допустить штамповки стриженовского амплуа, сняв его в «Сорок первом». Чухрай сумел рассказать эту убийственную историю любви страдающими синими глазами главного героя, красавца-поручика Говорухи-Отрока, погибающего от руки девчонки, запутавшейся между любовью и пролетарским долгом. Один из лучших кадров отечественного кино, снятый великим оператором Сергеем Урусевским: недоумевающий взгляд героя, понявшего, что жить осталось секунды, но так и не понявшего, как это – пустить пулю в любимого человека.
Стриженов – аристократ от Бога. Хоть в лохмотья обряди, а голубая кровь все равно видна. Загадка природы, генетическая тайна – откуда она, эта кровь, у паренька из Благовещенска? На него хочется смотреть долго-долго, постигая невероятный, почти невозможный альянс великой несуетности и великой экспрессии.
Его называли «советским Жераром Филипом» – и совершенно напрасно. Открытый всем ветрам француз и закрытый, как бутон, Стриженов. Огненная эмоциональность первого и сдержанная страстность второго. Впрочем, подобные сравнения порочны, они могут быть занятны, но всегда неуместны. Советская рефлексирующая стыдливость обрекала всех и вся на сравнения, называя одного советским Жераром Филипом, другого – русским Жаном Габеном, третьего – отечественным Бельмондо. Словно нужно было все время доказывать – «мы не хуже». А мы и так не были хуже. Мы только не умели распоряжаться своим богатством. Вот и Стриженовым не распорядились, как и десятками других красавцев и талантов. Всучили амплуа романтического героя. Шаг вправо, шаг влево – побег. Побег из собственного амплуа мало кому прощался. Стриженову – особенно, он ведь не играл трактористов и сталеваров, лицом и породой не вышел. Его утонченно-аристократическая внешность сыграла с ним недобрую шутку, навсегда заказав дорогу к по-настоящему серьезным ролям. А ему, как ни грустно-банально звучит, хотелось сыграть Гамлета. Судя по тому, что все тот же Чухрай (необычайно тонкий и талантливый режиссер, профессионал, каких поискать) решил снимать «Гамлета» со Стриженовым в главной роли, можно предположить, что роль получилась бы. Но чуть-чуть опередил Козинцев. И Гамлета не случилось. У Стриженова не случилось.
И Андрея Болконского не случилось, хотя Бондарчук и утвердил. Какие-то обиды помешали.
Амплуа со временем превратилось в легенду. Из этой легенды выросли «Неподсуден», «Земля, до востребования», «Звезда пленительного счастья», «Оптимистическая трагедия» – романтик на романтике. Стриженов сросся с легендой, зажил внутри нее и живет по сей день. И пусть. И хорошо. Пытаться вырваться из собственной легенды чревато раздражением зрителя и, как следствие, забвением. А у нас так мало Настоящих Кумиров…
Екатерина Барабаш
Независимая газета