«Остерны» актера немого кино Владимира Бестаева

Светлой памяти моего мужа - режиссера, профессора, заслуженного работника культуры России Н. Н. Редькина посвящается

Недавно, в конце февраля 2013 года, весь мир был привязан к телеэкранам. Киноакадемики США вынесли вердикт, кто за 2012 год определился лучшим актером (актрисой), режиссером, оператором, художником… Трансляция 85-той церемонии вручения премии « Оскар» приковала внимание кинозрителей. Голливуд стал «кинематографической Меккой». В том числе были обращены взоры и к синтетическому жанру «вестерн», ставшему визитной карточкой США.

Если справиться в «Словаре иностранных слов» о значении этого слова, то почерпнем информацию: «Вестерн (от английского West – запад) – приключенческий кинофильм на тему о жизни североамериканских западных штатов в прошлом веке». (М.,1983г.). Википедия добавляет, что вестерн может включать в себя различные жанры: комедию, боевик, детективы, триллер, даже фантастику.

В первую очередь, с благоговением вспоминают Дугласа Фербенкса (1883-1939) - американского актера, крупнейшую звезду эпохи немого кино. Этой весной ему исполняется 120 лет со дня рождения. Именно этот жанр сопрягается с именем Д. Фербенкса - создателя галереи художественных образов романтических героев по сценариям Аниты Лус, специально нацеленных на его мужское обаяние и фактуру. Режиссер Джон Эмерсон целую серию фильмов создал под Д. Фербенкса, учитывая его замечательные навыки верховой езды, фехтования, легкой атлетики.

Фильм «Знак Зорро» ( 1920 год) стал шедевром немого кино и олицетворением того, каким должен быть вестерн. Казалось, что его популярности не будет предела. Последовала целая серия фильмов плаща и шпаги: «Три мушкетера» ( 1921 г.), «Робин Гуд» (1922 г.), «Багдадский вор» (1924 г.), «Черный пират» ( 1926 г.) и др.

Миссия народного заступника, носителя справедливости – сквозное действие поступков героев в исполнении Д. Фербенкса. Именно в честь этого великого артиста и первого президента американской академии киноискусства известный советский кинорежиссер Григорий Александров назвал своего сына Дугласом.

Считалось, что никто не может приблизиться к уровню его исполнительства! Но не менее знаменитый в мире киносценарист, литературовед Виктор Шкловский счел, что есть лучше киноактер!? И его имя – Владимир (Ладо) Бестаев ( год рождения - 1897, г. Цхинвал). Цитую В. Шкловского: «Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Д. Фербенкса. Ведь Бестаев это – ловкость 5-пудового, сильного, красивого мужчины». Он не стал вслед за американскими критиками называть Ладо «Кавказским Дугласом Фербенксом». Советские киноаналитики писали, что «Д. Фербенкс весь в тренировке, а Л. Бестаев – сама природа».

Кто же этот смельчак, дерзнувший дотянуться мастерством до самого Фербенкса? И чем этот джигит, родом из Южной Осетии, знаменит? Ладо, как и Дуглас , одновременно, в 1915 году, снялись в немом кино. Ладо – в «Огнепоклонниках» (съемки осуществили в Грузии французы), а Дуглас – в «Ягненке» (сценарист и режиссер Д. У. Гриффит). Фильм определил дальнейшую судьбу американского актера. За год он снялся в десятке картин.

Но в мировой кинематограф Ладо Бестаев ворвался в роли народного заступника в киноленте « Абрек–Заур». Этот фильм с ошеломляющим успехом прокатился по всем странам, вызвав бурю восторга. Осетин и не помышлял, что ему придется состязаться со славой знаменитого американца, что фильм «Абрек –Заур» станем шедевром немого кино (1926 г., режиссер Борис Михин, сценарист – И. Бей – Абай, оператор - Константин Кузнецов, художник Исаак Махлис , монтаж – знаменитой Эсфири Шуб, композитор - Владимир Месман).

В 1926 году под эгидой киностудии «Paramount Pictures» вышел фильм «Черный пират», где в главной роли предстал Д. Фербенкс. Сейчас, по прошествии почти 78 лет, это напоминает соревнование СССР и США в мировом кинематографе. В след за «Абреком-Зауром» выходит в 1926 г. на экраны новый приключенческий фильм «Зелимхан» о чеченском народном герое-удальце, отчаянном храбреце (режиссер Олег Фрелих, киностудия «Грузия - фильм»). Кинолента повествует об уходе в народные заступники Зелимхана и его друзей не за что оговоренных и помещенных в тюрьмы. Смелые и правдолюбивые горцы, вырвавшиеся из-за стенок, противостоят режиму и несправедливости. Романтические герои, бурные страсти вызывают и по сей день пик эмоциональной и интеллектуальной взволнованности – катарсис, очищающий чувства и мысли зрителей. Позволю себе смелость выдвинуть гипотезу, что зачинателем этого приключенческого боевого жанра является и наша страна, и следовало бы назвать его, « ostern» (от ost – восток).

 Владимир Герасимович (Ладо) Бестаев пережил Д. Фербенкса (настоящее имя Дуглас Элтон Ульман) почти на полвека. История киноискусства повествует о его главной роли Измаила в киноленте «Закон гор» (1927 г.); об участии в фильме «Те, кто прозрел» ( режиссер Касьянов). В возрасте Христа В. Г. Бестаев приступил к съемкам в качестве режиссера фильма, где фабула строится на взаимоотношениях ингуша, чеченца и осетина. К сожалению, дорогущая иностранная кинопленка оказалась бракованной, и задумка оказалась нереализованной, (по причине отсутствия финансирования, да и друг-художник картины попал в автоаварию и погиб). Он неоднократно пытался довести дело до конца, но безрезультатно.

По ходу повествования замечу, что история осетинского кино связана и с именем немца барона Вольдемара Икскуля, который до революции трижды приезжал в Северную Осетию по приглашению Магомета Гадараевича (Михаила Григорьевича) Дадианова и гостил в его родовом гнезде - в селе Гизель. Многие сюжеты ему подарил Магомет. Часть рукописей Магомета, равно как и Вольдемара, хранилась в архиве Икскуля в Берлине. Потом они, согласно завещанию барона, были переданы Гаппо (Георгию) Баеву – бывшему градоначальнику Владикавказа, после революции эмигрировавшему в Германию.

Барон так полюбил Северный Кавказ, что его творчество о героических людях этого региона порой ставили в Европе выше мастерства Л. Толстого. Он издал 14 томов, часть произведений имеется и на русском языке. «Абрек-Заур», «Зелимхан», «Названные братья» принадлежат творчеству В. Икскуля. То, что написано бароном на немецком или на русском языках, у Магометом было создано на осетинском. В подтверждение отмечу, в СОНИИ (Северо-Осетинском научно-исследовательском институте) хранилась часть рукописей писателя М. Дадианова. Я лично сама их читала. В благодарность В. Икскуль в своем доме в Берлине хранил огромный, во всю стену, портрет Гадара – отца Магомета, так как впервые о старинных нартских сказаниях, о современных героях Кавказа: Зауре, Урусхане, Зелимхане и других узнал впервые от него и потом отразил их успешно в своих произведениях. Часть архива с произведениями Магомета, погибшего в Австрии в 1914 году, взяли у его брата Александра осетинские писатели Джанаев (Нигер) и Епхиев в напряженные дни Великой Отечественной войны, когда фашисты рвались к Дзауджикау (Владикавказу).

Кроме немых фильмов с участием В. Г. Бестаева с подобными сюжетами существуют и фильмы: об отчаянном храбреце: «Осетинская легенда» (1965 г., режиссер - А. Джанаев, оператор - М. Темиряев, композитор – И. Габараев, в фильме снимались непрофессиональные актеры), «Легенда горы Тбау» (1994 г., режиссер Р. Гаспарянц, в заглавной роли Урусхана – известный певец Ф. Царикатти).

Спектакль по произведению «Названные братья» (авторы – Икскуль и Дадианов) намеревался, по моему наущению, поставить профессор Ярославского театрального института режиссер Николай Редькин. К сожалению, его уход из жизни не позволил осуществить со студентами эту мечту. Видимо, его дочь Анастасия Редькина осуществит мечты не только своего отца, но и Владимира Бестаева и Георгия Джемиева.

Диалектика национального и интернационального ведет к общечеловеческому , обладающему гуманистическим потенциалом. Осетия, Грузия, Россия, Франция, Германия, США, оказались в этом плане на одной параллели, имя которой искусство. Именно оно совершает тренинг эмоциональной и интеллектуальной гибкости зрителей и читателей, лечит против эмоциональной тупости.

Дуглас Фербенкс был один из первых актеров, оставивших оттиск своих ладоней в мокром цементе на Аллее славы в Голливуде 30 апреля 1927 года. В это же году, став первым Президентом киноакадемии, он провел первую церемонию вручения премии лучшим актерам.

Владимир Бестаев оставил после себя свое продолжение в творчестве замечательной актрисы театра и кино, народной артистки РФ - Татьяны Бестаевой, ведущей актрисы московского театра Моссовета. В 40 лет он стал отцом. Его дочь столь же красива, неповторима и обладает мощным темпераментом. Как по Ладо «сохли» женщины мира, так и по Татьяне – мужчины. В нее были влюблены А. Миронов, А. Белявский, а француз Ж. Депардье, посмотрев фильм Г. Параджанова «Тени забытых предков», где в главной роли горянки-гуцулки Палагны снялась Т. Бестаева, влюбился в нее безумно, приехал в Москву и стал неистово добиваться ее расположения. Кстати сказать, знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица считает лучшей картиной в мире до сих пор этот фильм. Жерар Ксавье Марсель Депардье, получив недавно гражданство России, не упустил возможность съездить на Северный Кавказ, на родину абрека Зелимхана – народного заступника, художественный образ которого удачно создал еще в 1926 году несравненный Ладо Бестаев. Жерар Депарди намерен снимать там фильмы про новых неистовых героев нашего времени. Может статься, за свое творчество он получит вторую кинопремию «Золотой глобус», а может быть и «Оскара». Французы открыли дар Ладо Бестаева в 1915 году, а Жерар Депардье, наверное, - новых знаменитостей в 2015 году?!.


Тамара Дадианова – доктор философских наук, культуролог, руководитель Национально-культурной автономии «Алания».

8 марта 2013 года, Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе