От Москвы-реки до Вислы

В Варшаве закрылся III фестиваль российских фильмов

В Варшаве завершился киномарафон под девизом "Спутник над Польшей". За десять дней зрители посмотрели более 150 фильмов - советских и новейших российских.

Инициаторами события стала супружеская пара Петр Скульски и Малгожата Шляговска. В интервью "РГ" Петр Скульски рассказал, что ни фильмов, ни спектаклей из России в Польше не наблюдалось с конца 80-х. И супруги решили, что было бы весьма своевременно запустить фестиваль российских фильмов, благо Малгожата наше кино отлично знала. Первым в России поддер жал затею представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой - свел с нужными людьми, помог советами. А теперь в числе патронов фестиваля не только властные структуры, киноорганизации и университеты Польши, но и российский МИД, и минкультуры, и крупнейшие российские киностудии. Сам же фестиваль, зародившись в Варшаве, к третьему году своего существования распространился на 27 польских городов. 

За эти десять дней здесь прошли ретроспективы Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Карена Шахназарова, работала детская секция "Малый спутник", развернуты фотовыставки и экспозиции ремесел, к параду русского кино подключилось польское ТВ. Представить свои фильмы приехали режиссеры Карен Шахназаров, Илья Демичев, Борис Хлебников, Борис Грачевский, Андрей Прошкин, актеры Лидия Федосеева-Шукшина, Мария Шукшина, Олег Долин, маленькая звезда фильма "Волчок" Полина Плучек. В связи с премьерой драмы "Каменная башка" прибыл Николай Валуев, который прямо у трапа самолета был так густо облеплен фоторепортерами и поклонниками, что о кино все немедленно забыли - спорт играючи положил важнейшее из искусств на обе лопатки.

То, что к последним хитам здесь повышенный интерес, понятно. Риск был в решимости авторов фестиваля показывать в изобилии архивные фильмы. "Сначала мы полагали, что придут ностальгирующие дедушки-бабушки, - признался Петр Скульски. - Мы ошиблись: в основном приходит молодежь. Девяносто процентов публики - студенты. Стало ясно, что они интересуются российским искусством, и это очень отрадная тенденция". Действительно, молодая публика была даже на старейшем нашем кино типа "Путевки в жизнь" или "Веселых ребят". Шли картины Марка Донского, Александра Довженко, Сергея Герасимова, Марлена Хуциева, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии...

Но, разумеется, все группировалось вокруг главного конкурса. Жюри под председательством видного варшавского журналиста Яцека Хуго-Бадера столкнулось с нелегкой задачей и, судя по результатам, растерялось. Здесь "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Волчок" Василия Сигарева, "Палата N 6" Карена Шахназарова, "Четыре возраста любви" Сергея Мокрицкого, "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Пленный" Алексея Учителя и другие - всего 14 лент.

- Я изумлен уровнем конкурсных картин, - сказал в интервью "РГ" член жюри кинокритик Януш Врублевски. - Практически нет слабых фильмов, все они носят глубоко индивидуальный авторский характер, у каждого своя поэтика и свой язык. Заметно влияние русской киношколы и таких ее мастеров, как Тарковский. Даже в фильме, которым открывался фестиваль, - мюзикле "Стиляги" - несмотря на связь с традициями американского мюзикла, все равно чувствуются русские корни. Неожиданностью для меня стал пессимизм, который доминирует в большинстве фильмов. Авторы показывают деградацию общества: люди в беде, у них больше нет надежд на лучшую жизнь. Квинтэссенция пессимизма - "Волчок" Василия Сигарева. С другой стороны, интересно наблюдать, как относится интеллигенция современной России к советскому прошлому. В тех же "Стилягах" нам показывают, как люди пытались противостоять официозу. Неспособность лучших умов страны вырваться из тисков советского строя отражена в "Бумажном солдате": поражает контраст блистательного технологического рывка, который произошел в СССР 60-х годов, и нищеты, в которую ввергнута страна. Фильм "Петя по дороге в царствие небесное" коснулся трагической темы политзаключенных и ГУЛАГа. Но меня удивило нежелание авторов подняться над конкретной реальностью к каким-либо обобщениям. Если такие попытки и делаются, то с помощью туманной символики, метафор, которые нужно расшифровывать. Возможно, настоящее осмысление недавней истории еще потребует времени. Но мне в этих фильмах не хватило решимости в оценке прошлого, с которым необходимо рассчитаться. О намерениях авторов приходится догадываться, их позиция размыта, как в фильме "Груз 200".

На церемонии закрытия фестиваля почетных призов за вклад в киноискусство были удостоены Карен Шахназаров и Василий Шукшин. Был вручен почетный приз также маститому дебютанту в кинематографе - легендарному боксеру Николаю Валуеву. "Я много получал в жизни призов, - сказал лауреат под смех зала, - но в области кино - впервые. Я тут с женой обсуждал красоту ее ногтей, потому что не понимаю по-польски и меньше всего ожидал такого". Аплодисменты зала заслужили его слова о том, что политика политикой, а народы наши всегда дружили, и эту дружбу нарушить невозможно. "Это прекрасная страна - Польша, и я хотел бы приезжать сюда почаще", - сказал Николай Валуев.

И действительно: за все эти десять дней мы не почувствовали ни одного проявления какой-либо неприязни к России. "Поляки всегда были против коммунистической идеологии, - сказал мне по этому поводу Петр Скульски. - Но они никогда не испытывали неприязни к русскому народу. Надо отличать политику от гражданского общества. Даже если в политике что-то не складывается, это никак не сказывается на отношении поляков к русским".

В заключение были оглашены призы жюри. Их получили фильмы "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Палата N 6" Карена Шахназарова и "Волчок" Василия Сигарева. Приз зрительских симпатий определится, когда будут обработаны данные голосования во всех 27 городах, и его вручат уже в будущем году в Москве, когда там в третий раз состоится ответный фестиваль польского кино "Висла".

Валерий Кичин

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе