«Оттепель» Ларисы Ивановны

Актриса Малеванная: «Я вдруг поняла, что многим людям не хватило детства: вот такой бабушки, доброты родителей, которые были вечно заняты на работе».

Глядя на актрису Ларису Малеванную, не веришь, что 22 января ей стукнет 75. Звезда кино эпохи СССР («Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Единственная») и сейчас востребована — за год снимается в нескольких фильмах. Ее приглашают и в кассовые рекордсмены — «Адмиралъ», «Дом», и в яркие сериалы — «Идиот», «Апостол». Появление Ларисы Ивановны в сериале «Оттепель» Валерия Тодоровского в роли Зои Александровны — бабушки Марьяны и Санчи — добавило этой вроде бы легкой истории глубины, объема и мелодраматичности — в лучшем смысле этого слова.

«Видримасгор, или История моего космоса» (2009). Фото из личного архива.

«До сих пор учусь прощать»

— Поздравляю с новым успехом — ваша бабушка в фильме «Оттепель» чудесна!

— Я долго не могла понять, почему зритель так полюбил мою героиню. Мы-то любим себя за сложные работы: нам хочется покопаться в характере персонажа, в чем-то разобраться... А зрителю нравятся роли, где мы просто хорошие. Моя героиня из «Оттепели» именно такая — добрая. И я вдруг поняла, что многим людям не хватило детства: вот такой бабушки, доброты родителей, которые были вечно заняты на работе. Поэтому моя бабушка воспринимается с такой теплотой.

— Сценарий «Оттепели» вам сразу понравился?

— Сценарий-то мне понравился, но я увидела, что роли бабушки фактически нет. Она там появлялась лишь в нескольких эпизодах. Но поскольку картину снял Валерий Тодоровский, сын моего самого любимого режиссера, Петра Ефимовича Тодоровского, у которого я снималась в «Интердевочке» и «Анкоре», я согласилась. Знала, что Валерий «сделает» мне роль, так оно и получилось. Где-то додумали, где-то прибавили, где-то переосмыслили...

— Ваша героиня — сама доброта. Она принимает внука-гея и некстати забеременевшую внучку. Вы обладаете такой силой прощения?

— К сожалению, нет. Умение прощать к моим достоинствам не относится, я всю жизнь этому учусь. Я очень категоричная и обидчивая. Может, высшие силы поэтому и послали мне роль такой бабушки? Я не знаю, приняла бы я сына или внука-гея. Когда один мой партнер по сцене узнал, что его сын — нетрадиционной ориентации, он страшно страдал: будучи всегда жестким, тогда он чуть не плакал.

— А ваши бабушки вам многое прощали?

— Мои бабушки были такие же, как героиня «Оттепели». Они были верующие и жили по заповедям Библии. Честно, чисто, в отличие от их мужей, которые пьянствовали и дебоширили. Мужчины у нас в роду все пьющие, а женщины — потрясающие. Мне было чему поучиться и у моей мамы.

— Когда ваш сын взрослел, вы пытались как-то направить его в жизни?

— Когда он был мальчишкой, мы очень дружили. И тяжелый переходный возраст тоже благополучно перешагнули. А потом начались «терки», какие-то поступки сына меня ужасали. Первый раз тайком с приятелем они слили из бутылки остатки водки и выпили. «Куда водка подевалась?» — спрашиваю. — «А мы с другом гитару протирали». Тогда я страшно возмущалась, а сейчас думаю: «Боже мой, да слава богу, что ребенок эту клятую водку дома попробовал, а не в подъезде». Надо было посмеяться, а я устроила скандал. Сколько ошибок сделано! К детям надо быть терпимее. Но мой сын, слава богу, не пьет. И сейчас мы опять друзья. Потому что он сам давно отец и даже уже стал дедом. А я прабабушка, моей правнучке шесть лет.


Фото из личного архива.

«Хорошо, что «Оттепель» — не про бандитов»

— Вы потрясающе выглядите! А молодые актрисы сейчас позволяют себе порой появляться на людях как попало. Даже на съемки иногда с грязной головой приходят.

— Спасибо за комплимент! Скажем так: нужно быть умытой, причесанной, чисто одетой. Вот наши кинодивы 50–60-х годов, конечно, ходили во всей красе. Шиньоны, ярко накрашенные губы, туалеты с блестками. Мне это не близко. Но приходить на съемки как попало... Хотя недавно в Киеве я играла актрису, которая находится в старческом маразме. И я специально не помыла голову, ведь эту женщину, по сценарию, нашли без сознания в парке, она должна быть неухоженной.

— Одна пожилая актриса призналась мне, что даже в булочную без макияжа не выходит...

— Татьяна Пилецкая! Она и мне это говорила. Молодец! Но я, если честно, ленюсь ходить в магазин и полчаса перед этим краситься.

— У вас есть личные секреты, как держать форму?

— У меня есть весы, на которые я встаю каждое утро. Год назад мне сделали серьезную операцию на легких, после которой я снялась у Андрея Прошкина в фильме «Чарли» (там у меня большая роль) и вдобавок заболела бронхитом. Пролежала в больнице три недели и похудела на 12 килограммов. Это было ужасно, думала: «Вот и конец!». Потом восстановилась с помощью нетрадиционной медицины и снова набрала 9 килограммов. Еще три добирать не хочу, поэтому стараюсь не переедать. А аппетит у меня прекрасный! И хотя врачи советуют ни в чем себе не отказывать, стараюсь держать форму. Тем не менее обожаю поесть блинчиков и пирожков собственного изготовления. Эта еда напоминает детство и бабушек, которые меня баловали.

— Вам легко работать с молодыми актерами или есть разница между ними и воспитанниками «старой школы»?

— Для меня разницы между хорошими актерами нынешних и прошлых времен просто нет. Но есть разница между артистами и халтурщиками, которые как бабочки порхают по площадкам и мнят себя звездами. Но это бывает не так часто — когда режиссер позволяет. В «Оттепели» я снималась с Аней Чиповской, у нас одна школа — русская психологическая. Она ученица Олега Табакова, который вообще не выпускает плохих артистов. Замечательная партнерша, с ней было легко — я чувствовала на площадке, что она моя внучка. И Вика Исакова — отличная партнерша, я рада, что она получила роль в этом фильме, потому что до этого мы снялись в картине на Украине, которая нам обеим не очень понравилась. Там был бедноватый сценарий, я посмотрела, расстроилась: «Викуся, и куда это мы с вами влипли в прошлый раз?».

— Когда вы посмотрели «Оттепель», не разочаровались? Атмосфера сериала похожа на то время?

— Знаю, что картина нравится не всем. Некоторые кинематографисты ворчат и возмущаются: «Что такое? Фильм называется «Оттепель», а про оттепель там ничего и нет. Гагарин в космос полетел, было еще много разных событий, а нам ничего не показали». А Валерий и не собирался об этом говорить, он снял фильм о кинематографистах. Спасибо, что не о бандитах! Почему про бандитов, уголовников, ворюг — можно, а про кинематографистов — нельзя? Мне картина нравится, думаю, и зритель смотрел с удовольствием.


«Адмиралъ» (2009).

«Эдит Пиаф тоже ходила на панель»

— Расскажите о съемках в «Интердевочке». Видели ли вы до этого живых путан?

— Видела лишь издали, как они стоят «на панели». Как-то на встрече со зрителями одна рассерженная дама прислала мне записку: была возмущена, что Петр Тодоровский с сочувствием относится к «этим мерзким женщинам» и что я говорю о них без презрения. На что я ответила: «Вот этим Тодоровский отличается от вас. Мы непримиримы к проституткам, мы их ненавидим и презираем. А Тодоровский сострадает даже им, потому что в своем фильме хотел понять, почему женщины становятся на такой путь. А может, общество перед ними немножко виновато? А может, наша власть?».

Есть же разные случаи. Не понимаю, когда женщина становится на такой путь из-за распущенности и тяге к прелюбодеянию. Но, будучи совсем молодой, Эдит Пиаф вышла на панель, потому что ей не на что было похоронить только что умершего ребенка. Есть девочки, живущие в семьях алкоголиков, и в 12–13 лет норовят убежать куда угодно, даже на панель. И лучше этот ад, чем тот, который у них дома. Это ужасно, но я могу их понять. Работали над фильмом мы увлеченно, Петр Ефимович всегда любил актеров и смотрел на каждого с таким восхищением, что у нас крылья вырастали. Это и называется «радость творчества». Я всем говорю, что не люблю муки творчества, а люблю радость творчества!


«Интердевочка» (1989).

— Когда Тодоровского не стало, как вы это пережили?

— Мы были к этому готовы, ведь Петру Ефимовичу было много лет. Я не люблю жить прошлым, а в тот день все вспомнилось, всколыхнулось... Но я верующий человек и знаю, что душа живет вечно. Поэтому верю, что с Петром Ефимовичем мы встретимся — дай бог, еще не скоро.


С Петром Тодоровским, после премьеры фильма «Анкор, еще анкор!»(1992). Фото из личного архива.

«БДТ так и не стал родным»

— Вы ушли из БДТ и стали преподавать. Сейчас у вас много учеников?

— Я преподавала актерское мастерство в Академии молодых певцов Мариинского театра: поют они все замечательно, а по моей части хромали. В 2007 году я ушла из БДТ, а недавно приняла решение не сниматься в кино. Но как только покинула театр, косяком пошли предложения. С кино случилось то же самое. После ухода из БДТ мне предложили сыграть «Странную миссис Сэвидж» в Красноярском театре, где я когда-то начинала. Потом меня позвали в Молодежный театр в Краснодар — и я к нему просто прикипела. Теперь это мой самый любимый театр, я в нем поставила три спектакля (по образованию я не актриса, а режиссер). Ребята очень любят мои постановки, всегда меня ждут, и я к ним рвусь.

— Почему покинули БДТ?

— Отношения со всеми партнерами были хорошие, но я чувствовала себя там сироткой. Десятилетиями сидела без ролей, чуть ли не до полной утраты веры в себя. И когда ушла, вздохнула с облегчением, БДТ так и не стал мне родным.

— Надеюсь, вы передумали по поводу съемок в кино?

— Когда после съемок у Андрея Прошкина я лежала, теряя вес, в больнице с жесточайшим бронхитом, позвонила девочка и сообщила, что Вера Глаголева хочет предложить мне роль. Я сказала, что с уважением отношусь к Вере, но как раз вчера дала себе слово, что завязываю с кино. Она ответила: «Вот сниметесь у нас, а потом завязывайте сколько хотите». Оказалось, что это «Месяц в деревне» Тургенева. Так как сейчас такие фильмы практически не снимают, отказаться я не смогла. И решила, что это последняя роль. Потом позвонили из Киева, предложили сериал «Скорая помощь». Я поначалу тоже отказалась. Но когда мне рассказали про роль пожилой актрисы в маразме, я в нее вцепилась. Попросила сценарий, прочитала и подумала: «Боже мой! Наши тоже умеют». Потом, правда, оказалось, что это американцы. Украинцы купили сценарий «Скорой помощи» с Джорджем Клуни, адаптировали для наших реалий, но все равно получилось классно.


«Дом» (2011).

«У меня беда с квартирой»

— Вы живете одна...

— И очень неплохо себя чувствую! В молодости я редко слышала комплименты по поводу внешности, а сейчас мне часто говорят, какая я красивая. И признаются: «А вы знаете, как я в вас был влюблен?!». Боже мой, в то время бы сказали, когда мне было одиноко. А сейчас у меня есть семья: сын, внуки, правнучка. Мы прекрасно ладим, хоть прошли долгий путь к взаимопониманию. Правда, сказать, что все идеально, нельзя, да и так ведь не бывает. У нас всех есть и достоинства, и недостатки, и мы царапаем друг друга, но это и есть жизнь!

— Не жалеете о расставаниях со своими мужчинами?

— Нет, не жалею. Говорят, что нужно уметь прощать. Но смотря что и смотря сколько. Браки совершаются на небесах, но не все они рассчитаны на долгие годы. Говорят же, что супруги — учителя друг друга. Моя мама в 43 умерла, надорвавшись от тяжелой жизни с отцом и такой тяжелой «учебы». Кто-то живет вместе два года, кто-то 25, а потом один из супругов находит свою истинную любовь и уходит. А иногда браки рассчитаны на 250 лет. Люди в этой жизни прожили, как голуби, и встречаются в следующей жизни. И снова будут жить и рожать счастливых и красивых детей.

— Какой подарок вы хотели бы получить на юбилей?

— У меня беда с квартирой, в ней холодно. Ведь за наш дом когда-то шла настоящая война. Бандиты собирались снести его часть, чтоб что-то свое построить. И сделали даже липовую экспертизу, чтоб дом признали аварийным. Мы боролись и выиграли, затею бандиты оставили, но часть дома аварийной все же сделали: выбили окна, вывезли батареи, обрушили балконы. Потом эту часть у них кто-то купил, но не восстановил. А я мерзну в своей квартире, ведь стена, примыкающая к кухне и комнате, ледяная. Думаю: «Господи, вместо навороченных букетов и телеграмм с комплиментами от руководителей города забрали бы у меня эту квартиру и переселили в хорошую. Или заставили бы новых владельцев отремонтировать наконец-то злосчастный дом». Я и рвусь из Питера то в Одессу, то в Киев, то в Краснодар. Потому что мне там тепло, радостно и хорошо.

Санкт-Петербург.

материал: Наталья Черных

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе