Почему фильм «Главный Герой» во многом — знаковое и глубокое кино

По совету моего коллеги сходил на фильм «Главный Герой».
© «Главный Герой»


 Я слышал о нем много нелестных отзывов от разных людей и после просмотра честно не понимаю — почему. При всём уважении к коллеге, абсолютно не согласен с ним в том, что этот фильм — жвачка на один раз. 


Краткий синопсис, кто не смотрел: NPC (неигровой персонаж) в видеоигре внезапно осознает, что он вполне сформировавшийся Искусственный Интеллект. Поначалу это приводит его в шок, так что никаких роботов-убийц в стиле «Терминатора» ждать не надо. 

На самом деле, тема фильма прямо противоположная, за что в том числе он мне очень сильно понравился.

Человек, который с тематикой видеоигр знаком поверхностно или знает их только в формате «рублюсь в соньку по выходным», 70% фильма не поймет. Дело даже не в каких-то профессиональных терминах, которых там на самом деле немного (если слово «непись» знают не все, то слово «сервер» уже практически все). Дело в миллиарде отсылок на реальную игровую индустрию.


Картинка очень приятная, но фокусироваться на ней не стоит — это ошибка.
© «Главный Герой»


Опять же, даже не отсылку на Fortnite (по сути, именно в неё все играют в фильме) и не присутствие настоящего Тайлера Блевинса (стримера-миллиардера, иконы геймеров) в кадре я имею в виду. Хотя увидеть Тайлера был удивлён, честно говоря, но это было приятно — я часто вижу его лицо в новостях.

Дело в самой сути геймпрома. Человек, который знает, кто такой журналист Джейсон Шрайер и который читал хотя бы по диагонали его книгу «Кровь, пот и пиксели», скорее всего, фильм добавит в свои любимые. Вот главная ценность ленты — это не фантастический фильм.

Не верьте рекламе про то, что это фантастика или «прикольный боевичок». Суть тут совсем не в этом. И она не тонко завуалирована, она выпирает прямо в лоб: вечное противостояние инди-гения и мощной корпорации с очередным Бобби Котиком во главе.


Местный злодей глуп и манерен, но скорее всего это было сделано намеренно. Тем самым авторы подчеркнули, что во главе корпорации оказался инфантильный ребенок, который молодится не по возрасту — таких персон достаточно много в обычной жизни.
© «Главный Герой»


Правда, местный Бобби очень глуп, потому продолбал массу возможностей сделать деньги на десятке ситуаций, которые возникают в фильме. Оттого — это даже не спойлер в такого рода картинах — проиграл в итоге. Однако сама суть брошена в лицо без купюр: «Мне плевать на геймеров. Мне нужны только деньги».

Это, в общем, и геймеры, и игровые журналисты давно уже знают. Что уж говорить про разработчиков. Я сам, когда работал в геймпроме, сполна глотнул ситуаций формата «хочется красиво и интересно, а инвесторам нужны деньги и квартальные отчеты». Потому мне фильм особенно зашел в самое сердце.

Не только поэтому кино не фэнтезийное ни разу. А еще и потому, что сама перспектива создания настоящего ИИ, причем именно случайно — более чем жизненна. Многие разработки, которые сейчас применяются в военном деле или медицине, изначально были созданы в формате игровых. Те же очки виртуальной реальности и прочие вещи. 


Кастинг был подобран отлично, все боевые условности легко вписались в формат вымышленного мира.
© «Главный Герой»


Да и в целом, многое в игровой индустрии случается спонтанно. Великие изобретения почти всегда начинаются с одного умника, который является не очень хорошим бизнесменом, но гениальным разработчиком.

Здесь — именно такая ситуация. Это сюжет всего фильма. Может показаться, что фильм про героя Райана Рейнольдса. И скромничать не буду — Райан отыграл на все сто, он прекрасный и комедийный, и драматический актёр. Нигде не переигрывал, выжимал именно те эмоции, которые были нужны в конкретный момент (хотя безусловно эти эмоции гротескны — но мы вообще-то говорим о нарисованном персонаже).

Однако всё же фильм не про него. Это, кстати, финальной фразой озвучивается, опять же, прямо в лоб зрителю: «Я — всего лишь закодированное послание того, кто тебя на самом деле любит».

Если же еще больше абстрагироваться и уходить в глубину, фильм в целом о создании жизни. О том, что мы в ответе за тех, кого породили, кого научили страдать и любить, кому вложили определенные способности. О родителях, о Боге, о ком-то еще — можете найти тут любую параллель, она подойдет.


Искусственный Интеллект прославился тем, что в мире насилия творил добро. Есть, над чем задуматься.
© «Главный Герой»


Людям искушенным, про которых я говорил в абзаце про Шрайера, тоже сразу станет понятно, что юный гений, мечтающий создать «просто мирную игру, где люди наблюдают за жизнью» — это калька с Уилла Райта и его The Sims. Герой здесь полностью путь Райта повторил, выпустив затем менее медийный, но близкий к Spore проект.

И отсылка на известного разработчика Хидео Кодзиму тоже многим станет ясна. Лично я улыбнулся в конце, когда новостные заголовки показали, что «У студии Soonami большие проблемы после ухода разработчика». Только совсем далекий от игр человек тут не увидит Konami. 

Как мы помним, Кодзима после ухода из Konami (тоже, кстати, связанного с нестандартностью его мышления) сказал, что он all right, так что знающие и видящие все эти параллели легко предскажут всю концовку фильма. Лично я её в самом начале просмотра предсказал и оказался прав.

Но то, что я смог это сделать, не означает, что фильм простой и совсем ничем не удивляет. Удивляет. Лично меня он удивил посылом: «Мы живые и мы не хотим, чтобы нас убивали». Казалось бы, просто как три копейки, но почитайте современные новости и поймёте — не для всех. 


Cчастье — очень просто: это вкусный кофе, лучший друг рядом, мир и покой.
© «Главный Герой»


Или вот: «Если вы не будете сопротивляться, вы никогда не станете свободными». О чем мы тут все постоянно говорим в контексте геймдева, как не о профсоюзах, забастовках и том, что за своё видение проекта надо бороться?.. К слову, на английском фильм называется Free Guy («Свободный Парень»), — тоже вовсе не просто так.

Лично я не ожидал от фильма услышать такие простые, но такие жизненные и глубокие посылы. Потому, думаю, люди, которым он не зашел, просто не в курсе того, о чем я постоянно пишу на «Ридусе» каждый день. И в этом плане фильм на десять голов выше и книги, и экранизации «Первому игроку приготовиться». Последний на фоне «Главного героя» чрезмерно детский и наивный. «Главный герой» — намного взрослее.

Да, не обошлось и без логических ошибок. Люди, работающие в игровой сфере, будут искренне удивлены тем, что создатель кода не сохранил себе бэкап (копию) хотя бы на память. У меня сохранена вся локализация и около 20% кода тех игр, над которыми я в своё время работал — а я вообще не программист. 


Каждая хорошая история начинается с рассказчика, который вкладывает в неё всю свою душу, любовь к жизни и другим людям.
© «Главный Герой»


Опять же, захватить свежий бэкап с работы, соврав, что тебе это нужно «для работы дома» — тоже как два пальца: даже в очень суровой корпорации любой Бобби Котик будет рад запрячь сотрудника еще и в выходной. Наконец, дилемма злодея неясна тоже — сервера выключаются очень просто и быстро, его метаний было не нужно.

Но, как вы понимаете, это всё — условности. И они простительны, если художественный фильм хороший. А он не просто хороший. Это первый с «Терминатора 2» фильм, который поднимает вопрос о том, могут ли машины чувствовать. И мог ли Скайнет пойти по другому пути.

Однозначно 10 из 10. Всем, кто близок к геймпрому — смотреть. Особенно, если работали или работаете с аналогами злобных олигархов из мегакорпораций — хороший бальзам на ваши раны прольётся, обещаю.

Автор
Бенджамин Воробьёв, редактор раздела «Компьютерные игры», модератор
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе