Пошли в кино

Народ просят скинуться на помощь отечественному кинематографу 

  Только вчера кинематографисты с жаром обсуждали, кто и в каких формах получит обещанные государством четыре с лишним миллиарда. Искали идеальную схему для их использования. Ностальгировали по отмененной системе тендеров. Примеряли на себя идею госзаказа. Критиковали разработанные Министерством культуры принципы субсидирования отрасли. Спорили, ссорились, объединялись, расплевывались. Однако, похоже, все эти надежды могут разбиться о суровую реальность. Проект госбюджета будущего года уже пересмотрен в связи с дефицитом. Можно предугадать, что сокращение коснется и сферы культуры. Сохранятся ли в этой ситуации четыре бюджетных миллиарда на кино или придется ждать лучших времен, пока неизвестно. Однако передовой отряд кинематографистов не ждет у моря погоды, а ищет новые способы финансирования отрасли.


Никита Михалков делает решительные шаги к тому, чтобы возглавляемая им общественная организация - Союз кинематографистов (СК) - превратилась в сборщика налогов со всей страны. В начале лета он озвучил идею о введении нового денежного сбора с продаж чистых дисков в пользу СК. А совсем недавно на рассмотрение правительства внесен законопроект, в котором к дискам добавились все прочие носители информации, а также аудио и видеоаппаратура. Интернет взорвался после этого сообщения: блогеры ехидно предлагают Михалкову обложить налогом также слух, зрение и пятые точки зрителей, но предоставить из милосердия пятидесятипроцентную скидку слепым и глухим. Шутки шутками, а на самом деле эта инициатива ждет своего часа уже давно, еще со времен расцвета видеотек и пиратских кассет, о которых мы сегодня вспоминаем с ностальгией. Но в 90-е в стране была такая чехарда с экономикой, что до налога на чистые VHS дело не дошло. Новая эпоха не только принесла новые носители, но и дала возможность задуматься об отчислениях с их продаж в пользу правообладателей интеллектуальной собственности. Однако по поводу того, кто будет уполномочен государством собирать эти средства, продолжаются споры, ведь авторские права у нас охраняет немало организаций. Российское авторское общество, ведущее свою историю с советских времен. Российская фонографическая ассоциация, Росохранкультура, Роспатент, Российское общество по смежным правам. Есть еще РОУПИ, РОПАС, КОПИРУС, ВОИС. Также к этому сбору имеют отношение Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). И, кстати, по данным РАТЭК, рынок электроники на фоне финансового кризиса упадет на 20 процентов к концу 2009 года. Так о каких дополнительных сборах может идти речь? К тому же часть IV Гражданского кодекса РФ разрешает брать деньги с производителей дисков и других носителей только в пользу авторов или правообладателей. И заниматься сбором и последующим распределением этих средств могут только получившие госаккредитацию организации. Причем тут еще очень много спорных вопросов. К примеру, права на фильмы, снятые до 1993 года, целиком отошли киностудиям, а на сделанные позже - к тем, кто финансировал производство. Так что автор здесь понятие довольно условное. Режиссер им, выходит, не является, и проценты от продажи диска с записью своей картины денег получать не может, если только это не оговорено в его контракте. Что же касается потребителей, то все они платят 18-процентный НДС с каждой покупки, будь то пальто, DVD c фильмом или без. Разницы никакой. И вряд ли обрадуются новой наценке.

Да и вообще позволяет ли статус творческого союза превратить СК в уполномоченный государством для сбора налогов орган? Конечно, нет. Поэтому авторы проекта закона, в создании которого принимал активное участие аппарат СК, предлагают создать новые организации - Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии. Осуществлять ­отчисления в первый фонд должны импортеры и производители дисков, прочих носителей и аудио-, и видеотехники. Предлагается ставка в размере 5 рублей за штуку носителя и 0,5 процента (но не менее 100 рублей и не более 10 тысяч рублей) от стоимости оборудования. Таким образом ежегодно можно собирать до 1,2 миллиарда рублей. А вот во второй фонд отчислять часть своих средств будет первый фонд. При этом 20 процентов пойдут на развитие кинематографии, 20 процентов - прокатной сети, 20 - на соцзащиту кинематографистов, 40 - на поддержку авторов, исполнителей, изготовителей аудиовизуальных произведений.

У юристов вопросов к этой схеме много. С одной стороны, узурпируются функции охраны авторских прав, уже осуществляемые другими организациями. Что внесет еще большую неразбериху в эту сферу. А там и так чудес хватает. Достаточно вспомнить недавний скандал с гастролями Deep Purple. С другой - возникают функции соцзащиты, которыми должны заниматься профсоюзы, система соцстрахования и благотворительные организации. Странно выглядит и то, что адресатом нового сбора станут только кинематографисты, хотя эти носители и аппаратура используются далеко не только для воспроизведения фильмов. И, конечно, вопрос вопросов для простых граждан: почему мы все должны принимать участие в формировании бюджета одной отдельно взятой отрасли? С тем же успехом рестораторы могут внести проект закона об отчислениях в свою пользу с каждой проданной сковороды, маляры потребовать процент с проданных кисточек, а книгоиздатели - с туалетной бумаги.

Однако авторы этой схемы ссылаются на зарубежный опыт, в частности французский. Действительно, там существует Национальный центр кинематографии (CNC), работающий под патронатом Минкультуры и очень успешно поддерживающий французское кино на всех уровнях - производства, проката, продвижения за рубеж, участия в фестивалях, хранения в архивах и т. п. Его бюджет (около 500 миллионов евро) пополняется за счет сборов с продажи билетов в кинотеатрах (около 120 миллионов в 2007 и 2008 годах соответственно), налога с оборота деятельности телекомпаний (350-370 миллионов), сборов с продажи дисков и видеооборудования (31-34 миллиона, сюда, по-видимому, входят и чистые диски), госсубсидий (0,7-0,4 миллиона). Аналогом такой организации могло бы стать наше Госкино, если бы оно не сгинуло в процессе аппаратных перемен. Впрочем, с одной оговоркой. Посмотреть финансовые отчеты CNC может каждый - они выложены для открытого доступа на сайте этой организации. А вот, к примеру, на сайте Российского фонда культуры в отчетах о деятельности и аудите нет ни одной цифры. Теперь предлагают создать еще два, не объяснив, чем Фонд развития культуры будет отличаться от Фонда культуры.

Конечно, здорово, если появятся новые источники финансирования кинематографа. На законных и внятных основаниях. Но пока эта инициатива заставляет вспомнить Остапа Бендера. Может получиться, что "Союз меча и орала" под руководством особы, приближенной к императору, будет на деньги налогоплательщиков финансировать "Одесскую бубличную артель "Московские баранки". Разумеется, с благородной целью капитального ремонта провала, чтобы не слишком проваливался. Это не вызовет уважения к нашему кино. Зато необоснованный дополнительный налог может привести к тому, что российское кино вообще никто смотреть не станет. Из принципа.

Ирина Любарская

Прямая речь  
  В титрах значатся  
  Владимир Хотиненко, режиссер: 

- Об этой практике мне в свое время рассказал Кшиштоф Занусси. Когда они в Польше провели подобный закон, это позволило режиссерам встать на ноги. Дай бог, чтобы и у нас получилось. Считаю инициативу правомерной. Введение подобного налога - единственный, на мой взгляд, способ как-то компенсировать кинематографистам потери от пиратства. Но помимо прочего необходимо упорядочить систему продюсирования кино в нашей стране на уровне запуска проектов. И так наше государство помогает отрасли, как, может быть, нигде в мире. Надо научиться правильно распоряжаться средствами. 

Игорь Толстунов, продюсер: 

- Если введение налога не послужит причиной сокращения основного источника финансирования, госсубсидий, то это прекрасно. Вопрос, кто и как будет собирать налог. Сначала Союз кинематографистов должен воплотить систему в жизнь. А это будет непросто. Ведь инициатива на сегодняшний день вступает в противоречие с целым рядом законов. Смущает меня и еще одно обстоятельство. Авторы ссылаются на французский опыт. Но во Франции подобная схема появилась сразу после войны и развивалась более 60 лет. Поэтому брать и выдергивать из так называемой французской модели какие-то отдельные составляющие, пытаясь привить их на нашей почве, - дело бессмысленное. Там поддержка кинематографа осуществляется государством всерьез и на разных уровнях, как территориальных, так и ведомственных. Да, налог, являющийся компенсацией авторам за несанкционированное использование их произведений, - дело хорошее. Но эта мера должна быть частью большой системы, которая у нас не выстроена. 

Кирилл Разлогов, культуролог: 

- Практика взимания налогов с дисков и оборудования существует в ряде европейских стран. Так что идея Михалкова вполне здравая. Если деньги поступят в Союз кинематографистов, появятся новые возможности для финансирования поискового, экспериментального, арт-хаусного кино. Ведь одна из главных наших проблем в том, что с уходом частного капитала у кино остается один источник денег - государство. Сегодня решение по деньгам принимает госкомиссия. В западном мире, где существует многоканальная система субсидирования, интересные проекты рано или поздно пробиваются. Так, например, было со "Звездными войнами" Джорджа Лукаса: режиссер целый год обивал пороги разных студий, пока не заинтересовал 20th Century Fox. С другой стороны, чересчур разветвленная система, как в Европе, может доходить и до абсурда: каждый из инвесторов может высказывать свои пожелания относительно того, каким должен быть фильм. А единовременное финансирование дает только мейджор. Но он требует взамен, чтобы картина была кассовой и собирала большую аудиторию. По большому счету сейчас нигде в мире нет идеальной схемы. Многие авторы тоскуют по старой системе, когда голливудские компании управлялись одним человеком, и его можно было уговорить на любой, даже самый безумный проект. 

Александр Раппопорт, адвокат: 

- Я считаю эту инициативу попыткой создания еще одной кормушки для чиновников от кино. Крайне вредной как с социальной, так и с правовой точки зрения. Фактическое увеличение стоимости любых носителей приведет только к поощрению пиратства. Ведь один из главных способов борьбы с оборотом контрафакта - снижение стоимости легальной продукции. Увеличение - плюс для нарушителей, которые будут продавать свой продукт дешевле. С правовой точки зрения, существуют общие гражданско-правовые нормы, согласно которым результатом любой деятельности пользуется лицо, ее создавшее. ­Авторы этой инициативы пытаются перераспределить часть доходов от реализации интеллектуальной собственности между лицами, которые никакого отношения к производству продукта не имеют. Если авторы, после того как получат гонорар или любые отчисления, решат внести свои деньги в любую общественную организацию, в том числе в СК - это их личное дело. Но требовать этого - значит противоречить основам гражданского товарооборота. Кроме того, закон предусматривает участие общественных организаций в сборе авторских вознаграждений, но исключительно в качестве агента. В данном случае агент присваивает результаты того, что должен распределить между авторами. 

Ирина Любарская 

Итоги.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе