Пусть сильнее грянет кризис!

Постигнет ли отечественную киноиндустрию судьба Голливуда времен Великой депрессии? 

Была ли у нас на самом деле киноиндустрия - это спорный вопрос. Скорее, разговоры о ней были той морковкой, которую привязывают у осла перед носом, чтобы быстрее бежал. И вот уже зазвучали тревожные слова. О том, что не надо тешить себя иллюзиями: российское кинопроизводство встало, зрителю постепенно становится не до зрелищ, а кинотеатры рискуют прогореть. За три месяца - с декабря по февраль - посещаемость кинотеатров упала на 21 процент по сравнению с прошлым годом. Правда, некоторые участники экспертного сообщества верят в очистительную силу кризиса, который смоет все наносное и ненужное. В общем, все как в стихах Всеволода Емелина, который прославился корявой, но бойкой поэмкой, прочитанной на культурной секции экономического форума "Стратегия-2020": "Что, финансовые монстры, сдулись ваши Доу-Джонсы? Ваши ценные бумаги, ­РТСы и Насдаки? Что, порадовались чуду? А теперь бегите к пруду наподобье бедной Лизы. Пусть сильнее грянет кризис!"


Золотой век?

На недавнем "Кинорынке" словно по инерции еще звучали победные реляции по итогам прошлых лет. Кассовые сборы в кинотеатрах за последнюю пятилетку выросли в три раза. Их сумма в 2008 году достигла двадцати миллиардов рублей. Да и количество залов за тот же год увеличилось более чем на 300 штук. Выросло, соответственно, и число людей, выбирающих кинотеатр как вид досуга. Если верить статистике, в прошлом году в кино сходили 120 миллионов человек. Правда, неких условных миллионов, потому что кто-то из них мог один раз посетить кинотеатр, кто-то несколько раз, а вот примерно десять миллионов - это постоянные зрители, на которых можно рассчитывать даже в трудную минуту. Но дальше - тишина. Поэтому на конференции "Кинокризис? Кризис кино!", которую проводила Коммуникационная группа Planeta Inform, дискуссия шла о том, когда же он наступит, как сильно накроет и кому удастся выплыть. Но ответить конкретно на эти вопросы не берется никто.

Самое настораживающее то, что хотя все прогнозы вроде делаются с поправкой на кризис, но все-таки на кризис light. Многие склонны верить в популистский миф о том, как во времена Великой депрессии народ повалил в кинотеатры за утешением, и в Голливуде наступил золотой век. Но факты - упрямая вещь. Золотой век наступил далеко не сразу. Зато стоимость самого кинопоказа в первые годы тогдашнего кризиса упала ниже плинтуса. Именно в то время были изобретены сдвоенные сеансы - чтобы безработный за 20 центов получил сразу два фильма и поп-корн в придачу. Ведь число зрителей отнюдь не возросло во времена Великой депрессии, как нас уверяют, а уменьшилось почти в два раза, и треть кинотеатров закрылась. Да и студии разорялись. А ведь тогда еще никаких альтернатив походу в кино не было - ни телевидения, ни DVD, ни Интернета, которые сегодня и в хлебные годы отнимают изрядную часть аудитории у кинотеатров. И уж в кризис народ так бодро начнет качать фильмы с бесплатных торрентов, что прокат того гляди накроется медным тазом. Потребуются годы, чтобы восстановить утраченное. Не дай бог такой ценой получать золотой век.

Были сборы недолги

Все сходятся на том, что сегодня в России нет ни одной кинокомпании, производственной или дистрибьюторской, которая могла бы стратегически планировать свою деятельность хотя бы на пять - десять лет вперед. Однако причиной этого объявляют отнюдь не кризис. Прежде всего виной тому недостаток кинозалов в стране. В прошлом году у нас работало всего 1864 зала в 736 кинотеатрах, и это преподносится как достижение. Смешные цифры - в США залов больше тридцати тысяч. Даже если учесть разницу в количестве населения (у нас в два раза меньше), все равно отставание такое, что его не преодолеть наскоком.

А между тем на ближайшие годы прогнозируется не увеличение, а уменьшение числа залов. "В случае усиления негативных тенденций тяжелые времена ждут прежде всего однозальные кинотеатры, которые продемонстрировали свою несостоятельность на современном рынке кинопоказа во всем мире, - уверен председатель совета директоров ГК "Каро" Леонид Огородников. - Однако сегодня девелоперы не могут вовремя закончить строительство торговых центров, поскольку все они строились на заемные средства. Проекты на 2010—2011 годы практически все заморожены. Несмотря на это «КАРО Фильм» справляется со сложившейся ситуацией. В марте мы открыли сразу два кинотеатра."

В профессиональной среде даже прозвучали такие слова, как "зачистка рынка". Нет, убивать не будут. Директор по кинопрокату компании "Централ Партнершип" Вадим Верещагин считает, что надо вернуться к так называемому длинному прокату, когда фильм работает месяцы, а не две-три недели и исчезает с экранов, как это приходится делать сейчас из-за нехватки залов. В таком случае кинотеатры придется поделить на "передовиков" и "отстающих". Те, у кого выручка не окупает затраты (стоимость пленочной копии - тысяча долларов, плюс реклама, плюс хоть какая-то прибыль, но это в идеале), будут получать кино вторым, а то и третьим экраном. Придется страшно креативить, а точнее - вертеться как уж на сковородке, чтобы исхитриться через пару недель заманить зрителей на картину, премьера которой уже прошла у более удачливых соседей за углом. Регионалы уверяют, что это означает неизбежное закрытие кинотеатра. Но дистрибьюторы настроены решительно: если возникает жесткая конкуренция, то надо всем работать с огоньком и искать способы выжить в новых условиях. Хотите быть первоэкранным кинотеатром? Тогда участвуйте вместе с прокатчиком в рекламном продвижении картины, придумывайте бонусы для зрителей или хотя бы обзаведитесь цифровой проекционной аппаратурой, потому что в этом случае копия фильма обойдется значительно дешевле, чем пленочная.

Впрочем, есть кинотеатры, по которым кризис ударил там, где уж совсем не ждали. Еще недавно для проката было очень выгодно объединиться на одной площадке с торговлей. Как брюки превращались в элегантные шорты, так и покупатели, приехавшие в торговый центр, после шопинга превращались в кинозрителей. Поэтому 52 процента всех кинозалов страны сейчас находятся в торгово-развлекательных комплексах. А в некоторых сетях этот процент доходит до ста, как у компании "Синема Парк". По мнению экспертов, такое местоположение может сильно повлиять на их судьбу. Правда, пока приводится только один пример закрытия кинотеатра сети "КАРО Фильм" в Орехово-Зуеве. "Решение руководства торгового центра повысить арендные ставки в валюте заставило нас задуматься о рентабельности, - пояснил "Итогам" Леонид Огородников. - Мы уверены, что в сложившейся ситуации арендодатели должны смягчить условия валютных договоров". Гигантские торговые комплексы, моллы, по всей стране переживают нелегкие времена: магазины в них закрываются из-за высоких ставок аренды, да и народ теряет покупательную способность и начинает обходить торговые центры стороной. А просто так в кино в подобные неуютные и не слишком удобно расположенные места люди не ходят. Естественно, зритель выберет киношку рядом с домом. Так что если 2008 год поставил рекорд по закрытию однозальных кинотеатров, то 2009-й может поставить крест на существовании некоторых мультиплексов. Выход из этой ситуации видится один - более тонкая настройка прокатных и репертуарных механизмов. Закончилась эпоха размашистого глобального проката, когда "чес" фильма по стране не учитывал местных особенностей и потребностей. И от этого, безусловно, только выиграет зритель, который наконец почувствует себя важным гостем на этом празднике, за чье внимание борются, чьи интересы учитывают и кому хотят понравиться не только под Новый год, но каждую неделю. Так что действительно пусть сильнее грянет кризис.

Билет на Клондайк

Может показаться, что все кризисные беды свалились на голову бедным владельцам кинотеатров, а вот дистрибьюторы и производители только руки потирают. Но это не так. Принятое распределение доходов от проката таково: 50 процентов денег остается в кинотеатрах, остальные делят между собой дистрибьютор и производитель. Естественно, каждая сторона хотела бы увеличить свою долю. Многие продюсеры уверены, что все риски берут на себя они, так что кинотеатрам достаточно трети прибыли. Прокатчики же склонны требовать себе больший процент за счет кинотеатров, если в условиях нехватки залов дают им возможность продлевать прокат зрительского хита. Однако и те и другие готовы примириться со сложившейся системой, если информация о том, кто, на чем и сколько заработал, будет честной и прозрачной для всех участников рынка. А это очень нелегко сделать, хотя все знают, где выход из тупика - в едином электронном билете и общероссийской онлайновой системе учета бокс-офиса, которую должна контролировать независимая и не связанная ни с одним участником рынка компания.

Вроде бы все предельно ясно: премьер-министр в прошлом году дал распоряжение с 1 января начать переход на эту систему. Но воз и ныне там, потому что кризис - удобная отмазка. Так или иначе, способы, которыми кинотеатры утаивают часть выручки, всем известны. Дмитрий Литвинов, гендиректор компании Planeta Inform, перечисляет их как хорошо выученный урок: переброс числа зрителей с вечерних, более дорогих сеансов на дешевые утренние, столь же виртуальное изменение зональности проданных билетов - с дорогих мест на дешевые, манипуляции с бонусными и скидочными картами и двойная нумерация бобин с копиями фильмов. То есть воровство и его методы практически узаконены, и кто-то явно блокирует начало работы по введению единой системы учета. Наверное, потому, что потери прибыли на пути из кинотеатра к дистрибьюторам и производителям достаточно велики, чтобы настойчиво прятать концы в воду. Юрий Сапронов, гендиректор компании RWS, даже сравнивает кинобизнес с казино, где большинство сделанных ставок заведомо означает проигрыш. Послушаешь эти сетования и поневоле задумаешься: а зачем все эти люди продолжают заниматься прокатом и производством фильмов? Не проще ли плюнуть и оставить поляну на откуп многоопытным коллегам из-за рубежа, которые готовы терпеть риски и неудобства ради освоения по сути совсем еще непаханого кинорынка России. Они-то знают, какой Клондайк пытаются застолбить. По словам главы российского отделения Sony Pictures Михаэля Шлихта, американские мейджоры давно поняли, что 30 процентов выручки им приносят локальные рынки. Поэтому практически все они открыли в России свои подразделения и активно внедряются не только в прокат, но и в кинопроизводство, активно критикуя при этом существовавшую до сих пор систему господдержки российского кинематографа. "В условиях кризиса сокращение госфинансирования - абсолютно правильный, хоть и запоздалый шаг", - уверен господин Шлихт. Однако он явно лукавит, прекрасно понимая, что перебивающиеся с хлеба на квас отечественные кинокомпании без поддержки государства не выстоят.

Российская киноиндустрия еще не прошла даже младенческий период, а все головокружения от успехов последних лет были просто эйфорией, вызванной тем, что ребеночек агукает и держит головку. План по валу выполнили в кратчайшие сроки. Но из сотен снятых фильмов только полтора-два десятка за год могут приниматься в зачет. Остальное можно списывать на бездарную систему тендеров, с которой долго боролись, пока не напоролись на кризис. А можно и назвать поддержанной государством производственной школой, которая хотя и с серьезными ошибками, злоупотреблениями и громадными денежными потерями, но давала работу людям, ставшим благодаря этому профессионалами.

Отправить сегодня всю эту армию набивших шишки специалистов в затяжной неоплачиваемый отпуск означает второй раз после 90-х годов развалить работающую, способную приносить прибыль систему. Страшно подумать, что совсем недавно возникший у зрителей интерес к отечественному кино и столь же недавно появившаяся в нашей стране культура потребления кино в специально приспособленных для этого высокотехнологичных кинотеатрах откатятся на десять лет назад.

Конечно, кризис грянул и не обошел киноотрасль стороной. Но можно воспользоваться им, чтобы скорректировать тот дисбаланс между рынком и амбициями, который возник в годы подъема (тут и неслыханные гонорары актеров, и запредельные ставки некоторых специалистов, вроде осветителей, и гонор продюсеров, запускающих заведомо никому не нужные картины). Деятели киноиндустрии к этому готовы, а главное, у них есть твердое желание не уходить с рынка.  

Ирина Любарская

Цифры 
  Доска подсчета  

По итогам прошлого кинопрокатного года (он считается от ноября до ноября) кассовые сборы в кинотеатрах возросли по сравнению с предыдущим 2007 годом почти на 50 процентов и составили 830 миллионов долларов, недотянув до миллиарда, как прогнозировалось. Однако скорее прогноз был верным, просто курс доллара к рублю сильно изменился. Кроме того, статистически "наш" кинорынок включает в себя не только Россию, но и страны СНГ. Раньше в их число входила и Украина, но теперь в соответствии с изменениями на политической карте мира в общем бокс-офисе ее выносят за скобки. 

По данным издания "Кинобизнес сегодня" дюжина лидирующих компаний-дистрибьюторов выстроилась так, начиная с первого места: UPI (203,5 миллиона сборов, самый кассовый фильм - "Мадагаскар 2"), "Двадцатый век Фокс СНГ" (154,9 миллиона, "Ирония судьбы. Продолжение"), "Каро Премьер/Каропрокат" (126,1 миллиона сборов, "Самый лучший фильм"), Buena Vista Sony Pictures Releasing (121,2 миллиона, "Хэнкок"), Централ Партнершип/CP Classic (64,6 миллиона, "Гитлер капут!"), "Парадиз" (35,6 миллиона, "Платон"), "Вест" (24,9 миллиона, "Вавилон нашей эры"), "Каскад" (23,3 миллиона, "Мухнем на Луну 3D"), "Top Film/Art Film" (20,5 миллиона, "Право на убийство"), "Наше кино" (19,2 миллиона, "Иья Муромец и Соловей-разбойник"), "Люксор" (15 миллионов, "Как избавиться от друзей и заставить всех тебя ненавидеть"), "Пирамида" (13,5 миллиона, "Мартышки в космосе"). Кстати, последняя в списке лидеров прошлого года компания объявила о приостановке своей деятельности, поскольку сильно выросли закупочные цены на фильмы независимых западных студий. Но менеджеры "Пирамиды" не исключают, что на рынок вернутся. Из списка ясно, что больше половины прибыли пришлось на долю российских подразделений западных студий-мейджоров и отечественных компаний, которые обладают эксклюзивным правом дистрибуции в России продукции крупных зарубежных студий. Прибыли компаний, занимающихся прокатом фильмов отечественного производства и продукции зарубежных независимых студий, существенно ниже. Однако нельзя сказать, что есть четкий водораздел, поскольку представительства мейджоров в последние годы стали активно работать с местным контентом - прокатывать наше кино и даже вкладываться в его производство. За пределами списка остались, к примеру, такие известные игроки рынка, как "Кино без границ", "Русский репортаж", Ruscico. Но на долю всех остальных дистрибьюторов приходится меньше процента от общего бокс-офиса. Надо отметить, что, несмотря на кризисные проблемы, на кинопрокатном рынке появляются и новые игроки - дистрибьюторское подразделение Art Pictures Studio, "Профит Синема" и "Вольга", уже заявившая о себе громкими премьерами "Миллионера из трущоб" и "Рестлера". 

Крупнейшие операторы сетей кинотеатров в России владеют - согласно данным на конец 2008 года - 755 залами, что делает их долю на рынке равной 40,5 процента. Среди них - "Каро Фильм" (доля рынка по количеству залов - 8,9 процента), "Синема Парк" (5,6 процента), "Киномакс" (4,9 процента), питерская "Кронверк Синема" (4,3 процента), "Формула Кино" (3,6 процента), KinoStar (3,3 процента), "Премьер Зал" (3,1 процента), новосибирская "Арт Сайнс Синема" (2,7 процента), "Люксор" (2,2 процента ), "Парадиз" (1,9 процента). Нетрудно предсказать, что борьба за залы в этом году будет жаркой. По прогнозам ежегодно будет прибавляться только около ста пятидесяти залов. Однако есть и хорошая новость - рост цен на билеты тоже приостановится.

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе