Режиссер Михаил Сегал: Меня часто спрашивали: так это Путин или Медведев, кого играет Игорь Угольников?

В числе российских картин на London Film Festival показали «Рассказы» Михаила Сегала. Фильм, состоящий из четырех новелл, объединенных фигурой писателя, после прочтения рассказов которого людям мерещатся странные вещи. Еще летом «Рассказы» произвели сенсацию на «Кинотавре», получив приз за сценарий, и скоро выходят в российский прокат. Корреспондент РБК daily МАРИНА ЛАТЫШЕВА побывала на лондонском показе фильма, а затем побеседовала с МИХАИЛОМ СЕГАЛОМ.

Фото: Роскино

— Вам понравилась реакция лондонской публики?

— Отношение везде пока отличное, народ реагирует живо и хорошо. Конечно, может быть, здесь это обусловлено дополнительным авансом: когда люди живут за рубежом и к ним привозят русское кино, это их радует само по себе. Но все равно мне приятно.

Я говорю сейчас о русской части аудитории. Разумеется, когда в темном зале смеются люди, не понимаешь, кто есть кто. Англичане смеются без акцента, на чистом русском. Но порой что-то считывалось, так как зрители смеялись в тот момент, когда появлялся субтитр, а фраза еще не была произнесена. Это очень непростой фильм для перевода, там быстрые диалоги, быстрый монтаж. Вещи, о которых идет речь, сами понятия — они очень русские, и поэтому, даже если точно перевести, иностранный зритель может не понять, о чем речь, так как он не существует в этой реальности, в этих контекстах. И потому я полагал, что, к сожалению, несмотря на все мое желание быть на международных фестивалях и купаться в аплодисментах, с этим фильмом подобное вряд ли возможно. Но, судя по реакции залов, тут «Рассказы» поняли. И миф, что это не экспортный продукт, не кино для показа иностранцам, который я сам создал, — именно миф. Что меня удивило. Это был приятный сюрприз.

— Из четырех новелл фильма одна — отмеченная год назад тем же «Кинотавром» короткометражка «Мир крепежа». Почему взялись за старый материал?

— Ну, на тот момент короткометражка была не старая, а как раз новая. В этом было условие игры от продюсера — полная творческая свобода, но с условием, что используется эта новелла, чтобы не терять уже имеющийся интерес. Можно было бы продолжить эту историю, придумать дополнительные другие, поставить ее в начало или конец. Что угодно. Поэтому я сел, взял голову в руки и придумал концепцию фильма.

— Почти одновременно с выходом «Рассказов» в прокат должен выйти и сборник ваших рассказов. Вы себя ощущаете режиссером или писателем? Похоже, зрителей впечатляет именно литературная составляющая фильма, какие-то фразы уже после «Кинотавра» растащили на цитаты.

— Правильно, но зрителя цепляет, так как это было произнесено и сыграно органично в кино, в котором веришь актерам. Потому говорить о том, что литературная составляющая тут главная, неправильно. Я хотел бы защитить свою режиссерскую часть работы.

— В фильме снимался Владислав Лешкевич из рэп-группы «Каста». У него роль чисто символическая, но важная, не так ли? Его публика ждет проката еще и для того, чтобы посмотреть на музыканта.

— Я на это никакой специальной ставки не делал, но если это является для кого-то важным фактором — хорошо. Если бы он играл большую роль, как Цой в «Игле», — это одно. А если как Цой в «Ассе» — конечно, тоже хорошо, но мы не в праве обманывать публику. Хотя его роль пусть по объему скромная, но она ключевая.

— Его герой — создатель мира фильма?

— Да, практически так и есть.

— Также в «Рассказах» появляются Игорь Угольников, Андрей Мерзликин, Константин Юшкевич. Вы писали роль специально под кого-то?

— Кроме Угольникова, Мерзликина, а также Юшкевича, который медийно не так узнаваем, как они, большинство остальных не очень известные или вообще молодые и никому не известные актеры. Меня очень обрадовало, что я столкнулся на этом фильме с огромным количеством талантливых людей. Надеюсь, для всех будет интересным открытием актриса в последней новелле, партнерша Юшкевича Любовь Новикова. В первой — прекрасная актриса Дарья Носик. Еще в одной — актриса минского Театра им. Янки Купалы Тамара Миронова, которая в предыдущем моем фильме «Франц и Полина» играла мать главной героини. А тут она сыграла библиотекаршу-экстрасенса. Придумывая историю про библиотекаршу, я как раз имел в виду именно Миронову, именно ее хотел снимать.

— Угольников и Мерзликин выступили в неожиданных амплуа. Особенно Угольников, сыгравший президента страны. Почему вы выбрали его?

— Изначально я думал о тех, у кого уже есть сложившаяся репутация драматического актера. Но кто-то отказался, кто-то сначала согласился, а потом подумал и отказался играть президента. А потом случилась неожиданное. Претендентка на одну из женских ролей прислала ссылку на свои работы в Интернете, в одной из короткометражек она снималась с Угольниковым. Тогда я и задумался о нем, о том, что это было бы глобально интересное решение. К тому же режиссеру всегда интересно поменять сложившееся амплуа актера.

— Он больше напоминает Путина, не Медведева.

— Меня очень часто спрашивали: это Путин или Медведев, кого играет Игорь Угольников?

— Обоих?

— Думаю, да, он играет обоих одновременно. Это такой немножко жареный вопрос, и пока зритель находится в размышлениях, он находится в зоне притяжения фильма. Так что пусть размышляет. Но перед нами не стояла задача передавать чью-то мимику. Была важна фигура президента как такового, мы, наоборот, уходили от похожести в деталях, чтобы это не превращалось в дешевую пародию.

— Вы можете назвать «Рассказы» политическим фильмом?

— Если говорить о критике власти, то да, я считаю это кино политическим и надеюсь, оно будет восприниматься в том числе и так. Оно временами эротическое, смешное, жанровое, но это все — форма. По своему посылу «Рассказы», конечно же, некое социальное высказывание. Если говорить о той новелле, в которой Угольников играет президента, то тут показана некая мистическая составляющая коррупции, она — словно вечное нормальное состояние нашего общества. Негативное явление, вреда от него много, но искоренить его нельзя, потому что оно является глубоко естественным. Как поступить, когда нечто естественное является при этом негативным? И именно потому, что эта новелла не критикует и не выносит приговор кому-то одному, надеюсь, потому она и заставляет каждого из нас обратить внимание на самого себя, ее задача — показать, что мы все участвуем. Коррупция — это некая цепочка действий, которую в целом уничтожить невозможно. Но ее можно разорвать. Если ты на своем месте ее рвешь, то это и есть твой вклад.

«Рассказы» Михаила Сегала

«Рассказы» Михаила Сегала были представлены в программе Laugh Лондонского кинофестиваля. В других секциях фестиваля также показали «Жить» Василия Сигарева, «В тумане» Сергея Лозницы, «Это не я» Марии Саакян, «Завтра» Андрея Грязева. Создателей фильмов при поддержке «Аэрофлота» привезла в Лондон компания «Роскино». «Рассказы» понравились дистрибьюторам из Великобритании, Испании и Франции, уже ведутся переговоры о приобретении картины в международный прокат. Что касается общих итогов российского присутствия на London Film Festival, то, по словам главы «Роскино» Екатерины Мцитуридзе, фестиваль изначально задумывался как зрительский, но со временем вокруг него сложилась и деловая обстановка, поскольку многие британские дистрибьюторы именно на LFF стали покупать фильмы, привезенные лишь на один показ. «Оценив перспективу британского рынка, мы решили, что было бы разумно навести с Лондоном мосты, — рассказала РБК daily г-жа Мцитуридзе. — В этом году они пригласили пять российских картин. Как сказала мне на церемонии закрытия Аманда Невилл, директор BFI (Британский институт кино), раньше российские фильмы не получали столь весомой поддержки. Мы договорились о том, что в следующем году организуем на LFF для британских дистрибьюторов показы российских картин в рамках международного кинорынка DOORS».

РБК daily

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе