Вспоминаем, как в советском кино снимали легендарные постельные сцены.
Изображая бурную страсть Елена Яковлева даже не обнажилась ниже линии декольте.
Фото: кадр из фильма «Интердевочка»
Вопреки известному, как теперь говорят, мему, «Секса у нас (в СССР) нет! У нас есть любовь», всё было. И секс, и любовь… Между прочим, крылатая фраза была сказана участницей советско-американского телемоста эпохи Перестройки и Гласности Людмилой Ивановой, которая работала администратором одной из лучших столичных гостиниц «Ленинград», где, почти нет сомнений, в те годы роем вились «ночные бабочки».
В 1989 году на экраны страны вышел фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», самый знаменитый советский фильм, рассказывающий о нелегкой судьбе валютных проституток. Главную героиню Таню Зайцеву сыграла актриса Елена Яковлева. Конечно же, в сценарии были постельные сцены. Встал вопрос, как их снимать? Яковлева наотрез отказалась обнажаться. Но без «секса» невозможна картина о проститутках. Стали искать компромисс. Второй режиссер Борис Вельшер вспоминал, как снимали постельную сцену с японцем (на самом деле его сыграл казах Ментай Утепбергенов).
Елену Яковлеву намазали глицерином, будто бы она «вспотела от страсти». К кровати прибили бревно. Вельшер и Петр Тодоровский ритмично раскачивали это бревно. Оператор Валерий Шувалов раскачивал лампочки и тумбочки. Весь гостиничный номер буквально ходил ходуном. «Вот так мы и обозначили бурную страсть. Но Яковлева даже не обнажилась ниже линии декольте», - вспоминал Вельшер. Однако тогдашнему непуганому советскому зрителю и этого хватило. За год фильм посмотрело 40 миллионов человек. Залы кинотеатров на все сеансы были переполнены.
Эротику в советском кино приходилось показывать «целомудренной» не только из-за цензуры. Самым трудным было убедить актеров, ведь большинство из них были женаты или замужем. Даже сегодня молодые артисты, многое повидавшие и во многом поснимавшиеся, говорят, что быть в любовных сценах настоящими, в высоком смысле слова бесстыдными, очень сложно.
Герой Папанова влюбляется в энергичную женщину 40+ в исполнении Алентовой.
Фото: кадр из фильма «Время желаний» (1984)
Актриса Вера Алентова, которой не раз приходилось сниматься в любовных сценах в картинах своего мужа режиссера Владимира Меньшова, признавалась, что всегда нервничала, когда становилось понятно, что без «интима» в фильме не обойтись. «Сейчас актеры оголяются легко, а нашему поколению это было внове, на раздевание звучала внутренняя команда «стоп»», - признается Алентова.
Да и не только «на раздевание», даже невинные поцелуи порой вызывали внутренний протест у актера.
С Анатолием Папановым Алентова снималась в фильме «Время желаний». Герой Папанова влюбляется в энергичную женщину 40+ в исполнении Алентовой. И уже то, что он влюбляется, для Папанова стало проблемой. Он был и Волком в «Ну, погоди!», и контрабандистом Лёликом в «Бриллиантовой руке», и Кисой Воробьяниновым в комедии «12 стульев», комбригом Серпилиным в «Живых и мертвых», но никогда не играл страстно влюбленного мужчину. Народный артист не знал, как к этой роли подступиться. «Я лежала на диване, Папанов бочком ко мне подходил, я приподнималась ему навстречу, он меня неловко обнимал и осторожно, как стекло, прижимал к себе», - вспоминала Вера Алентова съемку любовной сцены. Тогда режиссер картины Юлий Райзман отодвинул в сторону Папанова, бросился к Алентовой, крепко и умело обнял её, а потом под аплодисменты группы сказал Папанову: «Вот так надо!». Райзману было 80, а Папанову – 60…
Негода и Соколов, в отличие от своих героев, испытывали друг к другу антипатию. Фото: кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)
Но всё это невинные шалости по сравнению с тем откровением, которые советские зрители увидели в картине Василия Пичула «Маленькая Вера». Картина вышла на экраны в 1988-м. Публика штурмом брала кинотеатры ради знаменитой сцены полового акта, где Наталья Негода «скачет верхом» на Андрее Соколове.
При том, что в сценарии этой сцены не было. Но потом её пришлось добавить. «Похулиганить» решил режиссер Василий Пичул, когда фильм фактически был закончен. Он пригласил Соколова и Негоду на «рюмку чая» и сказал: «Ребята, чего-то не хватает… Нужна изюминка». Скорее всего Пичул изначально планировал снимать постельную сцену, но надо было и актеров подвести к мысли, что она необходима. По воспоминаниям актрисы Натальи Негоды, эту сцену снимали «в полуобморочном состоянии». В то время как Андрей Соколов говорил, что никакого зажима он не испытывал.
Проблема была в том, что Негода и Соколов, в отличие от своих героев, испытывали друг к другу антипатию. Как будто бы Андрей Соколов отверг притязания Натальи Негоды, а она считала, что для достоверности у них и в жизни всё должно быть по-настоящему. Как бы то ни было «заняться любовью» на глазах у всей съемочной группы молодой актрисе было сложно. Она потребовала, чтобы режиссер не подглядывал, чтобы залез в шкаф и командовал оттуда...
Светличная очень смущалась и требовала, чтобы павильон покинули все, даже режиссер. Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968)
Одной из первых запредельно эротических сцен в советском кино, особенно для 1968-го года, была сцена стриптиза в «Бриллиантовой руке», где в гостиничном номере героиня Светланы Светличной демонстрировала Юрию Никулину свой халатик с перламутровыми пуговицами. И финал этой сцены: застежка бюстгальтера трагически лопается, голая спина и «Не виноватая я, он сам пришел». Когда дошло до съемок, Светличная очень смутилась и потребовала, чтобы павильон покинули все, даже режиссер Леонид Гайдай.
Филатов так и лежал в джинсах под одеялом рядом с обнаженной Яковлевой.
Фото: кадр из фильма «Экипаж» (1979)
В фильме Александра Митты «Экипаж» есть чувственная, постельная сцена, которая глубоко впечатлила советских зрителей в 1980 году.
Стюардесса Тамара, которую играла студентка театрального училища Александра Яковлева лежала в постели в объятиях бортинженера Игоря Скворцова - Леонида Филатова. Если молодая и дерзкая Яковлева с откровенной сценой справилась легко, то её партнеру Леониду Филатову она далась куда сложнее. В жизни он был сдержанным, закрытым человеком, к тому же в это время у него был многолетний роман с актрисой Ниной Шацкой, на которой впоследствии он женился. Митта долго бился, но не смог заставить Филатова даже снять джинсы. Так он и лежал в джинсах под одеялом рядом с обнаженной Александрой Яковлевой. Но сцена всё равно получилась красивой и убедительной. Хотя большую часть её вырезала цензура. Остались невинные кадры, снятые через аквариум с рыбками. Зрителям хватило и этого. Филатов в одночасье стал секс-символом.