Сильнее "Фауста" Гете

Александр Сокуров стал главным обладателем "Ники"-2012

Ровно в полночь новоизбранный президент Национальной киноакадемии "Ника" Андрей Кончаловский вскрыл конверт с названием фильма-победителя 2012 года: им стал "Фауст" Александра Сокурова. Сокуров был назван и лучшим режиссером.

Церемония вручения премии "Ника"

Эта непомерно затянувшаяся церемония "Ники" была характерна почти абсолютной предсказуемостью ее результатов. Задолго до нее все понимали, что в категории документального кино, при наличии сильных соперников, обречена на премию дебютная работа киноведа Любови Аркус "Антон тут рядом" - фильм-поступок, фильм-акция, привлекающая внимание к судьбе детей, которых мы припечатали клеймом "аутисты". Было очевидно, что в номинациях в основном присутствует качественный "мейнстрим", а настоящих событий всего три ("Фауст", "Орда" Андрея Прошкина и "Искупление" Александра Прошкина), причем главная борьба развернется между первыми двумя, а "Искуплению" достанется один приз - безвременно ушедшему из жизни Андрею Панину, пронзительно сыгравшему роль контуженного фронтовика-инвалида.

Трансляция церемонии вручения премии "Ника"

Одно только появление имени Киры Муратовой в списке номинантов из стран СНГ и Балтии означало, что приз получит непременно она. Потому что она единственная из этих режиссеров, чье имя смутно помнят академики. Обидно, что на этот раз - промашка: Муратову с фильмом "Вечное возвращение" постигла, скажем так, удача местного значения, а в пятерке номинантов были картины значительно сильнее - "Если все..." Натальи Беляускене или "Все ушли" Георгия Параджанова.

Вся эта предсказуемость означала, что члены наших киноакадемий фильмы не смотрят и голосуют, совершенно очевидно, не глядя. Церемония с неумолимостью квалифицированного диагноста зафиксировала тяжелую дряхлость кинематографического сообщества. Дело не в возрасте участников церемонии ("нафталин - вещь полезная: должен же кто-то бороться с молью!" - констатировал один из "вручантов" Иосиф Кобзон). Дело в том, что трещина начавшегося много лет назад раскола углубилась до состояния пропасти, отнюдь не влекущей к себе молодых фильммейкеров: они предпочитают в эти бесплодные игры не играть и делают свое кино в сторонке, не замечая аксакалов и не замечаемые ими. Поэтому так нескрываемо удивился, получив премию "Открытие года", режиссер фильма "Шпион" Алексей Андрианов: его свежая и во многих отношениях экспериментальная работа здесь смотрелась белой вороной.

Интересно, что кинопроцесс, вовсе не такой катастрофический, протекает теперь независимо от осколков некогда могущественного творческого союза, и обе церемонии - как "Ника", так и "Золотой орел", - уже не имеют отношения к его объективной оценке. Так, домашние праздники "для своих", в меру приятные, но бессодержательные, как День не существующей более милиции.

Аниматоры по-прежнему волнуются: кто победит? Но уже понимают, что это будет мнение не взыскательных коллег, а рулетки: название "Бессмертный" звучит бессмертнее какого-нибудь "Пишто уезжает" - "Бессмертный" и получит "Нику". Голосуют, повторяю, не глядя, как выпадет.

Чем увенчанная "Никой" работа Юрия Арабова в "Фаусте" сильнее, чем его же работа в "Орде", - никто, кроме Гете, не объяснит. Но сконструированный в "Орде" давно ушедший мир проигрывает опять же бессмертному творению Гете, прихотливо переложенному драматургом.

Наименее предсказуемо сложилось голосование в актерских номинациях: там были реально сильные работы Анны Михалковой, Яны Трояновой, Розы Хайруллиной, Марии Шаламовой, Антона Адасинского, Данилы Козловского и Максима Суханова. Рулетка могла улыбнуться любой - и не возразишь. Удача выпала дебютантам в кино Розе Хайруллиной и Антону Адасинскому и, опять же волею рулетки, примкнувшему к ним Максиму Суханову - хотя роль в "Орде" далеко не лучшая работа великолепного актера.

Вечер, как всегда, умело "разогревал", на этот раз с какой-то особенно печальной нежностью, ее бессменный худрук Юлий Гусман. Из пятичасовой церемонии более всего запомнился момент чествования Инны Чуриковой, которая вместе с Глебом Панфиловым удостоена приза "За честь и достоинство" (скоро давать этот приз будет некому, и придется учредить приз "За потерю чести и достоинства" - прозорливо заметил по этому поводу Александр Ширвиндт, вместе с Эльдаром Рязановым, Лией Ахеджаковой и Михаилом Швыдким вышедший поздравить великую актрису). Отсутствием этического слуха покоробило начало: дали невнятный черновой фрагмент фильма Алексея Германа "Трудно быть богом" - качество изображения и звука было бы неприемлемо для великого перфекциониста, показывать такое нельзя. Зал порадовался награждению Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе премиями "За выдающийся вклад в киноискусство". Как всегда патетично прозвучало прощание с ушедшими коллегами - дорогие лица всенародных любимцев, проплывшие на экранах, смотрелись ушедшей цивилизацией. Было замечательно разыграно вручение "Ники" актрисам: на сцену вышли мальчишки из группы "Республика Kids" со специально написанной именной песней и, спустившись в зал, церемонно вручили номинанткам цветы. Праздничную атмосферу обеспечил театр "Московская оперетта", снабдивший шоу антуражем и номерами из мюзикла "Граф Орлов". Но эту же атмосферу упорно и успешно гробили "вручанты": длительность их речей, как всегда, была обратно пропорциональна их талантам и красноречию. И становится все более безвкусным "кинокапустник", которому никак не дают умереть вовремя, отчего он смотрится неказистым зомби.

В целом церемония страдала несообразными габаритами и оттого - тяжеловесностью: расходились заполночь, торопясь к закрывающемуся метро. Это тоже признак дряхлости: субъект перестает чувствовать время, движется с трудом и со скрипом. А ведь всего 26 лет!

Текст: Валерий Кичин (блог автора)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе