Союз кинематографистов принял новый устав

В четверг, 25 ноября, в здании Госфильмофонда в Белых Столбах прошел внеочередной VIII съезд Союза кинематографистов, которым руководит Никита Михалков. В устав организации были внесены поправки, касающиеся исключения из союза: это проявления экстремизма, неуплата членских взносов и нанесение «ущерба имиджу или деловой репутации» СК РФ.

Внеочередной съезд должен был пройти в Белых Столбах еще 28 апреля, но на собрании 22 апреля не оказалось (см. "Ъ" от 23 апреля) кворума для выдвижения делегатов. Собрание московского отделения прошло в Доме кино 11 ноября (см. "Ъ" от 12 ноября), и на этот раз явилось необходимое для того, чтобы избрать делегатов, количество членов союза.

Важнейшим событием съезда стало принятие новой редакции устава Союза кинематографистов. Прежде всего поправки коснулись условий исключения из рядов СК. Так, в уставе появился пункт, в котором говорится, что «любое проявление, пропаганда или призывы к экстремистской деятельности, к национальной, расовой, религиозной, политической нетерпимости недопустимо и несовместимо с пребыванием в Союзе кинематографистов РФ» (сначала этот пункт из новой редакции устава исключили, но затем, уже вечером, приняли решение его вернуть). Как известно, в Уголовном кодексе за эти преступления отвечает скандальная ст. 282, которую последовательно критикует художественная общественность за то, что она позволяет привлечь к уголовной ответственности даже на основании самых общих обвинений. Пример тому — процесс над кураторами выставки «Запретное искусство» Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым (см. "Ъ" от 12 июля).

Кроме того, кинематографист может быть исключен из союза, если «его действия наносят ущерб имиджу или деловой репутации СК РФ». Что конкретно имеется в виду под этой формулировкой, пока не уточняется (окончательный текст нового устава еще не опубликован). Дополнительным условием для исключения из Союза является неуплата членских взносов, которая, по словам Никиты Михалкова, образовалась у 911 человек. По словам господина Михалкова, сейчас членство в союзе стоит 300 руб. в год для работающих кинематографистов и 10 руб.— для пенсионеров.

Еще одно нововведение — создание попечительского совета. Его состав будет утвержден правлением союза кинематографистов, но уже известно, что туда войдут государственные служащие, спонсоры и меценаты, «участвующие в развитии кинематографа». Совет станет постоянно действующим коллегиальным органом и будет «отвечать за осуществление культурных и социальных программ в союзе».

Съезд не внес никаких поправок в статус и полномочия председателя Союза кинематографистов. Он по-прежнему может избираться сроком на четыре года не более двух раз подряд, при этом высшим органом управления остается съезд, который может созываться по необходимости, но не реже чем раз в четыре года. Нынешний съезд как раз является внеочередным, именно внеочередные собрания вершат судьбу современного Союза кинематографистов. На предыдущем внеочередном съезде, созванном Никитой Михалковым в марте 2009 года в Гостином дворе, были опротестованы результаты съезда 19 декабря 2008 года — когда председателем союза был избран Марлен Хуциев. Тогда причиной для судебного разбирательства был тот факт, что при голосовании за Хуциева не был собран кворум. Суд признал съезд нелегитимным.

На съезде обсудили и деятельность журналистов. По этому случаю даже было выпущено специальное заявление съезда, в котором говорится о создании открытого пресс-форума, «целью которого будет объединение усилий кинематографистов и журналистов для объективного освещения событий, происходящих в отрасли». Прежде всего члены СК хотят провести независимое расследование «с целью выявления побудительных мотивов и источников финансирования информационных кампаний, нацеленных на диффамацию и компрометацию» членов союза. Обещают, что «информация об изданиях и лицах, причастных к коррупционным информационным акциям, будет опубликована в открытых источниках».

В заявлении съезда есть и такие слова: «Господа журналисты! Вы требуете разработки специальных мер по вашей физической защите от расправы и преследования за публикации, но при этом сами сплошь и рядом демонстрируете свое безответственное отношение к обществу, к людям и их судьбам, нарушая нормы профессиональной этики, не соблюдая презумпцию невиновности». Причиной заявления, согласно тексту, стало «неправильное» освещение дискуссии вокруг пункта устава о противодействии экстремизму, которая была «ложно истолкована», в результате чего появились многочисленные сообщения о том, что «кинематографисты разрешили себе проявлять экстремизм». «Это не первая публикация такого рода и не первая ложь в адрес деятельности союза и принимаемых нами решений»,— заявили кинематографисты.

Мария Семендяева

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе