Спасти детское кино

Кинокритик Кирилл Разлогов — о том, как снимать отечественные фильмы для детей.

С 1970-х годов в мировом кинопрокате почти безраздельно господствует формула «семейного фильма», который с интересом могут смотреть и дети, и их родители, а возможно, и дедушка с бабушкой. Сказочные сюжеты, фэнтези, более или менее научная фантастика, картинки из жизни детей и подростков, разного рода анимация (кроме, конечно, анимации «для взрослых»), сочетающая сказочные и былинные сюжеты со стебом и двусмысленными шуточками, — вот основы современного мейнстрима, основного коммерческого потока фильмов для кинотеатров.

Наш ответ «Звездным войнам», которые узаконили полную победу детско-подросткового кино, — «Чучело» Ролана Быкова, проблемная социальная драма не столько для детей и их родителей, сколько для интеллигенции и кинокритиков. Чуда не произошло — фильм пользовался зрительским успехом только в силу его статуса: запретный плод сладок. За ним последовали сетования на гибель детского кино. Жертвой перестройки и «новой модели» кинематографии пал чуть ли не весь отечественный кинематограф.

Вместо отечественного варианта семейного мейнстрима «детское кино» отправили в своеобразное гетто. Похоже, что главное для его создателей — глобальная безопасность от всего на свете. Я с ужасом думаю — что делать с классическими сказками, не только отечественными, увековеченными космополитом Александром Роу, но и зарубежными?

Скажем, как экранизировать «Огниво» Андерсена — ведь запретное курево там основа сюжета? Профессионалам известны мытарства создателей «Частного пионерского» — добротной советской нравоучительной истории. Ну и окончательно убил детского кино запрет рекламы на телевидении во время демонстрации фильмов и передач для детей и подростков.

По поводу «спасения» отечественного детского кино или, точнее, спасения отечественных детей от Голливуда и Диснея проводятся многочисленные дискуссии и симпозиумы. А воз и ныне там... Точнее, он был бы там, если бы не отдельные энтузиасты, которые верят в благоразумие детей (а иногда и их родителей) и пытаются, пусть не всегда успешно, снять что-то для них интересное, изредка нарушая назойливые и глупые запреты.

Вот, к примеру, сказка для детей и подростков «Жили-были мы», вышедшая одновременно в кино и на книжный рынок. Совместный проект представителей разных поколений — живого классика, сценариста, художника и актера Александра Адабашьяна и автора-режиссера Анны Чернаковой.

Сознательная эклектика изобразительного решения накладывается на сложносочиненность сюжета, охватывающего несколько веков российской (и не только) истории. И вереница популярных актеров, играющих по несколько взаимосвязанных ролей. В результате получился привлекательный калейдоскоп, понимание и восприятие которого для целевой детской аудитории порой искусственно затруднено.

Зато легко воспринимаются отдельные аттракционы, соответствующие синкопическому ритму современной жизни и психологии молодого поколения. Картина, пусть с трудом, при содействии благотворительных фондов и благодаря авторитету Адабашьяна, вышла на экраны кинотеатров в различных регионах России. При всех очевидных недостатках этого незаурядного произведения хотелось бы, чтобы этот опыт не оставался единичным. Повторение — мать учения, а у нашей культуры творчества детей и для детей — огромные резервы навыков, традиций и обычаев, во многом нереализованных на экране.


Автор — председатель Гильдии кинокритиков и киноведов России, доктор искусствоведения, профессор

Автор
Кирилл Разлогов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе