Сумерки богинь

Достоевщина на кинофестивале "Окно в Европу"

Специальным событием проходящего в Выборге XVIII кинофестиваля российского кино стал кинобенефис Людмилы Гурченко "Пестрые сумерки", а самым радикальным художественным высказыванием пока остается фильм Юрия Мамина "Бакенбарды", показанный по случаю 20-летнего юбилея картины. Однако надежда, что "Окно в Европу" все-таки сделает обещанный организаторами "прогноз на завтра", еще теплится у ЛИДИИ МАСЛОВОЙ. 

В "Пестрых сумерках" Людмила Гурченко играет знаменитую, супервостребованную актрису, которая берет под свое покровительство юного и очень талантливого, хотя и слепого пианиста (Дмитрий Кубасов). Пусть лицо Людмилы Гурченко, увы, несколько утратило былую подвижность, но стремление блистать и чувствовать себя богиней в ней все равно настолько неукротимо, что многие старлетки из того поколения, к которому принадлежит младший партнер Людмилы Марковны, позавидовали бы. Партнер же чувствует себя довольно скованно в одном кадре с живой иконой, с которой ему выпало изображать весьма непростые отношения,— слепого играть и так-то нелегко, а тем более когда у тебя на голове крайне ненатурального фасона паричок. В итоге судьбу юного гения устраивает бывший возлюбленный героини (Александр Ширвиндт), знаменитый джазовый пианист, за которым она в свое время не последовала в Америку, принеся таким образом личное счастье в жертву карьере. Легкая грусть омрачает ностальгическую встречу героини со старым другом, но в целом едва ли она сильно жалеет о том, что в свое время с ним рассталась и выбрала более эгоцентрический вариант судьбы,— этот вариант ее вполне устраивает, судя хотя бы по тому, с каким удовольствием героиня в каждом кадре появляется в новом наряде (особое восхищение вызывает ассортимент элегантных меховых изделий) и как лихо разъезжает на своей Audi. 


Выйдя за пределы звездной ауры Людмилы Гурченко, которая способна ослепить окружающих до оцепенения, тот же актер Дмитрий Кубасов в фильме конкурсной программы — "Детям до 16..." Андрея Кавуна — выглядит уже вполне по-человечески, а не как ходячая мумия. В картине, которая в сентябре выйдет в прокат и имеет шансы понравиться юному зрителю, взрослый режиссер рассказывает неопытным детям до 16 и чуть старше про любовь как коварную биологическую ловушку, в которую попасться по молодости особенно легко. При этом Андрей Кавун никого не грузит с высоты своего опыта и про брачные игры молодняка снимает так же бодро и энергично, как про спасение мира бесстрашным капитаном госбезопасности в "Охоте на пиранью" или про пленных летчиков в "Кандагаре". 

Еще один симпатичный, хоть и неровный фильм в выборгском конкурсе — составленный из трех новелл "Южный календарь" дебютанта Дениса Карро про "обреченных", как выразился автор, обитателей одного черноморского города. Наиболее сильная сторона этой картины — кастинг. Алексей Девотченко играет директора разваливающегося на глазах археологического музея, который потихоньку распродает экспонаты, а деньги отдает своей сотруднице (Ольга Тумайкина), чтобы она смогла отвезти дочку в Москву на дорогостоящую операцию. Вторая новелла из "Южного календаря" пока остается самым приятным впечатлением выборгского кинофестиваля благодаря игре Ангелины Миримской в роли очарованной миром гламура посудомойки из пансионата, которая в леопардовой кофточке охотится за отдыхающими, потому что среди местных колдырей ловить давно нечего. Интересно было бы посмотреть полнометражный фильм про этот женский персонаж, однако в третьей новелле автор переключается на мелодраматический сюжет: горемычная женщина с ребенком (Виктория Исакова) отдается проводнику поезда, чтобы провезти сорок килограммов инжира на продажу, а ее сосед по купе, уволенный в запас морской офицер, ощутив приступ сострадания, проклятый инжир у нее широким жестом выкупает, и вся эта история оставляет какое-то бунинско-купринское послевкусие в самом неприятном смысле этого эпитета. В некоторой литературности (равно как и театральности) можно упрекнуть и психологическую драму Евгения Серова "Гидравлика". В ней герой Андрея Мерзликина по удивительному стечению обстоятельств попадает с целью ограбления в квартиру своего бывшего однокурсника (Андрей Кузичев), с которым его связывает несколько малоприятных эпизодов в прошлом. Роясь по чужим шкафам, грабитель-дебютант вместо искомых пачек долларов находит красные женские трусы и, внимательно рассматривая их, вдруг подбирает неожиданно меткое определение для происходящего: "достоевщина какая-то".

ЛИДИЯ МАСЛОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе