«То, что сделал Вадим Юсов, — абсолютный пик развития кинематографа»

Андрей Прошкин, Даниил Дондурей и Петр Шепотинник — о невосполнимой утрате для отечественного кино.

На 85-м году жизни скончался выдающийся кинооператор, народный артист СССР Вадим Юсов. По просьбе «Известий» о нем вспоминают коллеги по цеху.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Игорь Захаркин

Кинорежиссер Андрей Прошкин:

Я работал с Вадимом Ивановичем над фильмом «Апельсиновый сок» уже будучи не дебютантом, а опытным человеком. Тем не менее для меня это была большая школа. Юсова отличала невероятная тщательность и серьезное отношение к кино вообще, и к любому кадру в частности, вне зависимости от того, что ты снимаешь.

Масштаб его мышления меня еще тогда поразил. Не могу сказать, что совместная работа была простой, но мы сохранили теплые дружеские отношения. Он был человеком своеобразным, с чудесным чувством юмора. Для меня это прежде всего человеческая потеря.

А говорить о масштабе дарования Вадима Ивановича странно — очевидно, что это один из важнейших художников, работавших в кинематографе за последние 50 лет. Признанный во всем мире. Огромно его влияние на нашу операторскую школу. Во многом благодаря Юсову операторы сегодня — самая благополучная специальность в нашем сегодняшнем кинематографе. Я видел, сколько сил, мыслей, энергии он отдавал работе во ВГИКе, где возглавлял кафедру операторского мастерства. Думаю, все сегодняшние операторы в той или иной мере считают его своим учителем.

Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей:

Вадим Юсов — без преувеличения великий оператор, учитель очень многих выдающихся кинематографистов и один из создателей замечательной российской операторской школы. Остается только скорбеть о том, что киноискусство понесло гигантскую утрату. Его имя должно встать в один ряд с двумя ушедшими в этом году выдающимися российскими режиссерами — Алексеем Германом и Алексеем Балабановым.

Новаторство Вадима Ивановича заключалось в том, что он сохранял традиции 1920-х и 1930-х годов, но был при этом был абсолютно адекватен новым вызовам. Творчество Тарковского немыслимо без Юсова. Да и не только Тарковского. В своем творчестве Юсов обращался к наследию советского классического большого кино и вместе с тем формировал ощущение нового времени, нового визуального культурного мира, который пришел после оттепели.

О мировом признании Вадима Ивановича не стоит распространяться. Достаточно сказать, что «Андрея Рублева» до сих пор показывают в парижских кинотеатрах. Так бывает с очень ограниченным числом художников: кино — скоропортящееся искусство.

Киновед Петр Шепотинник:

Есть фраза о том, что незаменимых нет. Вадим Иванович Юсов — один из таких незаменимых. Его почерк был виден сразу — помню, как мы, учась во ВГИКе, смотрели фильмы не столько из-за имени режиссера, сколько из-за того, что их снял Юсов. И я очень рад, что мне однажды посчастливилось с ним немного пообщаться. Это случилось, когда мы делали документальный фильм «После Тарковского» — о жизни и творчестве великого режиссера. Одним из его героев был Вадим Иванович.

Метод Юсова был уникален и совершенно недосягаем. Культура изображения, которой он владел, не была, кажется, превзойдена никем из гениев XX века. То, что он сделал в своих главных картинах, «Андрее Рублеве» и «Солярисе», — абсолютный пик развития кинематографа. Сколько ни всматривайся, не поймешь, как это сделано. Это настоящее чудо. Встать вровень с таким гением, как Тарковский, мог только Юсов.

Уникальность Вадима Ивановича очень сложно сформулировать. В его почерке было какое-то эпическое дыхание. В каждом его кадре — ни одного лишнего предмета: даже между мелкими деталями существует глубокая внутренняя, чуть ли не метафизическая связь. Ты как бы видел континуум — то, как время течет через предметы, как об этом свидетельствует фактура — реки, лица или бескрайний горизонт.

Олег Кармунин, Алла Шевелева

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе