Тренды как бренды: пионерлагеря, Кощей и Русский Север снова на экранах

«Известия» выбрали самые интересные премьеры российских кинотеатров.
Фото: КиноАтис


Свежие премьеры словно специально были кем-то собраны, чтобы поговорить о наболевшем. О том, почему популярен Кощей Бессмертный, как может проходить диалог русской и европейской культур, чем заняться в летнем лагере, если ты не промах, и насколько по-разному представлены малые народы на российских экранах. «Известия» выбрали самые актуальные новинки, которые стартовали в кино в эти выходные.



«Go. Go. Go.»
12+

Режиссер: Александр Сокуров

В ролях: Макс Малатеста, Микеланджело Дализи, Элиа Шилтон, Карина Арутюнян

В Москве началась ретроспектива картин Александра Сокурова, и ключевой ее частью стала мировая премьера фильма с необычным названием «Go. Go. Go.». Впрочем, это не вполне фильм, а киноверсия одноименного спектакля, который Сокуров поставил в 2016 году в Олимпико, самом древнем крытом театре в Европе, построенном в Виченце еще в XVI веке. Театр не всегда поддается переносу на экран, а тут еще и итальянский язык (и латынь), много звучащей со сцены речи, монтаж, который словно намеренно не позволяет часто рассмотреть всё происходящее на подмостках. Но получившийся фильм всё равно завораживает.

Одинокий голос Сокурова: выдающийся режиссер празднует 70-летие
Почему фильмы петербургского мэтра стали мировой классикой
Коротко говоря, это рассказ о беседе Иосифа Бродского и двух итальянских крыс (их играют актеры, у которых по два одинаковых лица, спереди и сзади). Их встреча происходит рядом с кинотеатром, где публика смотрит «Рим» Феллини (режиссер этот тоже на сцене появится). Мы смотрим его вместе с ними, потому что у «кинозала» нет дверей, он то ли прямо на улице, то ли в нише за аркой. Кроме того, фильм отражается и в огромной луже, рядом с которой живут крысы-интеллектуалы, пресыщенные европейской культурой, но продолжающие ее активно потреблять, буквально пожирая произведения искусства.

Для Сокурова тема европейской культуры, в которой он видит спасение человечества, и ее столкновения с западным потребительством давно стала серьезным поводом для рефлексии. В этом смысле концептуальность «Go. Go. Go.» практически идеальна, тем более что в диалог включается и русская культура, хотя персонажи в кабаке показательно требуют среди спиртных напитков еще и коктейль «Сокуров», таким образом включая всемирно известного автора в условный маркет для самого широкого пользования.



«Кощей. Похититель невест»
6+

Режиссер: Роман Артемьев

В ролях: Виктор Добронравов, Елизавета Боярская, Роман Артемьев, Ирина Савина

Образ Кощея почему-то именно сегодня оказался настолько популярен, что фильмов о нем стало неприлично много. Не желающий умирать мизантроп, чахнущий на своем золоте и управляющий легионами нечисти, был одним из главных персонажей «Последнего богатыря», в прошлом году вышел анимационный полный метр «Кощей. Начало», а в этом подоспел еще один мультфильм — «Кощей. Похититель невест». Причем он не продолжение «Начала», а совсем другой проект, совершенно иначе толкующий любимый публикой образ.

О причинах такой популярности стоит поговорить как-нибудь отдельно, а пока надо ознакомиться с новым потенциальным мультхитом. Сюжетно это вольная адаптация «Песни о Нибелунгах», где Зигфрид стал Кощеем, а воительница Брюнхильда соединилась с красавицей Кримхильдой и превратилась в богатыршу Варвару. Чтобы ее завоевать, надо совершить ряд подвигов, при этом жениться на ней рассчитывает слабый, но коварный царь.


В фильме много юмора, экшена и доказательств того, что авторы внимательнейшим образом изучили и используют опыт «богатырской» франшизы. Да и продюсер тут — Сергей Сельянов, ответственный за успех долгоиграющего бренда российской анимации.



«Голоса Арктики»
6+

Режиссер: Иван Вдовин

Этнографическое кино в России стало за последние десять лет одним из самых модных трендов, особенно в отношении северных народов. Сто лет прошло со времен великого «Нанука с севера», но его «клоны» так или иначе возникают в культурном пространстве до сих пор. И что самое интересное — всё равно пользуются спросом. Потому что тема не исчерпана, потому что мы всё равно ничего не знаем о своей стране, а уж тем более — о самых удаленных от центра империи уголках. Так что и «Хозяин оленей», и «Книга тундры: Повесть о Вуквукае», и более актуальный и изощренный «Генезис 2.0», и миллион других документальных фильмов, к которым нерешительно примыкает игровой кинематограф (прежде всего якутский), будут востребованы еще долго. Да и самый актуальный фильм прошлого десятилетия «Левиафан» был тоже снят на севере страны, в Териберке, которая после этого превратилась в моднейший туристический объект.

«Голоса Арктики» сделан с учетом существующего тренда: тут и шаманы, и горловое пение, и мистика, и льды со снегом — всё работает на то, чтобы зритель с восторгом погрузился в экзотическую культуру, существующую в его собственной стране, такой загадочной и неизведанной. Здесь нет публицистического пафоса «Ангелов революции», это не хоррор, как «Нуучча», и не семейная драма, как «Каникулы» Марины Разбежкиной. Упор сделан на аттракцион, но если он подействует, найти, как это пишут в интернете, «похожие фильмы» (на самом деле часто совсем не похожие) не составит труда.



«Эннио. Маэстро»
12+

Режиссер: Джузеппе Торнаторе

Два с половиной часа удовольствия для киноманов и аудиофилов, лирический кинонекролог от классика итальянского кино Джузеппе Торнаторе об Эннио Морриконе, композиторе, без музыки которого невозможно себе представить экранное искусство ХХ века. Торнаторе не стал экспериментировать с формой и сделал очень традиционное, старомодное телекино, где «говорящие головы» перемежаются с архивными съемками, а зрителю не дают опомниться, загружая его фактами, свидетельствами и легендами.

С другой стороны, «говорящие головы» тут такие, что словно попал в Голливуд. Друг друга сменяют Клинт Иствуд, Квентин Тарантино, Ханс Циммер, Джон Уильямс, Терренс Малик, Стивен Спилберг, Дарио Ардженто, Вонг Кар-Вай, Барри Левинсон, Брюс Спрингстин, Джеймс Хэтфилд, Марко Беллоккио — и, конечно, сам Морриконе, который с удовольствием не только рассказывает о своем творчестве, но музицирует и даже немного танцует в кадре. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, теперь фильм доступен в российском прокате, и стоит увидеть его именно в кино, потому что музыка композитора дома слушается гораздо хуже.



«Молодой человек»
16+

Режиссер: Александр Фомин

В ролях: Павел Табаков, Данила Козловский, Данила Поперечный, Ингрид Олеринская

Данила Козловский в комедиях проявляет себя всегда так ярко, что многие справедливо задаются вопросом, почему он так редко в них играет. «Пять невест» и особенно «Статус: свободен» — прекрасные картины, где актер смотрелся великолепно и временами самоиронично. Впрочем, в «Молодом человеке», претендующем на статус летнего хита, у Данилы не главная роль, основное время мы будем следить за тем, как Павел Табаков притворяется семнадцатилетним парнем, который хочет пройти все испытания в летнем лагере и сорвать солидный куш.

Почему лагеря в российском кино вдруг тоже стали очень популярны (главный кинохит прошлого месяца — комедия про «Артек» и путешествие в прошлое), тема для еще одного отдельного разговора. Данный уикенд сконцентрировал многие важные тренды отечественного кино. Но массовый зритель вряд ли будет задаваться этим вопросом, потому что «Молодой человек» — комедия действительно остроумная, увлекательная и в меру эскапистская, что для летнего релиза, пожалуй, самое правильное. И смешных шуток там непривычно много — как и в недавней «Караморе», для которой Фомин тоже писал сценарий.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе