Из умельцев предвидеть катастрофическое будущее человечества наиболее ярко обещает блеснуть предстоящей осенью автор "Дня независимости" и "Послезавтра" Роланд Эммерих с фантастическим боевиком "2012". В этом фильме Джон Кьюсак играет ученого, который открывает портал в параллельное измерение и узнает о предсказанном еще индейцами майя апокалипсисе, назначенном на 2012 год. Герою не остается ничего другого, как возглавить группу людей доброй воли, стремящихся апокалипсис предотвратить. В более отдаленное будущее, чем "2012" год, устремлена мрачная антиутопия Джонатана Мостоу "Суррогаты" (Surrogates). В этом будущем люди живут в полной изоляции друг от друга и общаются только посредством роботов-суррогатов — своих усовершенствованных копий с дистанционным управлением, выполняющих вместо людей социальные функции настолько хорошо, что в этом идеальном обществе отсутствуют преступность, страх, агрессия и вообще всяческий негатив. Когда эта отлаженная система дает сбой, герою Брюса Уиллиса, агенту ФБР, приходится лично, без помощи своего искусственного двойника выйти из дому, чтобы расследовать несколько загадочных убийств.
Наиболее динамичным из футуристических фильмов осенне-зимнего сезона обещает оказаться фантастический триллер "Геймер" от создателей "Адреналина" Марка Невелдайна и Брайана Тейлора. Они грозятся порадовать еще более безумной историей, чем в обоих "Адреналинах", еще более динамичным действием и еще более экстравагантной манерой обращаться с камерой. Сюжет разворачивается в виртуальной реальности онлайновых игр, в которой геймеры с помощью вживленных в мозг нанотехнологий могут управлять гладиаторскими боями сидящих в реальной тюрьме заключенных. В главной роли — звезда фильма "300 спартанцев" Джерард Батлер, играющий кибергладиатора, которому нужно победить в определенном количестве игр, чтобы выйти из тюрьмы. Несколько напоминает видеоигру на выживание и четвертый "Пункт назначения". Он станет последним фильмом франшизы про изощренные убийства молодых оболтусов, но первым, который выйдет в формате 3D. В четвертом фильме душегубство начинается на автогонках, где происходит такая грандиозная катастрофа, что не то что гонщикам, а немногим зрителям удается уцелеть.
"Пункт назначения" оказался единственным заметным сиквелом, который ждет нас в ближайшее время. Впрочем, будут фильмы, которые совмещают и стремление освоить новый формат, и желание использовать давно наработанные беспроигрышные приемы. Это относится к выходящей в канун Нового года комедии "Наша Russia. Спасти нацайника!". По словам продюсеров фильм станет чем-то большим чем продолжение одноименной телепрограммы, хотя он и дарит новые встречи с гастарбайтерами Ровшаном и Джамшутом, пацанами Славиком и Димоном, фрезеровщиком Иваном Дулиным и начальником цеха Михалычем в привычном исполнении Михаила Галустяна и Сергея Светлакова.
Целевую аудиторию нетрадиционной комедии "Весельчаки" предугадать несколько труднее, поскольку это первый в своем роде фильм для русского кинематографа. Театральный актер и режиссер популярных телешоу "Первого канала" Феликс Михайлов дебютировал как сценарист и кинорежиссер картиной, в которой переплетаются пять историй из жизни артистов травести-шоу в ночном клубе (их сыграли Данила Козловский, Вилле Хаапсало, Иван Николаев, Алексей Климушкин и Павел Брюн). Рассказывая о том, что привело каждого из этих совершенно разных героев в экзотическую профессию, "Весельчаки" позволяют разглядеть за праздничными и эффектными женскими масками не всегда веселые мужские судьбы. Еще один мужчина, сроднившийся с женским образом Верки Сердючки,— Андрей Данилко — впервые выступает в "Весельчаках" как кинокомпозитор.
При всей своей карнавальной легкости "Весельчаки" все-таки фильм для взрослых, а в сегменте "для семейного просмотра" можно обратить внимание на первый кинофильм, который студия Disney сняла в России. Это комедийное фэнтези Вадима Соколовского "Книга мастеров". В соответствии с классическими сказочными канонами герой по имени Иван (Максим Локтионов) спасает свою возлюбленную, а заодно и весь мир от чар злой волшебницы. Авторы щедро постарались запихать в свой постмодернистский коллаж побольше популярных персонажей, включая Бабу-ягу, Русалку, Кощея Бессмертного, а также побольше известных артистов — в картине заняты Ирина Апексимова, Ольга Аросева, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Леонид Куравлев, Гоша Куценко. Хочется надеяться, что необходимость соответствовать диснеевским стандартам не помешает сохранить национальное своеобразие и спасение мира по-русски все-таки будет отличаться от голливудских методов борьбы с апокалипсисом.
Арт-хаус: война не приходит одна
Перечень осенних премьер, на первый взгляд хаотично рассыпанных по календарю, логично начать с позднеавгустовской — "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино. Два часа сорок минут военно-приключенческого полукомедийного-полупародийного боевика пролетают незаметно и смотрятся легко. Даже когда "бесславные ублюдки" (элитный отряд евреев, наводящий ужас на нацистов) снимают с врагов скальпы, фильм выглядит невинно, как детская игра в индейцев.
Фильм Тарантино сливает в единый поток мифологию французского Сопротивления, американского шпионажа, заговоров против Гитлера, а также классической истории немецкого и французского кино. Один из героев — бывший кинокритик, одна из двух главных героинь — звезда Третьего рейха, другая — владелица кинотеатра в Париже, где разыгрывается "Операция "Кино"" и фактически завершается Вторая мировая война. Главаря "ублюдков" играет Брэд Питт, но его явно переигрывает Кристоф Вальц в роли до безумия артистичного негодяя из СС (приз за мужскую роль в Канне).
Еще один каннский фаворит — "Пророк" Жака Одиара — появится у нас в сентябре. Это жесткая тюремная сага про молодого араба, не только вынужденного жить в неволе "по понятиям", но ставшего ключевой фигурой в разборках между этническими мафиями, которые фактически правят тюрьмой. Герой обводит вокруг пальца корсиканского пахана и выбирает то, что ему ближе по крови. Актер Тахар Рахим стал открытием этого изобилующего эффектными кровавыми сценами фильма, который претендует на то, чтобы стать арабским аналогом "Крестного отца".
Осенью на экраны выйдут как минимум три громкие российские ленты. Это участвовавший и в каннском, и в московском фестивале "Царь" Павла Лунгина — балансирующая между постановочным эпосом и камерной драмой новая киноверсия судьбы Ивана Грозного. Многолюдные массовки и изобретательные сцены казней и пыток (одна с участием разъяренного медведя), демонстрация орудий пыток, выполненных "по эскизам итальянца Леонардо", и камерный дуэт-поединок царя (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский). Это не только пир актерского мастерства, но и квинтэссенция темы фильма: человек против бесчеловечной власти. Это также любопытный и вполне актуальный комментарий к вопросу об отношениях церкви и государства в России.
Второй картиной, связанной с классическими традициями, станет "Палата N6" Карена Шахназарова. Владимир Ильин (награжденный за эту роль на ММКФ) играет страдающего от безумия мира врача Рагина в очередной экранизации чеховского шедевра. Ее оригинальность в том, что действие перенесено в наши дни, а снимался фильм частично в настоящей психушке. Этот художественный эксперимент задумывался еще в разгар перестройки, и на месте Ильина должен был быть Марчелло Мастроянни, уже выступивший в "Очах черных" и в меру обрусевший, но судьба распорядилась иначе — и замысел был реализован только теперь.
Нечастое событие — на экраны выйдет киноальманах. Он называется "Короткое замыкание" — продюсерский проект Сабины Еремеевой. Пять его новелл представляют пять разных жанрово-стилевых направлений нового российского кино. Это реализм с оттенком сюра (Борис Хлебников), суггестивная эмо-лирика (Иван Вырыпаев), скупая мужская мелодрама (Петр Буслов), нервная интеллектуальная рефлексия (Алексей Герман-младший), жестокий трагифарс (Кирилл Серебренников). Каждый из режиссеров приглашает нас в свою вселенную, но все эти параллельные сходятся в одной точке, где очевидно значение слова "любовь", которая уподобляется мощному электрическому разряду.
Жанровую палитру сезона дополняют две анимационные ленты, ставшие сенсациями венецианского и московского фестивалей. "Рыбка Поньо" — работа японского классика Хаяо Миядзаки — снята в старых добрых гуманистических традициях. А вот "Первый отряд" другого культового японца Есихару Асино с помощью российских продюсеров и сценаристов совсем нетрадиционен. Речь идет о подвигах советских пионеров-героев, наделенных паранормальными способностями и вступающих в смертельную схватку с оккультистами Третьего рейха. Как и "Бесславные ублюдки", это пример сказочно-развлекательной интерпретации Второй мировой, юбилей победы в которой мир собирается отметить совсем не так канонически и гораздо более весело, чем Россия. Кстати, Тарантино сказал, что если бы войну и впрямь выиграли евреи, история послевоенная сложилась бы иначе, в том числе и для России. Интересно, что он имел в виду?
Для полноты картины осеннего "арт-хаоса" упомянем "Шери" — мелодраму Стивена Фрирза в декорациях "бель эпок" и с Мишель Пфайффер в главной роли. А также наконец дозревшего до проката "Че Гевару" Стивена Содерберга с бенефисом Бенисио дель Торо. Киноманы не пройдут мимо нового Вуди Аллена ("Будь что будет") и нового Джима Джармуша ("Предел контроля"), даже если эти фильмы принято считать не лучшими в биографии этих мастеров. И не пропустите "Жажду" — вампирскую мелодраму корейца Пак Чхан Ука. Это не то, чего вы ждете, но тем интереснее смотреть этот фильм.
Ни на что не похожа "Частная жизнь Пиппы Ли" Ребекки Миллер. Это хулиганская смесь гротеска и женского романа, которой придает смысл отличная игра Робин Райт Пенн, а также звезд на подхвате — Моники Беллуччи, Вайноны Райдер, Джулианны Мур и Киану Ривза в роли загадочного продавца сигарет. А еще вполне достойна внимания ценителей гламура "Коко до Шанель" Анн Фонтейн, где Одри Тоту играет знаменитую модницу еще до того, как она стала законодательницей вкусов и подругой великих.
Коммерсантъ