Возвращение запечатленного времени

Андрей Плахов о главных фильмах кинофестиваля «Зеркало»
Фестиваль, посвященный Андрею Тарковскому, проходит в тех местах, где знаменитый русский режиссер жил и учился во время войны и которые впоследствии увековечил в фильме «Зеркало». 
Фестивальная жизнь протекает в трех городах — Иваново, Плесе, Юрьевце

Нынешний фестиваль — девятый по счету — только отчасти будет носить мемориальный характер. Скорее он призван подчеркнуть современность творчества Тарковского — и, шире, идеи авторского кино. Эту идею пытались похоронить столь же настойчиво и столь же безуспешно, как идею исторического развития. Постмодернизм в конце ХХ века легко оперировал понятиями "смерть Автора" и "конец Истории". Культура и искусство оказались деидеологизированы, но выяснилось, что в этом торжестве тотальной свободы нет места авторской личности. Или она должна быть деформирована в согласии с требованиями массовой аудитории, преимущественно подростковой, не знающей исторического опыта.

Сегодня мы говорим о возвращении Истории, что отнюдь не означает победы разума, добра и справедливости. История кровава, жестока, вместе с ней возвращаются войны (горячие и холодные), тоталитарные режимы, цензура и многое другое нехорошее. Однако есть некоторая закономерность в том, что вместе с ней возрастает роль и ответственность личности. Возвращается Автор.

В конкурсе "Зеркала" собраны фильмы из разных регионов, они непохожи и тематически, и стилистически. Все же можно выделить один из главных сюжетов интеллектуального кино — где и как обрести точку идентификации. Ее ищет студентка из немецкого фильма "Где-то там" (режиссер Эстер Амрами), мечущаяся между Германией и Израилем. В аргентинской "Даме с собаками" (режиссеры Лаура Ситарелья и Вероника Льинас) героиня — современная богиня Диана — находит убежище на краю цивилизации, почти в джунглях, где ютится в лачуге с десятью собаками. Болгарин Костадин Бонев в "Исчезновении Созополя" воссоздает мир героя из воспоминаний о городе, который обречен исчезнуть с лица земли. А "Ничей ребенок" серба Вука Ршумовича воспроизводит подлинную историю мальчика, выросшего среди волков и попытавшегося вписаться в человеческую цивилизацию в момент братоубийственной войны. Поиски счастья в большом и жестоком городе — тема фильма Евгения Коряковского "Читай, читай", герои которого — одаренные провинциалы, приехавшие покорять Москву. Эта картина представляет в конкурсе российское кино.


"Исчехновение Созополя". Режиссер Костадин Бонев, 2014 год

Каждый из фильмов (мы упомянули только некоторые) можно назвать поступком или высказыванием. Один из них, снятый турком Муратом Дюзгюноглу,— называется "Почему я не Тарковский", он посвящен рефлексиям кинорежиссера и может служить индикатором всей программы фестиваля. Тарковский спустя почти 30 лет после своей смерти задает тот контекст, в котором существует — и весьма убедительно — сегодняшнее авторское кино. На "Зеркале" стала уже традиционной программа "Тарковский контекст": в этом году она составлена из работ армянского документалиста Арутюна Хачатряна, которому близка выдвинутая Тарковским концепция "запечатленного времени".

Тарковский, как и Герман, Климов, Шепитько, принадлежит к поколению "детей войны". Война, 70-летие победы в которой мы отмечаем, во многом определила художественное сознание той режиссерской волны. Вероятно, последним из детей войны был рожденный на ее пепелище Фассбиндер — и именно он стал последним модернистом и одним из первых постмодернистов в истории кинокультуры. Ему фестиваль посвящает специальную программу. И даже программа "Эйфория", ориентированная на широкую ивановскую аудиторию, в этом году составлена из киноработ Клода Миллера, Фолькера Шлендорфа и других известных европейских режиссеров, обращавшихся к военной теме.
Автор
Андрей Плахов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе