Яд в малых дозах

 

"Профиль" поговорил с Лунгиным о кризисе в искусстве и необходимости позитивного взгляда на жизнь


«Искусство — это лекарство от одиночества», — считает кинорежиссер Павел Лунгин.


   На минувшей неделе в широкий прокат вышел новый фильм режиссера Павла Лунгина "Дирижер". Сюжет фильма соединяет бытовую историю с ораторией "Страсти по Матфею", написанной митрополитом Илларионом Алфеевым. Главный герой фильма - дирижер Петров (Владас Богданас) - должен исполнить ее в Иерусалиме, куда и едет со своим оркестром. Поездка превращается в испытание и заставляет дирижера переосмыслить свою жизнь. "Профиль" поговорил с Лунгиным о кризисе в искусстве и необходимости позитивного взгляда на жизнь.


   ПРОФИЛЬ: Павел Семенович, "Дирижер" еще до своего выхода на киноэкраны стал событием, о нем говорят. Пресс-показы, которые прошли накануне, вызвали разные отзывы. Чего вы ждете от проката?

   Лунгин: Не знаю, как пойдет. Вы знаете, у нас фильмы этой категории, от "Елены" до "Шапито-шоу", обычно собирают $600-750 тыс., не больше. Что, конечно, не имеет никакого отношения к экономике, потому что половину получают продюсеры, а еще процентов пятнадцать - дистрибьюторы.

   Но есть фильмы, которым государство должно помогать, помогать их выходу, прокату. Мне кажется, что это очень важно.

   ПРОФИЛЬ: Вы как-то сказали, что нам не хватает "среднего" кино...

   Лунгин: "Среднее" - неправильное слово. Я говорил, что у нас есть попытки создания развлекательного кино и есть арт-хаус, темный, мрачный, который изначально говорит, что зритель его не интересует. И нет ничего про жизнь человека. Ничего соотносимого с его жизнью в семье, положением на работе, трагедиями измен и предательств. Все-таки искусство должно пережевывать нашу жизнь, она просто так не жуется - тяжелая. В этом и есть функция искусства, литературы, кино, но только не развлекательного.

   Искусство подсказывает человеку, что он не одинок. Дает понять, что он не какой-нибудь урод, забился в угол и страдает, а вокруг него все хорошо. Что есть такие же люди, как он, с такими же проблемами. Искусство - это главное лекарство от одиночества. Кроме того, оно заставляет работать голову.

   А у нас смотрите что происходит. На телевидении открыли великую коммерческую истину о том, что вниз гораздо легче бежать, чем вверх. Они сделали гениальное открытие - вниз катить веселее. Потом это перешло в кино. И сейчас у самых модных и успешных фильмов даже сценариев нет - это сборники киноновелл. Молодые люди уже не хотят делать усилия, чтобы два часа в голове держать сюжетную линию. Вот четыре новеллы по 20 минут - это нормально. Идет разложение восприятия. Потом будут истории минут по пять.

   У нас, наверное, единственная страна в мире, где даже детективов нет, не говоря о семейной драме, которая является главным трендом кино. Все это сложно, зачем заморачиваться, думать, кто там чей родственник, что между ними происходит...

   ПРОФИЛЬ: Три ваших последних фильма - это трилогия?

   Лунгин: Нет, если не считать того, что их сделал один режиссер. Хотя между "Островом" и "Дирижером" есть какие-то связи. Если "Остров" был о стыде, то "Дирижер" - о лжи, о том, как человек сам себя обманывает, внутренне одевает себя в прекрасные одежды, а живет совсем по-другому.

   И когда одежды с него спадают, мы видим его жестокость, сухость, его абсолютное бессердечие. Видим, что вокруг него люди несчастны и сына своего единственного он загубил. Ложь существует и в отношениях между отцами и детьми, и в отношениях в семье, между мужем и женой. Мы не желаем видеть правды, цепляемся за бесконечные оправдания и самооправдания и постепенно разрушаем жизнь свою, своих близких и даже тех, кто просто оказывается рядом.

   ПРОФИЛЬ: Что лучше - правда, которая может раздавить человека, или ложь, которая все-таки оставляет надежду?

   Лунгин: Ответа нет, конечно. Каждый случай сам по себе. В обществе есть некоторый кризис и смятение, которое глушится ужасающим телевизионным оптимизмом. Глушится рекламой. А кроме того, оптимизмом всего общества потребления. Но я за кризис, потому что это все-таки форма жизни. Любой врач скажет вам, что кризиса не бывает только у мертвецов. Надо к этому относиться с терпением, понимать, что кризис двигает тебя вперед, надо входить в него и не бояться.

   ПРОФИЛЬ: Можно ли сказать, что кризис есть и в кино? Вы говорили, что главная проблема сейчас - это сценарии. Не хватает сюжетов или талантливых авторов?

   Лунгин: И того, и другого. Талантливые авторы есть, но они, видимо, идут в другие места. Общий уровень сценариев опустился, и поднять его уже очень сложно. Видите ли, большое кино уходит в сторону зрелища, в сторону ярмарки, откуда оно и пришло, собственно говоря. Оно уходит куда-то всторону римского стадиона, Колизея, где гладиаторы "мочат" друг друга, и Рим, глядя на них, трепещет. Но зато появились потрясающие сериалы. Новая, романная, форма появилась - соединение книги и кино. Кто не видел сериалов "Родина" (Homeland), или "Босс", или "Ущерб", многое потерял, потому что это произведения искусства настоящие, большие, захватывающе интересные, со всеми проблемами человеческой жизни. Видимо, именно туда, в сериалы, перейдет функция анализа действительности, попытки протянуть руку человеку. Качество этих сериалов так высоко, что у меня бывают минуты отчаяния, когда я об этом думаю. Мы отстали на порядок. На два нуля. Это просто другой мир в смысле тонкости, сложности профессиональной.

   ПРОФИЛЬ: Именно поэтому для следующего своего фильма, "Пиковой дамы", вы выбрали англоязычного автора?

   Лунгин: Да, но это известный автор. Это оскаровский лауреат Дэвид Сэйдлер, который написал сценарий к фильму "Король говорит".

   ПРОФИЛЬ: Во что он должен превратить "Пиковую даму" - это будет экшн?

   Лунгин: Нет, это мой сюжет, он его лишь адаптирует для англоязычного зрителя. Сюжет очень современный, потому что сейчас повсюду есть молодые люди, которые задыхаются от обилия возможностей, которые хотят денег, славы сейчас, немедленно... а эти старые, богатые, жирные, мерзкие - почему они не пускают?.. На самом деле это история постановки пушкинского шедевра в оперном театре, где певец, который хочет получить партию Германна, готов идти еще дальше, чем пушкинский Германн, чтобы добиться этой роли.

   ПРОФИЛЬ: Где будут проходить съемки?

   Лунгин: Пока не знаю, есть масса мест. Это может быть Прага или Брюссель. Хочется снимать где-то в Европе и сделать интернациональный фильм, чтобы в нем было что-то необычное и общечеловеческое. Что-то передающее мое ощущение момента. Я вообще достаточно веселый человек, не знаю, почему в моих последних фильмах так мало юмора, а жизнь моя наполнена смехом. Но меня поражало, что после просмотра "Дирижера" из зала выходили здоровенные мужики с красными носами, хлюпая и вытирая глаза. Видимо, все мы одновременно являем собой и брошенных детей, и жестоких отцов. Эта амбивалентность живет в каждом человеке, и эти темы волнуют людей. Видит Бог, сценарий фильма "Дирижер" - не конъюнктура, потому что, когда мы его придумывали, еще не было такого страшного явления, как массовые самоубийства детей. Вот сейчас он вышел, и везде говорят о том, что дети не хотят жить, дети не имеют контакта с родителями и уходят, кончают жизнь самоубийством. Это один из сюжетов нашего фильма, и видите, как он попал в точку напряжения в обществе. Значит, в этом анализе уже тогда было что-то правильное.

   ПРОФИЛЬ: Вы как-то сказали, что делаете фильмы, потому что больше не можете носить в себе этот яд. Сюжеты живут внутри вас и требуют выхода?

   Лунгин: Ну да, это и есть процесс создания чего-то нового. Можно называть это и ядом, но ведь яд - это и лекарство.

   ПРОФИЛЬ: В маленьких дозах.

   Лунгин: В дозах одного фильма. Меня ругают часто молодые, продвинутые критики, которым давно ясно, насколько отвратителен этот мир, за внутренний оптимизм, за то, что я никогда не выхожу на полное отрицание жизни, верю, что всегда есть надежда. Я просто сам так устроен. Я вижу то, что меня окружает, и тем не менее устройство моего организма не позволяет мне терять надежду.

   ПРОФИЛЬ: А что будет с героями фильма "Дирижер", как сложится их судьба? Они прошли кризис или не прошли?

   Лунгин: Дирижер, думаю, прошел, а семья - нет. Но это не важно, главное - принять в себя этот кризис, проболеть и выйти на другой уровень. Это и естьжизнь. Жизнь - это путь из точки А в точку В, от рождения - к смерти. Жизнь - всегда мистерия, в которой много хорошего и много жестокого. Но тебя всегда к чему-то ведут, и тот, кто этого не видит, живет изо дня в день, не понимая главного смысла существования. Нам дан шанс подняться. Знаете, если наша личность - это шахта, лифт, ты можешь опускаться и подниматься внутри себя самого. Вот это и есть шанс нащупать эту внутреннюю лестницу, оставаясь самим собой. Ты не сможешь измениться, я не верю, что люди меняются, но ты можешь развиваться в пределах того, что тебе дано.

Автор: ТАТЬЯНА ФИЛИППОВА

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе