Юрий Ваксман: «Хочу делать фильмы для детей»

Неискушенный кино- и телезритель, глядя на экран, вряд ли представляет, какая огромная работа десятков людей стоит за каждым кадром. Съемочная площадка любого фильма или сериала чем-то напоминает огромный цыганский табор. Там стоят огромные фуры, доверху груженые осветительной техникой, здесь белеют специальные светоотражающие щиты, раскинулись палатки с чаем, из брезентового шатра слышен голос режиссера, который смотрит на  мониторе  только что отснятый материал. Повсюду тянутся бесконечные силовые кабели. Гримеры, костюмеры, осветители, операторы, ассистенты на площадке, администраторы – всех не перечислишь.
Ярославль  и его окрестности давно и прочно закрепил за собой репутацию «киношного» города. Съемки были здесь и в советские времена  - в 70-е снимались сцены «Экипажа» А.Митты, «Афони» Г.Данелии , а количество фильмов, снятых в постсоветские годы, уже трудно сосчитать. Среди фильмов, снятых за последнее время  в Ярославской области  - «Доктор Живаго» А.Прошкина, «Есенин»И.Зайцева, «Исаев», «Жизнь и судьба» С. Урсуляка, «Раскол» Н.Досталя и множество других.
Корреспондент сайта "Культурная эволюция" Светлана Гиршон   побеседовала с  актером  театра и кино, директором  Ярославского Камерного театра, продюсером  кинокомпании «ЯрСинема»  Юрием Ваксманом, благодаря которой наш город приобрел кинематографическую известность.


Юрий  Ваксман
О нем: Родился в 1961 году. Окончил Воронежский театральный институт. Работал актером в Ярославском  ТЮЗе. В 1990-е основал свой бизнес  в Ярославле. Жил и работал в Израиле, на Кипре. После возвращения в Россию открыл в Ярославле Камерный театр – единственный в стране частный репертуарный театр с постоянной труппой. В 2000 году создал частную кинокомпанию «ЯрСинема».


-Юрий, прежде чем мы начнем разговор о  кино, хочу упомянуть о Ярославском Камерном театре, который ты открыл в 1999 году.


-Камерный театр – один из немногих, а может быть и единственный в стране частный репертуарный театр с постоянной труппой, со штатным расписанием. Такой театр, конечно, может существовать при условии, что  есть творческий лидер, каким является художественный руководитель Владимир Воронцов.
Затем на базе театра  мы стали принимать  съемочные группы. Мы начинали с малого – помочь с размещением, питанием, с локейшенами. А в 2000 году совместно с компанией «Телеостров»  сняли  свой первый фильм – «Общага», юмористический сериал из жизни студентов. Сейчас на телеэкранах идет аналогичный  «Универ», но если  там в основном павильонные съемки, то у нас было много натуры, что намного сложнее в производстве. Всего было отснято десять серий по двадцать шесть минут. Симпатичная получилась картина. К сожалению, тогда российские телеканалы покупали мало, и он прошел только за рубежом. В 2000 году к нам приехала съемочная группа полнометражного фильма «Мусорщик» с очень хорошим режиссером Гошей Шенгелия. С ними мы учились азам обслуживания кино. За двенадцать лет   мы   приняли более ста  картин.

 
Кадр из фильма "Молодой Волкодав"

-Поясни, пожалуйста, что такое «работать на приеме картины»?


-Мы начинали с  помощи в выборе локейшена – места для съемки, и постепенно пришли к полному обслуживанию съемочного процесса: размещение, питание, предоставление  транспорта – легкового, грузового, микроавтобусов, спецтранспорта, например   скайлифтов – вышки для съемок. В сериале «Река-море» была даже задействована настоящая баржа.  У нас работали костюмеры, рабочие, ассистенты по работе на площадках, постановщики.
С 2007 года мы уже принимали ежегодно  восемь – десять, а однажды  за год приняли  целых шестнадцать картин, одновременно работая с четырьмя съемочными группами.

В те годы нам очень помогали  область и город, давший  безвозмездно в пользование здания для Камерного театра, Дома актера. Ярославль   позиционирует себя как культурный центр, и     существование в нем собственной кинокомпании работает на этот образ. Вы только вдумайтесь – кроме Москвы и Петербурга мы третий в России город по количеству принимаемых у себя картин.  С 2007 года  у компании  «ЯрСинема» появилось все необходимое для съемочного процесса: своя техника, осветительная аппаратура, специализированное оборудование. А главное подобран штат профессиональных кадров: помощники, ассистенты, художники, декораторы, постановщики, осветители, компьютерный график и  звукорежиссер, которые  переехали  из Москвы, живут и работают в Ярославле.  Со временем  специалисты «Ярсинема» зарекомендовали себя и в ведущих кинокомпаниями России: «Мосфильм», «Ленфильм», «RWS», «UMP» и других. И мы рискнули   запустить производство  картин, как собственных, так  и совместных  с другими компаниями

-Для нестоличной кинокомпании, по-моему, случай  довольно редкий.


Юрий Ваксман и Евгений Гусев в фильме "Клоуны"

- Нереальная авантюра – я рискнул сделать займы, и мы сняли с кинокопанией «Anna Domini» фильм «Клоуны». Добрая, светлая картина о двух стареющих артистах. Сейчас она идет по каналу «1000».Центральные каналы тогда ее не купили, видно, раньше не нужны были добрые фильмы. Но я не теряю надежды – может быть, сейчас понадобятся.
Затем  компания «ЯрСинема» выехала в экспедицию  в Киев, где сняли очень симпатичную картину «Гербарий Маши Колосовой»  о современной  деловой женщине. Картину купили Украина, Казахстан, а один из российских каналов забраковал по причине, как они сказали: «Слишком много умного текста». Но все же следующую картину «ЯрСинема» под названием «Снег на голову» купил  Второй канал. Это новогодняя  сказочная история, любовная, душевная по атмосфере - наш своеобразный привет   Эльдару Рязанову и его «Иронии судьбы». Музыку к  нашей картине написал ярославский композитор Андрей Комаров.  Я считаю, случай редкий, когда центральный канал покупает и показывает фильм, снятый небольшой ярославской компанией.

 -А еще в России есть компании в провинции, занимающиеся  производством полноценных фильмов?

-Могу сказать с уверенностью – это единственный случай. Я не беру сейчас Екатеринбург, потому что Свердловская киностудия существовала там с советских времен. Из последних громких картин, которые были на ней сняты, я помню только «Овсянок». Но нам тоже есть чем похвастаться.  Евгений Серов – ярославский режиссер, создатель таких  популярных у телезрителей сериалов как «Боец», «Морской патруль», «Подкидной», в 2010 снял  психологическую драму «Гидравлика». Оператором на картине  работал Андрей Найденов, лауреат Венецианского кинофестиваля за фильм  «Эйфория».


Андрей Мерзликин и Юрий Ваксман в фильме "Гидравлика"
Фильм камерный. В нем в замкнутом пространстве, буквально в  четырех стенах разыгрывается драма  о предательстве. В фильме заняты всего   четыре актера – Андрей Мерзликин, Ирина Лачина, Андрей Кузичев и ваш покорный слуга.
«Гидравлика» участвовала  в конкурсном  показе  фестиваля «Окно в Европу». Призов мы не  получили, но, судя по отзывам  зрителей, их  фильм затронул.  Затем наша картина попала в число отобранных для показа на Шанхайском фестивале, входящим в десятку крупнейших кинофестивалей мира.

-Жюри этого фестиваля в разные годы возглавляли Люк Бессон , Дэнни Бойл, Вонг Кар Вай , Джон Ву и другие известные кинематографисты. И каковы твои впечатления от международного кинофорума?
-Потрясающие.  В 2011 жюри возглавлял Барри Левинсон, создатель знаменитого «Человека дождя». Удивительный старик, все его  картины сняты с голливудским размахом.  Главные призы тогда  взяли Турция, Сингапур, Китай. Но в последний день перед награждением Левинсон подошел ко мне, похвалил и картину и мое исполнение. Сказал, что очень серьезный фильм. Действительно, работу Андрея Мерзликина по актерскому уровню мэтры Голливуда сравнивали с игрой Натали Портман в «Черном лебеде».
Ранее «Гидравлика»   была показана на Всероссийском кинофестивале  актеров-режиссеров «Золотой феникс» в Смоленске, где Женя Серов взял приз имени Анатолия Папанова за лучшую режиссуру. Кроме того картина участвовала в неделе российского кино во время  Берлинского кинофестиваля, а на фестивале  «Созвездие»  в 2011 г. две актерские работы – Мерзликина и вашего покорного слуги – были выдвинуты на конкурс. Я взял приз за лучшую роль второго плана. Несмотря на то, что «Гидравлика»  уже получила столько призов, на центральном телевидении ее до сих пор нет.

- Ярославль с его сохранившимся историческим центром, с уголками, не утратившими облик  двадцатого и девятнадцатого веков, - давно облюбован для съемок исторических фильмов. «ЯрСинема» участвует в этих проектах?




- Конечно. Например, к тысячелетию Ярославля совместно с компанией «Anna Domeni» была снята картина «Ярослав Мудрый». Мы очень много сил отдали этой картине. Был создан целый штаб, специально под Тутаевым строились декорации старинного деревянного города. Причем он далеко не единственный исторический фильм, в производстве которого участвовала наша компания.
Совместно с компанией «Телеостров» мы  сняли сериал  «Вторые», действие которого происходит во время Великой Отечественной.  После него мы уже стали получать заказы от производственных компаний на съемки фильмов. Сняли по заказу «Вайт Медиа» для Второго канала  комедию  «Огуречная любовь» -  она не так давно прошла по экранам. Для Рен-ТВ  - большой проект в сорок серий «Команда Че». Только что закончили  картину в двадцать серий «Цена жизни» с Константином Лавроненко в главной роли. У нас сложились хорошие рабочие отношения с компанией «Вайт Медиа», я им благодарен за доверие, за веру в нас.
Тот же «Телеостров» в марте планирует  провести у нас съемки двенадцатисерийного  фильма, посвященного судьбе нескольких поколений одной семьи.





Съемки фильма "Жизнь и судьба"

Мы работали с Сергеем Урсуляком на съемках фильмов «Исаев» и «Жизнь и судьба». Потрясающий человек и режиссер, я очень люблю его творчество – «Сочинение ко Дню Победы», «Русский регтайм»,  обожаю картину «Долгое прощание». Фильм «Исаев» критиковали, но мне он очень понравился  именно своей неторопливость, четкостью, подробностью.  Я, к сожалению,  не снимался как актер  в его фильмах -  не очень люблю просить, если не предлагают. Но у Сергея я снялся бы хоть тушкой,  потому что считаю его на сегодняшний день одним из самых интересных и талантливых режиссеров в стране. Я переживал, когда смотрел  «Жизнь и судьба», плакал на многих сценах. Это и есть искусство, когда трогает. И я счастлив, что имел отношение к этим картинам.


 Съемки фильма "Исаев"

- Мне кажется, что ты человек невероятной энергии. Компания «ЯрСинема» - это все ты?


- Один ничего не сделаешь. Говорят, что нельзя работать с друзьями,  но в нашем случае – это не так. Наша команда сложилась из друзей, проверенных временем, из людей, имеющих к искусству прямое отношение. Дима Лавров – актер, продюсер. Алексей Матвеев -  оператор по образованию, ныне продюсер, возглавляет московский офис компании «Ярсинема». Мой партнер Михаил Захаров много лет работает в «Доме актёра», который стал штабом, организующим  работу всех киносъемочных групп, приезжающих в Ярославль. Наши постановщики – Олег Ухватов, Виктория Амосова постепенно выросли до такого профессионального уровня, что их стали приглашать работать в московские группы. Они сотрудничали   с такими серьезными режиссерами  как   Александр Прошкин, Сергей Урсуляк.

- Замечу, что благодаря твоей компании  у ярославских актеров появилась возможность активно сниматься, даже  не выезжая на пробы в столицу.


- Да, для того, чтобы артиста из регионального театра заметили столичные кинокомпании, ему нужно по крайней мере несколько недель жить в Москве или Петербурге. А здесь кино само приезжает в Ярославль,  и у актеров Камерного, Волковского театров, ТЮЗа, театра кукол, студентов  театрального института появилась реальная возможность заявить о себе. Они снимаются очень активно,  у многих появилась фильмография , причем не массовки , а эпизоды, роли, даже главные. А дальше следуют приглашения сняться от других кинокомпаний.  Актера Камерного театра Владимир Гусев стали узнавать после сериалов «Гаишники», «Молодой  Волкодав»,  многолетний кинобагаж есть у актеров  Волковского театра Сергея Цепова («Жизнь и судьба»),  Евгения Мундума, сыгравшего в  сериалах «Побег», «Легавый» -да  всех не пречислишь.

-А с чем связано будущее кинокомпании «Яр Синема» помимо производства фильмов?


-Мы совместно с Михаилом Крупиным, создателем ярославского общества меценатов, сейчас ведем  переговоры с Гильдией киноактера, чтобы  на пять лет перенести фестиваль «Созвездие» в Ярославль. Пусть мы не вошли в число городов, принимающих у себя Чемпионат мира по футболу 2018 года, но  в наших силах сделать Ярославль центром культурной программы. Для этого есть все – Первый русский профессиональный театр, первый частный репертуарный театр, своя кинокомпания. И город всем нравится, он красив, уютен, необычен.
А кинокомпания живет и продолжает работать. Не так давно на собственные средства компании была снята картина  грузинского режиссера. Съемки проходили в  Тбилиси. Фильм отнюдь не политический,  он о  взаимоотношениях родителей и детей, о совести, о продолжении рода. Сейчас идет постпродакшн , но  картину уже видели отборщики Каннского фестиваля,   надеемся  попасть в одну из программ.
Мы готовы к сотрудничеству со студентами ВГИКА,  на нашей базе они могут снимать учебные работы.
И  еще один проект, который я очень хочу реализовать – это производство картин для детей. Мы хотим выйти с предложением к киносоюзу создать на нашей базе киностудию детских фильмов.
 Я работал многие годы артистом в ТЮЗе, и для меня эта тема очень серьезна: у меня ощущение, что мы теряем поколение. Теряем его не из-за новых технологий,  а потому что ушло то потрясающее детское кино, которое воспитывало молодежь, такие фильма как «Розыгрыш», «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Мы не просим у государства  денег на создание киностудии – она уже существует. Мы просим  государственное финансирование на проекты – у нас уже есть сценарии. Один из них режиссера Евгения Серова о послевоенных детдомовцах. Другой -  «Золотая рыбка»-  актера и режиссера Александра Галибина. Это  щемящая, трогательная и добрая история, о калмыках и чеченцах, которые были высланы в Среднюю Азию, о детских домах.
Тема  детского кино очень серьезна, мы ее обсуждали с общественностью города и области, нас поддержали священнослужители. По Первому каналу показывали «Школу» Германики – ну это уродство какое-то. Я же общаюсь со школьниками. У меня сын младший  не так давно школу закончил, к нему приходят друзья такие же – нормальные, отличные  ребята. И мне хочется кричать: «SOS»,  потому что  они лишены всего, что было у нас.
Слава Богу  сейчас строят спортивные площадки, открывают секции, но надо вновь  восстанавливать бесплатные кружки, увеличивать зарплаты педагогам дополнительного образования. Молодые специалисты в ДК, после культпростветучилищ, сидят на мизерных зарплатах. Это болезненная ситуация, потому хочется кричать. Мне хочется сделать кино, которое  говорило бы о любви в школьные годы, об отношениях с друзьями,  в семье. Очень хочу снимать сказки, наподобие  тех, что делал Александр Роу. Сейчас Шойгу восстанавливает киностудию Министерства обороны, и это правильно. Плюсом пропаганды советского строя была возможность для человека любить свою страну, гордиться ею. Сейчас это все ушло, и потому детская кинокомпания – при условии создания хорошего кино – необходимейшее средство воспитания.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе