«За любое враньё приходится платить»: новые фильмы о Совести

Оба Прошкина — что отец, что сын — представили на ММКФ фильмы про Совесть. 
Снятые, впрочем, в разном регистре.
Актёры Виктор Сухоруков и Олег Ягодин на пресс-конференции фильма "Орлеан" в рамках 37-го ММКФ
© Антон Тушин/Ridus.ru

Прошкин-старший, Александр Анатольевич, показал — вне конкурса — «Райские кущи», современным языком пересказанную «Утиную охоту» Александра Вампилова. Без упоминания автора в титрах: так того пожелали наследники замечательного драматурга, не одобрившие создание «ремейка», а допускавшие только экранизацию «один в один». Но, по словам режиссёра, «эту пьесу в кино нельзя сейчас ставить в чистом виде — потому что это будет опять разоблачение советского строя».


Съёмочная группа фильма "Райские кущи": актёры Ангелина Миримская, Виталий Хаев, Евгений Цыганов, продюсер Наталия Будкина, режиссёр Александр Прошкин. 
© Пресс-служба ММКФ

Так Зилов стал человеком нашего времени, айтишником, работающим в «социальном» приложении к рекламе девелопера и получившим квартиру в новом элитном посёлке: «заслужил высокими моральными принципами». У него вновь роман с собственной женой, математиком Галей, и параллельные отношения как со «старой одноклассницей», так и с новой девушкой. Может показаться, что ему на всё наплевать; он пьёт из горла и стремится на охоту.


Кадр из фильма "Райские кущи"

«Райские кущи» — драма в чистом виде. Она не лишена, к прискорбию, тягостных фальшивых нот, но история вытягивает фильм на некий уровень, не позволяя назвать его неудачным.


Съёмочная группа фильма "Орлеан". 
© Антон Тушин/Ridus.ru

Прошкин-младший, Андрей Александрович, экранизировал сценарий (до этого уже успевший трансформироваться в одноимённую книгу) Юрия Арабова: «Орлеан» в конкурсе 37-го ММКФ. Это повесть про то, как к блядовитой парикмахерше, беспринципному доктору и расследующему дело о распиленном трупе менту приходит загадочный экзекутор, отвечающий за «морально-нравственный роуминг» и то и дело напоминающий героям о существовании такой штуки как Совесть. И это уже гротеск, в котором любая фальшь задумана как данность — что ловко выводит фильм из-под прицела разумной критики, так как «вещь в себе» рассматривать по привычным законам не получится.


Кадр из фильма "Орлеан"

Важно то, что слово «совесть» звучит в обеих этих картинах, показанных на фестивале с разницей в день. А оно, согласитесь, вообще произносится сейчас в нашем кино крайне редко. Поэтому интересно: это что-то семейное — или какое-то веяние времени?..

Но впрямую такого вопроса не прозвучало, а проговаривать ещё раз мысли, уже высказанные в законченном фильме, готов и хочет не каждый художник. Прошкин-младший на пресс-конференции по своей картине вообще предпочёл отмолчаться, в то время как Юрий Арабов несколько раз попросил не призывать его говорить о смыслах: «Месседж должен доходить. Если не доходит — мы цели не достигли, если доходит — ну, слава Богу». Тем не менее, отвечая на вопрос о своей героине, он обозначил следующее:

Как мне кажется, у всех у нас есть совесть — вот что бы мы ни делали, понимаете. Вот чтобы мы ни делали с вами, сколько бы мы ни предавали, сколько бы мы ни блудили, сколько бы мы ни погрызали плоть другого человека во имя своей гордыни и тщеславия — всё равно она есть, она нас судит. И в этом плане, на мой взгляд, любой человек богоподобен. В этом есть драма и вместе с тем какая-то надежда у человека.


Сценарист Юрий Арабов. 
© Антон Тушин/Ridus.ru

В свою очередь сыгравший в «Орлеане» олицетворение Совести Виктор Сухоруков признался, что поставленная перед ним задача была не из простых.

Отталкивался я от понятия угрызения совести. Потому что как играть совесть?.. Я не знаю, как её играть. Какая она внешне? Никто не знает. Также как никто не знает, какое лицо у любви, какое лицо у нежности… Есть поступки, есть какие-то деяния, но у совести нет лица, нет какой-то структуры. И мы оттолкнулись от того, что совесть — мучает, а не радует, совесть — теряет, а не находит, совесть — напоминает. То есть, мы оттолкнулись от глаголов.


Режиссёр фильма "Райские кущи" Александр Прошкин. 
© Пресс-служба ММКФ

Говоря о своей картине, Александр Прошкин отметил, что Вампилов создал не просто пьесу, а матрицу, способную «проявить» любое время со всеми его бедами, со всем, что происходит с человеком. Каждое время порождает своего Зилова: в 1970-е он был один из «рассерженных молодых людей», в 2020-х будет кем-то ещё, другим, новым — и в этом грандиозность автора, нашедшего ключ ко времени. Зилов нынешнего дня — человек весёлый и лёгкий, но при этом на протяжении всей истории он предаёт в первую очередь самого себя. И фильм — попытка почувствовать боль этого времени, тонущего в тотальном конформизме.

За любое враньё приходится платить. Если это благополучие добывается сомнительным путём, путём измены самому себе, то за это приходится заплатить. В чём природа конформизма? Она заключается в том, что мы незаметно делаем этот шаг — и как бы каждый раз оправдываем себя: «Да, подумаешь, ну ничего такого страшного я там не сделал». Дальше наступает следующий шаг. {…}

Всегда нужно быть верным своему чутью, своему чувству, самому себе. И в жизни есть табу, есть запреты, которые нельзя себе позволять. Иначе саморазрушение – и никакие блага жизни не компенсируют вам чувство презрения к самому себе. 


Евгений Цыганов во главе съёмочной группы фильма "Райские кущи". 
© Пресс-служба ММКФ

Исполнивший роль Зилова Евгений Цыганов рад тому, что материал предлагает очень много вопросов:

Меня это очень греет. Когда вопросов много — это хорошо, потому что мы начинаем работать, мы начинаем трудиться и пытаться на эти вопросы отвечать.

И вспоминает шекспировское «Распалась связь времён»: коли уж Шекспир написал эту фразу несколько сотен лет назад, значит, и его эта же тема тогда, давным-давно, беспокоила.


Пресс-конференция фильма "Орлеан". © Антон Тушин/Ridus.ru


Актриса Елена Лядова на пресс-конференции фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru


Актёры Олег Ягодин и Виталий Хаев на пресс-конференции фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru


Продюсер Игорь Мишин и режиссёр Андрей Прошкин на пресс-конференции фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru


Продюсер Игорь Мишин, режиссёр Андрей Прошкин и председатель отборочной комиссии ММКФ Андрей Плахов на пресс-конференции фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru


Пресс-конференция фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru


Актёры Виктор Сухоруков, Олег Ягодин и Виталий Хаев на пресс-конференции фильма "Орлеан"
© Антон Тушин/Ridus.ru
Автор
Марков Максим
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе