Зачем, Борис, ты сам носишь стулья?

В ЦДЛ с аншлагом прошла премьера фильма Грачевского "Между нот" [видео].
Состоялась премьера фильма Бориса Грачевского "Между нот".
Фото: Анатолий ЖДАНОВ


Борис, привет!

Я понял - что так по сценарию (не презентации, а всего твоего фильма!) было задумано... То есть, зрители 3 февраля 2016-го в Центральном доме литераторов перед премьерным показом твоего художественного фильма «Между нот или тантрическая симфония» стоят в проходе при битком забитом зале. А ты - знаменитый режиссер, дедушка и отец прославленного «Ералаша»! - самолично носишь и расставляешь дополнительные стулья.

Среди твоих многочисленных друзей замечаем (а я с женой, ее подругой и букетом) весьма узнаваемые лица. Актрисы - Наталья Варлей, Наталья Селезнева, Елена Папанова, актер Евгений Герчаков, певец Игорь Наджиев, политик Андрей Нечаев...

Все спешат поздравить тебя с выходом второй полнометражной художественной картины. (Первая была «Крыша».)


Режиссер Борис Грачевский и Андрей Ильин за обсуждением очередного дубля.


Название нового твоего фильма, конечно, немного провокационное... Ведь ты же - Грачевский, безусловный мастер кинематографических смешинок, забавностей, хохм и, само собой, едких подначек «Ералаша», адресованных не столько малолетним зрителям, сколько их взрослым родителям... Так вот - знаешь, ты бы не был бы самим собой, если б упустил возможность подковырнуть наше испорченное сознание.

Вот о чем может подумать испорченная часть зрителей? А фильм совсем не о том, хотя элементы эротики в нем, действительно, присутствуют. Причем, Борь, сразу надо оговориться, эти кадры так красивы и, не побоюсь этого слова, целомудренны (отдельное спасибо превосходной операторской работе Дмитрия Мальцева), что вызывают прямые ассоциации с великим искусством изображения обнаженного женского тела эпохи Возрождения. Я, Борь, не шучу! В самом деле, а как обойтись без известной доли эротизма (не путать с порнографией!), если речь идет о любви?


Актер Андрей Ильин на съемках картины.


Причем о любви, пришедшей к человеку зрелого возраста, много повидавшему, много пережившему, отягощенному опытом как счастливых, так и неудачных отношений с женщиной? (Борь, это я не о тебе сейчас - о твоем Герое.) А Герой твоего фильма, знаменитый композитор (вот откуда это слово – ноты – в названии!) Кирилл Краснин (замечательный актер Андрей Ильин), которого открыто и благоговейно все признают гением, - живет затворником в своем доме в мире звуков сочиняемой им самим музыки (для фильма ее сочинял Александр Клевицкий) или шедевров великих композиторов-классиков. Его тяготит публичность, хотя нет отбоя от приглашений дать концерты со всего мира – и эта несговорчивость и уединенность приводит в отчаяние личного импрессарио композитора.

А в общем-то, – тут не просто одиночество, а и некая жизнебоязнь – как у того бездомного пса, которого композитор прикармливает уже несколько недель, а пес так и не решается подойти к человеку.

И тут в жизни Краснина появляется девушка (ее роль темпераментно сыграла дебютантка Янина Мелехова). Далеко не идеальное создание лет двадцати, но уже с историей, и отнюдь не пасторально-лубочной. Есть в биографии этого создания и темные пятна, и сомнительный опыт. Но при этом как свежа и красива ее юность, как она забавно невежественна и симпатично невоспитанна! (Борь, дальше я распространяться не буду - в зале рядом со мной сидела моя жена, под ее надзором я и пишу теперь эти рецензионные как бы строки - в форме открытого к тебе письма...)


Актеры Олег Комаров и Эманнуил Виторган в фильме "Между нот".


Так вот - сколько в ней, Борь, очаровательной непосредственности, веселой безыскусности! Как мило ее радуют те мелочи и блага жизни, которые столь обыденны, привычны и незаметны для композитора! Он словно заново начинает радоваться простым вещам, он может щедро дарить этой девочке все те сокровища своей души, что собирал всю жизнь и которые оказываются не нужны собственному сыну…

Словом, жизнь возрождается, она играет всеми красками, согревает новыми надеждами. Но, увы… В один непрекрасный день сказка заканчивается: девушка исчезает. Нет, не романтично, не благоуханным облачком. Просто и грубовато: прости, туфельки Золушки – не мои. Жмут, натирают… Ну, та самая проза жизни, которую редко кому когда-нибудь удавалось преодолеть: разница в возрасте, воспитании, мировосприятии и так далее. Словом, эта мелодия была сыграна между нотами, неуклюже и больно…

Борис, ты как-то сказал, что хотел снять человеческое кино о взаимоотношениях возрастного мужчины и молодой девушки. (Кстати, - вот ведь причуды судьбы! - идея появилась задолго до известной ныне почти всему миру истории с твоей собственной женитьбой на юной особе и последующим разводом.) Человеческое и получилось. А как, Борис Юрьевич, могло быть иначе, если подобными сюжетами изобилуют страницы газет и телевизионные экраны, если их встречаешь на каждом шагу?

Безусловно, благодаря и прекрасной игре замечательных актеров – а тебе удалось собрать блистательный ансамбль, благодаря которому даже маленькие эпизоды врезаются в память: Татьяна Кравченко, Наталья Лесниковская, Владимир Долинский, Эммануил Виторган, Олег Комаров, Андрей Анкудинов (целая биография в одну минуту!), Иван Кокорин, Ольга Прокофьева, Елена Папанина, Евгений Герчаков!

И, разумеется, прежде всего, несомненная удача – выбор на главную роль фильма актера Андрея Ильина. «Только из-за Андрея смотрю картину второй раз. – призналась мне тихонько Елена Папанина. – Хорош, что скажешь!»

А что тут еще говорить? Смотреть надо.

И слушать. В том числе и песню.

...Я так понял, Борь - это тоже твоя режиссерская задумка: фильм заканчивается. Но не совсем - на заключительных кадрах - голос певца Киркорова:

В один морозный день, в один прекрасный день. Мне в руки воробей, случайно залетел. Я отогрел его, я приютил его. И на душе моей, уютно и светло.

Я в радости такой, давно не пребывал. Как было хорошо, я по ночам летал. Воробушек мне пел, лишь песни про любовь. Я таял на снегу, и возрождался вновь...

И тут - песня (муз. Ирина Грибулина, сл. Борис Грачевский) обрывается! Борис - ты в панике! Срочно ищут фонограмму-минусовку... И случайно находят. Мы уговариваем тебя, Борис, минут пять: «Ну спой же сам!» Немного постеснявшись, ты заканчиваешь...

...Я в радости такой, давно не пребывал. Как было хорошо, я по ночам летал. Воробушек мне пел, лишь песни про любовь. Я таял на снегу, и возрождался вновь.

Борь, это было великолепно!

...А за окном тоска. За что страдаю я? Разлучница капель, верни мне воробья...

КОНЕЦ ФИЛЬМА


Видео - «Режиссер-певец Грачевский» - смотрите прямо здесь! И сейчас.
Борис Грачевский спел на премьере фильма "Между нот"
Автор
Александр ГАМОВ @gamov1Aa
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе