Зачем они догероились до муравьёв. О вреде «вселеннутости»

Уважаемые читатели!
Как утверждают прогнозы, новый кинофильм из жизни супергероев «Человек-муравей» соберёт у себя на родине примерно 60 млн долларов в первые выходные.
Этого не сказать чтобы много.

Среди «марвеловских» комиксоидных премьер пятничные сборы муравья заняли предпоследнее место (хотя тоже немыслимые для любого обычного художественного фильма $ 22 млн, но комикс-кино – всё же не совсем кино).

Почти гарантированно картина отобьётся в прокате – не в родном, так в международном. За человеком-муравьём — слишком гигантская машина зрелищ-дистрибуции-пиара, чтобы у неё в итоге не получилось заработать.

Тут стоит, однако, отметить несколько вещей, делающих успех конкретного муравья не особенно важным.

Во-первых, фабрики по производству супергеройских суперкиношек вообще иногда тянут не сильно окупающихся героев из фильма в фильм - невзирая на их не сильную окупаемость. Провален был первый «Халк», слабо выступил второй – но зелёного Халка дотащили до появления «Мстителей», которые в мире комикс-кино есть беспроигрышный эквивалент гала-концерта.

Во-вторых, речь идёт о большой маркетинговой политике, в которой даже не слишком удачные премьеры имеют смысл. Выпустив проходную историю про будущего члена «Мстителей», кинофабрика а) использует её как большой рекламный ролик следующих гала-«Мстителей» и б) собственно, расширяет линейку. Если «Торы» - комикс эпический, «Халки» - трагический, а «Капитаны Америка» - идеалистический, то «Муравьи» явно будут комическим сериалом.

Несерьёзность и служебность затеи создателями картины явно осознавались. Только этим можно объяснить пафосное шаблонное заявление старика-учёного главному герою: «Миру нужен Человек-Муравей!!!» (с учётом того, что раньше это звучало как «Готэму нужен Чёрный рыцарь!!!», «Людям нужен Человек-Паук!» и «Земле нужен Супермен!!!» - в зале реплика производит предсказуемый истерический смех). Только этим сознательным валянием дурака можно объяснить трагическую историю предыдущего человека-муравья: «В 1987 году, когда сепаратисты захватили ядерную ракету под Курском…» и другие явные и скрытые шутки юмора.

И, наконец, в-третьих. Главные деньги, как мы помним, приносят гала-фильмы о супергероях. Поодиночке Капитан Америка или человек-муравей могут набрать в прокате 300-800 млн (что при бешеных затратах на раскрутку вообще сводит прибыль к не очень-то значительным цифрам). «Мстители» же коллективом – собирают по полтора миллиарда. Опять же сопутствующее «собери фигурки всех Мстителей» более прибыльно, чем «купи зелёного халка».

Поэтому командные гала-фильмы время от времени вынуждены менять состав игроков, освежая их. В одиночку их, конечно, тоже будут выжимать досуха (достаточно вспомнить, что за последние 13 лет «Марвел» выдал пять фильмов о Человеке-пауке, из которых одна полная трилогия и одна «перезапущенная», с итоговым вливанием в гала-команду Мстителей, намеченным на май следующего года, а с 2017-го начнётся ещё и третья трилогия с очередным Человеком-пауком, и конца этому не видно).

…Для нас же важно помнить, что конца этому действительно видно не будет. Мысль о том, что история противостояния кого-то там с кем-то там во «вселенной Марвел», «вселенной DC» или других вселенных закончится при нашей жизни – совершенно наивна.

В конце 2005 года режиссёр Джордж Лукас тоже заявил, что всё, его история рассказана и про джедаев ему добавить больше нечего. «Нет. Никакого седьмого эпизода не будет. По крайней мере в ближайшие 10 лет. А даже если сиквелы и появятся, то их должны снимать Джеймс Кэмерон, Ридли Скотт и Дэвид Финчер» - сказал он.

Спустя 10 лет на экраны выходит седьмой эпизод «Звёздных войн», которые снял режиссёр Абрамс на «Диснее». Также планируются т.н. «спин-оффы» про молодого капитана Соло и про молодую «Звезду смерти». Будет ли фильм о молодости r2-d2 – пока неизвестно.

А теперь - собственно, о том, к чему это ведёт пресловутое культурное поле.

Смысл тактики всех современных «масс-культурных трендов» - в затягивании зрителей в т.н. «вселенные». Это вселенные, в которых отдельное произведение искусства – пусть даже такого специфического, как кинокомикс – теряет черты самостоятельной истории и законченного рассказа о чём-то. Каждый фильм и каждая книга становятся по отдельности фильмом-муравьём и книгой-муравьём, самостоятельного смысла несущим не больше, чем отдельное обновление для отдельной программы во «вселенной эппл».

«Вселеннутость» перекорёживает все попавшие в её лапы произведения. Режиссёру Скотту не могло прийти в голову, что однажды его Чужой будет воевать в сиквеле кроссовера с Хищником из кинофильма режиссёра Мактирнана про совершенно другое.



Люди, выходящие с последнего «Терминатора», встряхивают головами с недоумением: разобраться в запутанной саге, где нужно было сначала спасти Сару Коннор, потом спасти Джона Коннора, потом спасти жену Джона Коннора, потом спасти отца Джона Коннора и, наконец, завалить Джона Коннора, причём ядерный апокалипсис то происходит, то нет, то и да и нет – человеку с улицы совершенно невозможно.

Поэтому, кстати, так занятно изменились и полки книжных магазинов. Автор этих строк вчера подошёл к целому стеллажу, забитому книгами одной серии одной юной авторши. Он открыл её и обнаружил, что попал на «книга шестая, часть вторая», и почувствовал себя чужим и ничтожным.

…Коммерческий смысл «вселенных» очевиден. В то же время стоит чётко осознавать, что никакого иного смысла, кроме коммерческого, они не несут.

Смысл несут другие вселенные и другие герои.

Автор
Виктор Мараховский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе