Женщина, которая…

Девочка-предсказатель в ток-шоу… Молодая женщина-руководитель московского района в телесериале… Весьма пожилая блондинка – когда-то самая красивая девушка Москвы и Московской области в юбилейных программах… Темнокожая политическая «киллерша» из-за океана и новая железная леди с Ближнего Востока в новостях… Словно не сентябрь, а начало марта…

Телевизору уже, видимо, надоело показывать женщин только на кухне (Юлия Высоцкая в её симпатичной и явно во всех отношениях дорогостоящей программе «Едим дома») или только в ходе переодевания платьев (сливающиеся в единодушии учительницы красоты и жизни – Шарапова – Хромченко в «Модном приговоре» да разная мелочь то на «Домашнем», то на музыкально-тусовочных каналах). Иными словами, знаменитая немецкая формула «четырёх К» («киндер, кюхе, кирхе, кляйде») двумя своими фрагментами («кюхе» – кухня и «кляйде» – платье) изрядно поднадоела, третий фрагмент («киндер» – дети) существует исключительно в общественно-учебном варианте и с женскими судьбами в их телеверсии связан минимально. Четвёртый («кирхе» – церковь) и вовсе женщину в телепрограммах не актуализирует.


Тем не менее женщина в её, по-видимому, наиболее современном качестве либо уж вовсе маргиналка, либо деловитая до невозможности, либо, что тоже попадается, в сочетании маргинальности и деловитости оттеснила из телеэфира всех остальных участников жизненного процесса. Даже первых лиц разных стран, затронутых финансовым кризисом и получающих от этих первых лиц заверения в устойчивости национальной валюты и всей вообще национальной экономики.


Женщины не просто успешны, умелы, удачливы. Они красивы или, по крайней мере, думают, что хороши собой. Они (что немаловажно, учитывая многообразные усилия по продвижению услуг салонов и клиник красоты) выглядят ухоженными. Они по-своему привлекательны, даже если немножко сумасшедшие, как почти все, что молодые, что постарше в сериале «Монтекристо» (особенно начинавшая с попытки самоубийства героиня весьма живой, драматичной актрисы Л. Артемьевой, которая параллельно, на другом канале, мелькает в прежней своей роли в «Таксистске»). Они смотрятся вальяжно, даже если в разгар рабочего дня приходится приезжать на встречу с разъярёнными жителями московской многоэтажки, а потом этак легко и элегантно снимать с себя туфли на шпильках в КПЗ, как в другом сериале, «Управа» (на редкость неуютно чувствует себя в административной должности и деловых костюмах вполне сексапильная и этим, видно, подкупившая авторов «городского» сериала В. Сотникова). Она не теряет присутствия духа, даже если ей приходится принимать неожиданные роды и испытывать давление со стороны неизвестных конкурентов в сериале, который так вызывающе и называется «Женщина желает знать» (всё ещё хрупкая и женственно-лёгкая, несмотря на то, что уже по жизни бабушка, царит в роли част­ного гинеколога здесь В. Глаголева).


И причёски у них с «правильно» ниспадающими локонами. И длина юбок у них «правильная». И декольте. И речь. И взгляды – как в физическом, так и в духовном смыслах. Все у них «правильное», то есть такое, каким должно быть у женщины, которая… постоянно появляется на публике, учитывает возможность мужчин бросить на неё взгляд и бросить в неё, причём в тот же самый момент, камень, да и просто бросить её. И, что любопытно, это женщина не самой первой и вообще далеко не первой молодости. Чудится в этом то ли политическая, то ли психотерапевтическая подоплёка, хотя можно признать, что это – лишь продукт моего привычного профессионального восприятия, а не умысел, тем более, не рационально оформленный замысел телевизионщиков.


А рядом с персонажами вымышленными – живые и донельзя реальные, мало того, влиятельные и заметные, всеми новостями и так называемыми аналитическими программами растиражированные. Эта Ципи Ливи, ставшая лидером и готовая претендовать на первую в государстве роль, новая, только более молодая и женственная Голда Меир современного Израиля. Эта Юлия Тимошенко с её прежде забавной, а теперь уже привычной малороссийской косой вокруг головы и в изысканных дизайнерских, идеально соответствующих обстоятельствам туалетах, с правильной размеренной речью и подчёркнутыми украинскими фонетическими пассажами. Эта Кондолиза Райс с её постоянно обуздываемым темпераментом и умением владеть собой в самом буквальном смысле – когда видно, что некие физические проблемы мешают ей быстро ходить и прямо держаться, но ведёт она себя как тот легендарный мальчик с лисой за пазухой, не подавая виду. Да и наша, между прочим, набравшаяся опыта, полагаю, не только у стилистов Валентина Матвиенко, умело переодевающаяся в соответствии с обстоятельствами из роскошно-делового наряда в не менее роскошный спортивный (а ведь она, действительно, в прошлом и комсомолка, и спортсменка), органично встраивается в такую компанию.


Что замечательно: особой разницы между сериальными и реальными дамами нет. На телеэкране.


Отсюда – вопрос: неужели жизнь столь точно воспроизводится в телевизионных опусах? А может быть, это действующие лица современной политики, современного бизнеса, современной богемы, современной жизни во всем её кажущемся разнообразии столь привычно уподобились сконструированным картинкам?


И даже в случаях, когда делается попытка выйти за рамки привычного, сломать стереотипы – выстраиваются новые рамки, создаются новые стереотипы. Так возник апофеоз недели, правда, уже третьей, но если кто-то ещё не заметил, есть время до­гнать. Ещё одна, на этот раз североамериканская (поскольку без малого 10 лет назад был первая, южноамериканская) «Дурнушка». Те же зубки, снабжённые имеющими цель исправить, но пока что безмерно уродующими брекетами; те же глазки, то ли спрятанные за массивной (сейчас как будто снова вошедшей в моду) оправой очков, то ли ею подчёркнутые; та же донельзя изуродованная одеждой фигура; тот же парик-метла на голове; та же услужливая суетливость и радостная непотопляемость в поступках и реакциях. Наш российский призыв «Не родись красивой», как вполне очевидно показывает телеэфир, был лишь писком в хоре международных рыданий и восторгов по поводу неоправданного стремления к красоте физической вопреки реальности, в которой неизменно торжествуют девушки «на лицо ужасные, добрые внутри».


Простодушные американские интриги в малобюджетных офисных интерьерах, разумеется, чем-то напоминают нашу историю страшненькой секретарши хозяина модельного бизнеса; есть, разумеется, и своеобразные детали вроде тайны, застрявшей в прошлом у папаши американского героя, да специфического оттенка кожи самой героини. Суть от этого не меняется, как и в меру позитивный настрой на неминуемый успех или, по крайней мере, перемены в жизни любого чудовища, сориентированного на то, чтобы уподобиться красавице или стать ею.


Женский оптимизм, женская жизнестойкость не поддаются описанию в череде телевизионных картинок. Как там было у Дюма? «Ищите женщину»? Наше телевидение уже нашло её, одело, причесало, накрасило, дало в руки чудодейственные порошки для оттирания ржавчины и гели для промывания волос. Оно сделало женщину похожей… нет, не самое себя, а на рекламную картинку (вопрос только в том, что и по какому поводу рекламируется?).


Телевизионная картинка недели, заполненная женщинами разного возраста и образа жизни, очень напоминает обложки маленьких книжек, таких, знаете, беленьких, с завлекательными заголовками и одной и той же рубрикой: «женский роман», вариант – «женские истории». Ни жизни, ни судьбы, ни реальных проблем, ни тем более их решения. Только картинка и заголовок. А внутри – одни и те же истории и типажи, только под разными именами. Зато про женщин.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе