Живое искусство – каждый день рядом! Не надо учить его смотреть

Гостем Ярославля стал директор Российского института культурологии, ведущий авторской телепрограммы «Культ кино» на канале «Культура», заслуженный деятель искусств РФ профессор Кирилл Разлогов.
 Один из самых авторитетных специалистов по истории мирового кинематографа на сей раз приезжал для участия в заседании диссертационного совета педуниверситета имени К. Д. Ушинского. С гостем беседовал наш корреспондент.
– Для ответа на краеугольный вопрос, с чего начинается театр, у любого наготове афоризм Станиславского про вешалку. А с чего, Кирилл Эмильевич, начинается кино?
– Столь же меткого афоризма наготове у меня нет, и потому скажу вещь вполне очевидную: кино начинается с замысла автора, с его стремления через задуманное выразить себя. Так что начинается оно с художника-творца.
– А вот некоторые ваши коллеги уверяют, что – с продюсера, то есть с человека, знающего, на что пойдёт зритель, и готового рискнуть деньгами, своими или того, кто ему доверяет, дабы вернуть их потом – с прибылью – через кассу.
– Чтобы замысел реализовать – да, конечно, нужен продюсер. Причём им может стать и сам автор, и какой-то безликий конгломерат людей, объединившихся для получения прибыли. Без такого сочетания интересов автора и продюсера ничего, кроме домашнего видео, не снимешь. Не мной замечено, что кино в любые времена вещь дорогостоящая, и чтобы на съёмки дали деньги – а заказчиком может стать и государство – требуется какой-то веский аргумент. Если проблему несколько упростить, то таким доводом может стать, например, такой сильный авторский побудительный мотив: я создаю шедевр на века. Если убедил, тогда спонсорство не будет рассчитано на получение прибыли. Или в замысле у автора произведение, что обычно видно по сценарию, нужное людям, показывающее злобу дня, жизнь здесь и сейчас, а в лучшем случае объясняющее её. И в этом случае продюсер готов заплатить за это деньги, покрыв все затраты на съёмки. Взяли мы крайние варианты, кино авторского и – массового, коммерческого. Чаще встречаются разные комбинации того и другого.

– Недавно с молодыми политологами в Ярославле встречался ваш коллега – главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Разделяете ли вы тревогу Даниила Борисовича по поводу того, что мы абсолютные чемпионы мира по количеству выпускаемых телесериалов – 70 названий в сутки? В девяти из каждого полутора десятка премьер сюжет связан с криминалом или эротикой, герои живут по понятиям, по тому неписаному кодексу поведения, когда криминал якобы неизбежен.
– Особенно близки мне мысли моего коллеги о том, что по примеру канала «Культура» надо укоренять на телевидении моду на интеллигентность, ум, творчество. Но дело в том, что в природе человека есть естественное желание увидеть то, с чем он в самой жизни непосредственно не связан. Большинство живущих на Земле ведь не преступники, не эротоманы – нормальные люди. Что их интересует, то им и показывают. На общих телеканалах идёт то, что интересует всех – от кухонных рецептов до секса и насилия. Будет их больше интересовать высокохудожественное искусство о глубинах человеческого духа – на экране появится именно оно. Пока же интересует оно сравнительно немногих, и поэтому показывать его – прерогатива тематических каналов, один из которых – «Культура». Не забудем, что кино и телевидение – это окно в мир, рассчитанные на подглядывание, в том числе и того, что нам не доводится увидеть в жизни.

– Как вы относитесь к «синдрому телезависимости», о чём так много сейчас говорят психологи и педагоги, к её последствиям – разорванному клиповому сознанию подростков, привычке видеть и на экране, и в жизни вершки, а не корешки?
– Всё это мне знакомо хотя бы как отцу троих, теперь уже взрослых дочерей. Только считаю нужным оттенить эти тревоги таким рассуждением. Всё, о чём у нас идёт речь, – отражение вполне реальных изменений в самой жизни. Её ритмы продолжают ускоряться, человеку надо быстро реагировать на происходящее вокруг. В судьбах тех, кто начинает самостоятельную жизнь, от этого зависит и карьерный рост, и умение общаться, находить общий язык со сверстниками да и не только с ними. Сесть, спокойно почитать толстую книгу им не просто некогда, меняется само восприятие, требующее быстрой смены впечатлений. Этому и отвечает телевизионное действо, в том числе и сериалы. По той же причине дети, подростки, в отличие от взрослых, так быстро овладевают всякими компьютерными игрушками – психика к тому приспособлена. А Лев Николаевич Толстой для них – слишком медленный автор.

– Судя по теме докторской диссертации – Толстой и Православная церковь – только что успешно защищённой в педуниверситете профессором православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрием Леонидовичем Алихановым, священником отцом Георгием, именно Лев Николаевич Толстой стал на сей раз первопричиной вашего визита в Ярославль.
– С известной долей условности можно сказать и так. Несколько лет назад ваш педуниверситет предложил мне стать членом диссертационного совета, и я без долгих раздумий согласился. С Ярославлем связано в моей жизни много хороших воспоминаний ещё с тех времён, когда киноклуб и студия «Юность» довольно часто приглашали поговорить об искусстве кино и меня, и Сергея Лаврентьева, и Льва Аннинского, и насколько я помню, опальных тогда Тарковского, Муратову, Сокурова, Иоселиани. Были и совсем другие впечатления: ещё в советские времена ездил сюда... за шинами для своего автомобиля. Теперь приезжаю всё больше на конференции. Недавно привозил супругу – по специальности она «биолог» – показывал Ярославль, мои любимые места – набережную, Стрелку, площади, бульвары старого посада.

– Сегодня мы с вами так много говорим о зрителе, и он, разумеется, того заслуживает. Но факт остаётся фактом: за школьный порог уже успело выйти не одно поколение тех, кто ни разу не ходил в кино, не видел его на большом экране. Пару лет назад газета «Северный край», обеспокоенная этим, предложила в одной из публикаций ввести в программы новый предмет – история кино, чтобы от простого к сложному учить ребят разбираться в нём. Публикацию «Придёт ли в школу муза кино?» нельзя было не заметить. И что вы думаете? Вопреки всем ожиданиям, то был крик вопиющего в пустыне. Разговор так никто и не поддержал. Может быть, Кирилл Эмильевич, просто не настало время музе кино прийти в школу?
– Учат обычно тому, чего не знают и не умеют. Перестают школьники читать книжки, значит, надо учить их искусству чтения; мало слушают классическую музыку, галопом по Европам смотрят в музеях и галереях живопись – значит, педагогам тут тоже есть чем озаботиться. А, допустим, попсу, радио «Шансон» учить «воспринимать» или смотреть телевизор никого не надо – сами научатся. Кино – живое искусство, оно каждый день рядом, не надо учить его смотреть. Другой вопрос, что нужно прививать детям навыки восприятия прекрасного в опоре на эстетические дисциплины, сведённые в общеобразовательной школе к опасному абсолютному минимуму. По себе знаю, как важны тут детские впечатления, а зависят они от родителей в какой-то степени, конечно, – да, и от школы, и тут, вы правы, и музе кино нашлось бы чем в её стенах заняться.

– Ваши-то первые встречи с этой музой, знаем, происходили далеко от родной Москвы, в Париже...
– Да, там мой отец состоял на дипломатической службе. На 60-е годы пришлась «новая волна» – расцвет искусства Трюффо, Феллини, Антониони, Висконти. О кинематографе во Франции говорили тогда все, его знали. Так и начались мои увлечения и историей кино, и современными режиссёрами. Помню, составлял даже специальные графики – что, где и когда стоит посмотреть. Позже мне и заказывали переводы почти всех французских фильмов, попадавших в советский прокат.

– Как идёт отбор картин для программы «Культ кино»?
– Показываю свои любимые. На телеканале «Культура» довольно жёсткие моральные требования к содержанию фильмов. Многое приходится долго и упорно отстаивать. Фильмы могут быть интересны для меня по разным причинам: познавательным, когда важны тема и содержание, политические мотивы, по соображениям эстетским – с вниманием к тому, как картина сделана. Что-то вызывает личные ассоциации. Кино о подростковой сексуальности почему так популярно во всём мире? Да потому, что у каждого из нас есть в памяти что-то связанное с половым созреванием и это касается и так называемого массового зрителя, и умудрённого жизнью интеллектуала-профессора. Есть вещи, какие дей­ствуют на меня безотказно, независимо ни от чего, в том числе и от качества картины – например, мелодрамы с участием детей: когда их смотрю, просто рыдаю от восторга. Пример – хотя бы «Регтайм» Доктороу... Иногда дей­ствуют сразу несколько причин, по которым картина становится для тебя важной. А затем уж, пусть малую толику того, что ты сам испытал как зритель, и пытаешься передать окружающим. Иногда мой выбор рассчитан на ту или иную общественную реакцию. Так было с фильмом «Империя чувств». Способствуя выходу его на наши экраны, я не только имел в виду расширение границ дозволенного для отечественного зрителя. Я предлагал картину, где сексуальность показана с таким высоким художественным качеством, когда прежние цензурные ограничения просто перестают действовать.

– Что в программе «Культ кино» мы увидим дальше?
– Это будет классика, картины больших режиссёров. Что, по правде говоря, для меня менее интересно, я люблю новое кино. Но подросло поколение наших внуков, а для них и Феллини, и Антониони, и Висконти – никому неизвестные режиссёры. «Амадей» только что прошёл. Мы записали «400 ударов» Трюффо, покажем к 80-летию классика. Отметим и 70-летнюю годовщину Джека Николсона – показом «Чертополоха», где его партнёршей стала Мэрил Стрип. В портфеле у нас «Канзас-сити» Роберта Уолтмана, «Двойная жизнь» Кшиштофа Кислёвского.

– Спасибо за анонс, будем смотреть. И последний, Кирилл Эмильевич, вопрос. Наконец-то, на телеэкранах появился фильм «Ярослав», снятый к 1000-летию нашего города при поддержке Министерства культуры. Что бы ответили вы тем экспертам, кто считает исторический фильм в российском кино уходящей натурой?
– Я бы с ними от души поспорил. Конечно, это один из самых дорогих жанров: воссоздание эпохи требует больших затрат. Чтобы они окупились, показывать такой фильм надо во многих странах. Поэтому и приходят они чаще из Голливуда. Но американские кинокомпании внимательно следят и за зарубежными картинами, российскими в том числе, которые могут пользоваться большим успехом. Наши продюсеры с удовольствием их дают в прокат, потому что знают: американцы вкладывают в рекламу серьёзные деньги, способствуя успеху таких фильмов по всему миру. Подобный пример – как раз «Яро­слав», снятый в стилистике остросюжетного кино, когда нашими партнёрами по прокату стала кинокомпания «20-й век ФОКС». Так что исторический фильм никуда не уходит. Эта тематика всегда была в центре внимания широкой публики и таковой остаётся – в ответ появляются всё новые и новые экранизации «Трёх мушкетёров», самой читаемой книги всех времён и народов. Да и полной правды о собственном прошлом мы ведь не знаем. Даже о Великой Отечественной войне – но тут, пожалуй, тема для другого разговора.
Надежду на такой разговор рискнули мы закрепить небольшим презентом – номером «Северного края» с фоторепортажем со съёмок под Яро­славлем эпизодов Сталинградской обороны фильма Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Наш собеседник окинул газетный лист пристальным взглядом неисправимого киношника, аккуратно сложил газету и, убирая её в кейс, пообещал: «Благодарю, в дороге обязательно почитаю!»
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе