Алексей Козлов: «Вырождение нам не грозит»

Композитор и музыкант — о новом поле деятельности и культурном пространстве на добровольных пожертвованиях.

Свой легендарный «Арсенал» Алексей Козлов создал в 1973 году, возвестив тем самым появление нового жанра в отечественной культуре. Пережившему все запреты и идеологические нападки ансамблю удалось пробиться на официальный филармонический, а позднее — на международный уровень. Тем не менее в юбилейный год Алексей Козлов предпочел не организовывать глобальный тур, а заняться околомузыкальным видом деятельности, о чем и рассказал корреспонденту «Известий»

Фото: Игорь Верещагин

— Как собираетесь отметить юбилей?

— В ноябре проведем фестиваль, посвященный этой дате, в также выпустим CD-бокс из четырех дисков с избранными записями «Арсенала» под общим названием «Опаленные советским временем».

— При этом сами вы решили в юбилейный год сконцентрироваться на создании своего Клуба Алексея Козлова?

— В 2011 году была придумана ArtBeat с целью поддержки современной инструментальной музыки России. Затем, в начале 2012-го, для сбора и направления средств на различные виды деятельности проекта был учрежден одноименный фонд, но всё это, так сказать, организационные тонкости. В итоге появился Клуб Алексея Козлова, задача которого — поддержать самые разные направления и жанры: джаз, прогрессив-рок, фьюжн, фанк, world music, электронный нью-эйдж, камерная импровизационная музыка.

— Значит, у «Арсенала» теперь есть постоянная точка для выступлений?

— Я сознательно ограничил число своих выступлений в нем, чтобы больше предоставлять сцену другим. А чтобы финансово поддержать «Арсенал», я продолжаю выступления в других привычных мне местах — в «Форте», в клубе «Союз композиторов», в Клубе Игоря Бутмана. Это не имеет никакого отношения к конкуренции между клубами — просто у каждого из них давно сложилась постоянная аудитория, чьи пристрастия надо уважать и поддерживать.

— При этом вы не позиционируете клуб как сугубо музыкальный?

— Конечно! Это и литературные вечера, и встречи с писателями и поэтами. Лично у меня просто не хватает времени и сил для осуществления давней мечты — создать Театр абсурда, где в рамках одного спектакля совмещались бы музыка, поэзия, пантомима и клоунада. Причем в неожиданных, сюрреалистических сочетаниях. Надеюсь, в ближайшем будущем всё это осуществится и музыкальный клуб преобразится в своего рода Дом культуры.

Ну а сейчас, к примеру, на клубный проект ProgDay приходят поклонники рок-музыки, на SaxDay — студенты Гнесинки, на Madd Chief Show — молодежь, танцующая хип-хоп, брейк и электрик-буги, на Opera Night — вокалисты и инструменталисты ведущих музыкальных театров. Мы проводим тематические вечера по истории отечественного джаза и рок-музыки, мастер-классы и концерты известных зарубежных музыкантов и преподавателей музыки.

У нас побывали Ришар Бона, Габриэль Гудман, Джерри Бергонци, Доменико Ди Пьядза. 1 октября 2012 года мы отметили 90-летие российского джаза. Если упоминать о джазовых вечерах, то нельзя не отметить российских корифеев: Германа Лукьянова, Алексея Кузнецова, Анатолия Герасимова, Владимира Данилина, Андрея Товмасяна, Вячеслава Горского, Ивана Смирнова, Владимира Голоухова, Дмитрия Илугдина.

— В «Арсенале» вы всегда использовали изысканные приемы, для того чтобы донести до широкой аудитории самые сложные нюансы современной музыки. Здесь, вероятно, продолжаете нечто подобное?

— Не совсем так. Времена изменились, а вместе с ними и наша стратегия. Многие из концертов проходит в рамках постоянных проектов: FuzzionDay, BazzDay, SunJam, ProgDay, SaxDay, Madd Chief Show. Мы хотим создать новую общность — свою публику. И еще один пример. У нас есть проект ОperaNight — ночные концерты талантливых исполнителей классики, в рамках которых мы отдаем дань великому академическому искусству, которое некогда противопоставлялось джазу и рок-музыке. Сейчас, к счастью, другие времена, новая молодежь, которая и представить себе не может, что происходило в советские времена, воспринимает всё настоящее с равным энтузиазмом. Здесь можно услышать не только оперных певцов, но и струнные квартеты, и солистов-инструменталистов строго академического стиля. Иногда даже стихийно возникает то, что джазмены называют джем-сейшн. В клубе отлиная музыкальная аппаратура и оборудование, позволяющее показывать концерты в режиме онлайн на весь мир.

— Просто всемирная победа в рамках одного клуба над тотальным музыкальным дурновкусием.

— Вы зря смеетесь. Наша работа рассчитана на тех, кто родился с изощренной душой и стремится воспринимать нечто сложное и возвышенное, на тех, кому не терпится познавать труднодоступное, окунаясь в сферу субкультуры. Именно там располагается всё новое и развивающееся. Наш проект некоммерческий. Нацеленность на прибыль может привести к понижению уровня репертуара, что для нас недопустимо. Поэтому клуб опирается на поддержку людей, понимающих важность нашей миссии и бескорыстность намерений, на добровольные пожертвования. Ну а то что в последнее время едва ли не каждый вечер в клубе — аншлаг, позволяет нам верить, что мы не ошибаемся.

— Вы оптимист, но согласитесь, что новые рок- и поп-альбомы никак не сравнить с прорывными работами 1960–1970-х.

— Я не согласен с мнением, что мы живем в эпоху культурного вырождения. Знаю, что некоторые считают, что уже больше никогда не будет того уровня культуры, что был прежде. Столь же великих писателей, поэтов, композиторов, актеров, которые для нас, сегодняшних — уходящая натура (есть такое понятие, появившееся в 1920-е годы прошлого века, а возможно, и раньше). В истории человеческой культуры не раз случались спады, периоды застоя, но никакого вырождения не произошло. Просто менялись стандарты, масштабы культурных событий. Если судить по тому, что мелькает на доступной поверхности культуры — в прессе, по радио и телевидению, то, действительно, создается ощущение вырождения. Но если обратиться к уже упомянутой субкультуре — ко всему, что происходит в пространстве, скрытом от обычного информационного поля, — станет ясно, что культура продолжает развиваться успешно. И независимо от планов сильных мира сего.


Александр Стернин, Алексей Певчев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе