Богатый «Арсенал»

В этом году исполняется сорок пять лет главному отечественному джаз-рок-коллективу «Арсенал». 
Его основатель и бессменный лидер Алексей КОЗЛОВ ответил на вопросы «Культуры».
культура: Как получилось, что в начале 70-х Вы решили отдать предпочтение именно джаз-року, направлению, прямо скажем, не самому ходовому и популярному в нашей стране? 


Фото: PHOTOXPRESS


Козлов: В то время молодое поколение было ориентировано на рок-музыку. Традиционный джаз казался им чем-то пропахшим нафталином, а джаз-рок они считали своим, поскольку он имел все основные признаки рок-музыки. В нем нашлось место и электрогитарам, и бас-гитарам, и синтезаторам. Кстати, большинство советских джазменов отнеслись ко мне тогда как к предателю, подозревая, что мои эксперименты апеллировали скорее к року, нежели к блюзу и джазу.

культура: Почему, на Ваш взгляд, джаз всегда был искусством элитарным? Все дело в импровизации, в дебри которой среднестатистическому слушателю проникать трудно? Или причина кроется в чем-то другом? 

Козлов: В разные исторические периоды в США, на родине джаза, отношение к нему менялось, причем в различных слоях общества. У чиновников был один принцип оценки, у широкой публики — другой, у знатоков — третий, у критиков и музыкальной прессы — четвертый. И все это вертелось вокруг таких оценок, как «элитарность», «масскультура» или «контркультура». А были еще и другие категории. Вот вам и ответ.

культура: Из каких «ингредиентов» состоит обычный творческий день Алексея Козлова? 

Козлов: Главным образом все время уходит на очень непростую работу по созданию файлов для моего личного канала на сайте YouTube. Там есть несколько плей-листов: «Песни Великой Отечественной войны», «Патриотические и идеологические песни», «Песни пионеров и комсомольцев», «Дворовые и блатные песни», «Рассказы о выдающихся музыкантах», «Мой Крым», «Видеолекции по истории музыки», «Инструменты в джазе и рок-музыке», «Филармонический «Арсенал», «Новый «Арсенал», «Телепередачи и интервью А. Козлова», «А. Козлов играет с академическими музыкантами», «А. Козлов играет традиционный джаз» и «Компьютерная музыка А. Козлова».

культура: Что, на Ваш взгляд, необходимо начинающему артисту предъявить аудитории, чтобы привлечь к себе внимание? 

Козлов: Сегодня, когда у современной аудитории пропал интерес ко всему настоящему, тем, кто жаждет обратить на себя внимание, приходится главным образом полагаться на шокирующий имидж и другие средства, подчас выходящие за рамки общечеловеческой морали. Это происходит как в области СМИ, так и в многочисленных соцсетях, где, к сожалению, контроль пока отсутствует. Увы, в наше время талантливым и скромным людям приходится нелегко. Многие так и не реализуются, оставаясь в тени.

культура: Вы объездили весь мир, встречались со многими знаменитыми артистами. Не припомните ли какой-нибудь забавный эпизод? 

Козлов: Обычно во время зарубежных гастролей время планируется очень плотно. На какие-либо контакты или встречи, даже со старыми друзьями, живущими за рубежом, времени не остается. Но припоминаю один неожиданный случай. В 1995 году «Арсенал» выступал в «Карнеги-холле». Когда мы прибыли на площадку, меня поразило то, что на сцене этого всемирно известного, можно сказать, исторического зала имеется лишь одна и при этом минимальная и довольно убогая звуковая аппаратура. Когда я обратился в администрацию зала, мне ответили, что ничего менять, добавлять или улучшать они не собираются. Вот те раз... Это было одним из моих первых разочарований во всем, что происходит в Америке.


культура: Двадцать лет назад вышла Ваша книга «Рок: истоки и развитие». Сегодня что бы Вы добавили в этот текст? Правомочно ли говорить о каком бы то ни было развитии рок-культуры? Или это явление раз и навсегда законсервировавшееся в истории мировой музыки и новых откровений от него ждать не следует? 

Козлов: Мне кажется, подобного тому, что происходило в те годы в общественной жизни, повториться не может. Ведь рок возник как протест против американского истеблишмента, развязавшего войну во Вьетнаме. Это был продукт возмущения белой студенческой молодежи, не желавшей отдавать свои жизни неизвестно за что. В наше время люди совсем иные. У них другие идеалы. А если и возникнет мощный протест против чего-либо, то он вряд ли породит нечто, подобное той рок-музыке, светлой и одухотворенной. Скорее всего, это может быть что-то, основанное на ужасах, страшилках, чернухе.

У меня большие надежды на развитие единственного жанра, связанного с древними этническими видами музыки, исполняемыми в современном стиле, с импровизациями, с использованием электронных инструментов. Его название — World Music. Один из его основателей и организатор концертов по всему миру — Питер Гэбриэл. Но он не вписывается в стратегию политиков крупных государств, где действует принцип «разделяй и властвуй». А на концертах этой музыки представители самых разных, издавна враждующих народов. Мусульмане и иудеи, русские, эстонцы, поляки, латыши, негры, китайцы — поют и танцуют вместе, и все радуются. Но сильных мира сего это не устраивает, поскольку вся их активность построена на разжигании войн. Яркий пример этого — Соединенные Штаты Америки, навязывающие свою «демократию», начиная с 40-х годов: в Корее, Вьетнаме, Сирии, Ливии, Афганистане, Иране, Югославии, Ираке и на Украине... Для них World Music — как острый нож. Поэтому вы не найдете широкой рекламы таких концертов. Их стараются не замечать.

культура: Какие качества в людях Вы больше всего цените, а какие, напротив, категорически не принимаете? 

Козлов: Ценю честность, скромность и доброжелательность. Не люблю завистливых и высокомерных людей. А также карьеристов.

культура: О чем человек, мнящий себя творцом, должен задумываться в первую очередь, когда приступает к сочинению нового «шедевра»? 

Козлов: Честно говоря, не знаю, поскольку никогда не мнил себя творцом, создающим шедевры. Просто сочинял новые пьесы и оставлял то, что мне самому нравилось. Это был для меня единственный критерий.


Фото на анонсе: Е. Глазычева/РИА Новости

Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе