Чистополец Константин Кулясов, в 2012 году прорвавшийся в радиоэфир со строками «Я люблю свою Родину! Вроде бы…», в беседе с «ЯрКубом» рассуждает о масштабах России, Сергее Светлакове и белом шуме бесконечной ленты новостей.
У Кулясова нет странички в «Википедии», а группа «АнимациЯ» кажется новым проектом, хотя ее официальная история уходит истоками в 2009 год. Тем интереснее говорить не о музыке. С ней как раз все понятно.
Константин, как проходит тур в поддержку последнего альбома?
Эта история разделена на две части, первая заканчивается 8 января в районе Волгограда. Вторая половина тура начнется в Санкт-Петербурге в начале марта, оттуда мы поедем до Владивостока. Всего получится около 70 городов.
Для вас, насколько я знаю, это первый большой тур.
Да, и мы решили ехать на автомобиле, чтобы он действительно был большим. Как выяснилось, двигаться на поездах и самолетах неудобно, поскольку ты постоянно оказываешься привязан к авиа- или железнодорожному вокзалу.
Ты еще летом оценил преимущество поездки на машине, ведь так?
Точно, проехал в одиночку 10 тысяч км, 31 город. Одному намного легче, чем с коллективом, вот честно. Мужики-то они мужики, взрослые, но все равно несамостоятельные. Надо следить, все ли пообедали, поспали, сходили в туалет. Остается этот детский сад. А когда один, все делаешь так, как хочется.
В поездках какую музыку слушаешь?
Вообще ничего. За 12 тысяч километров, что мы ехали в Ярославль, ни разу не включили ни одну пластинку. Вопрос, кстати, не в неприятии музыки, а в том, чтобы уши отдыхали. В машине мы читаем.
Какие впечатления у тебя сложились в процессе освоения новых территорий?
На самом деле, у нас страна не просто большая, она огромная. Сейчас я могу говорить об этом абсолютно точно. И это учитывая то, что дальше Новосибирска мы пока не ездили. Планируем захватить всю Сибирь, Байкал, Дальний Восток, на физическом уровне, а не на уровне карты прочувствовать этот масштаб. Страна после таких поездок кажется величественной, эдакой глыбой, причем ты понимаешь, что на самом деле проезжаешь лишь небольшую заселенную ее часть. А сколько территории не заселено? Какие расстояния между городами на Дальнем Востоке? Вот все это надо узнать, а потом уже в Турцию ехать. Я как раз обращаюсь к тем, кто, не выезжая из своих городов, бежит в турагентство за билетами в Турцию, Таиланд, куда там еще наши едут. Очень круто две недели отдохнуть, я догадываюсь — сам не был, не знаю. При этом мне кажется, лучше слетать на Байкал, на Сахалине есть прекрасные места.
Какие у тебя ассоциации возникают при звуках слова «Родина»?
Родина… Большая. Родная. Своя. Видишь ли, у меня еще искаженное понятие Родины. Я родился в СССР, стране много больше, нежели сейчас. И до кучи родился не в РСФСР, а в Северном Казахстане. И для меня Родина — это там, где исторически проживает много русскоязычного населения. Я знаю, что те, кто проживает в приграничных с Россией городах, сопряженных республиках, смотрят в нашу сторону. Это исторически так сложилось. Это сейчас с появлением границ все несколько сместилось, Родина для меня много больше.
Все границы — они в головах у людей, они расставлены правителями, злые границы. Земля-то изначальное не была расчерчена на свое и чужое.
Я бы хотел назвать себя человеком мира, но пока никуда не выезжал. Надеюсь, все впереди. У нас статистически только 15% жителей выезжали за границу. И только 5% выбирались в отдаленные уголки — Филиппины, Бали. Для русского человека это что-то из караоке — картинка, на которой голубые волны бегут по белому пляжу. Экзотика.
Что тебя расстраивает, когда думаешь о Родине?
Я всегда близко к сердцу принимал простые людские проблемы. В России сейчас люди живут лучше, чем когда бы то ни было за всю историю. Простые люди. Тем не менее они борются за выживание. У нас только несколько процентов людей сидят у кормушек. И я скажу очень некорректно: они заработали столько денег, что им хватит на много тысяч жизней. Есть такой украинский проект «Слуга народа», его делает Владимир Зеленский. Там есть эпизод, когда премьер-министр приходит с деньгами, предназначенными для бюджета. Говорит бухгалтеру: «Так, давай как обычно». Бухгалтер ему: «А в казну?». Тот: «Ну, в казну… Давай так: 10% в казну, остальное по справедливости». Слышит в ответ: «Ну как же 10%, люди же ждут…». Премьер-министр решает: «Так, 15%, и все!». У нас так же абсолютно. Добираем крохи, которые остаются. Особенно это чувствуется на периферии, в малых городах, я уже не говорю про деревни. Там люди живут натуральным хозяйством, мне самому это близко и знакомо. Если в большом городе человек захочет стать парикмахером, он пойдет в барбершоп, где заработает. А что получит его деревенский коллега?
Вместе с тем у вас получилось вырасти из локального проекта в группу, которая едет в большой тур по России.
Ты знаешь, во многом это удача. Это не механические действия, когда я много-много работал, а потом все получилось. Нам в какой-то момент удалось написать песни, которые начали узнавать по всей стране. И на первых порах нам сильно помог интернет, он придал огласку этой истории. Потом за нас вступилось «НАШЕ радио» — одна из немногих, чуть ли не единственная площадка, которая дает возможность заявить о себе. Я патриот этой радиостанции, это можно даже в заголовок вынести. И многие артисты, которые сейчас ездят по гастролям, без этого радио, может, и существовали бы, но только точечно, незаметно. И занимались другим делом. Как в притче. Знаешь притчу?
Расскажи.
Человек высекал камни. Ему это было предначертано. И он высекал, но нифига не зарабатывал этим, жил голодно. Но высекал камни гениально. Решил человек, что раз у него не получается заработать, надо заняться другим богоугодным делом. Например, выпекать хлеб. Открыл он пекарню, бизнес шел хорошо, очереди по утрам за горячим хлебом. А умер человек — попал в ад. Потому что суждено ему было высекать камни, а не печь.
Пример, может быть, грубый, но делать нужно то, что тебе суждено. Надо услышать себя. Рисуешь — рисуй, танцуешь — совершенствуй танец. Главное не обманывай себя. Как мы знаем и караоке, у нас многие любят петь, и кажется, что это легко. А на деле это тяжелый труд, глобальная работа.
Группе «АнимациЯ» до сих пор приходится доказывать, что она не зря занимает место?
Конечно. Мы и сегодня будем доказывать (разговор шел в день концерта группы в Ярославле, 21 декабря — прим. автора). Нам сказали, что людей будет немного, поскольку день будний. Знаешь, мы ездим, и в 30% городов на нашем концерте собирается совсем немного людей. А в 60–70% аншлаг. И каждый день как за станком надо доказывать, что мы стоим того, чтобы нас слушали. Очень тяжело осознавать, что наша профессия из тех, что не дает физически ощутимого результата работы. У меня всех накоплений — шесть дисков. Можно послушать, но не потрогать, не окинуть взглядом. Это прямая борьба за души человеческие. Если они прониклись тобой, значит, все сделано правильно. Наврал — значит отвернутся. Если артист фальшивый, его история будет короткой.
Сейчас есть глобальная площадка с названием «Интернет», где от слушателя до артиста один клик. И насколько оно короткое, настолько же и длинное. Пройти его тяжело. Лента бесконечная, сайтов огромное количество. У тебя есть несколько мгновений, чтобы заинтересовать человека.
Сфокусировать внимание на себе сложно: много белого шума, каждый стремится выложить в социальные сети свое творчество или псевдотворчество. Чем дальше углубляются эти процессы, тем более безликой становится сцена.
В начале осени в прокат вышел фильм «Жених» с участием Сергея Светлакова, где среди саундтреков можно найти вашу песню «Не по-русски». Как это получилось?
На самом деле, Сергей Юрьевич из тех же парней, что и мы. Человек сделал свой выбор: собрал две сумки, прыгнул в поезд на вокзале и уехал жить в город-геройМосква. Жил, спал чуть ли не «валетиком», писал шутки. И стал Сергеем Светлаковым. До этого он был простым Сережей из Екатеринбурга. И, наверное, ему понравилось то, что мы делаем. Понравилось давно, потому что мы фрагментарно встречались несколько раз с 2013 года, наше первое вкрапление в его творчество — песня «Ванька» в фильме «Скорый «Москва-Россия», за что ему огромное спасибо. Ну и за «Жених», конечно. Только фильм я не видел, в то время был на гастролях. А пиратские версии принципиально не скачиваю. Я как никто другой знаю, что за творческую работу людям надо платить. И диски надо покупать, если группа тебе нравится. Мы были недавно у Сергея на дне рождения. Видимо, фамилия определила ему вектор развития и движения, он абсолютно светлый парень. И мне абсолютно все равно, кто и как относится к его творчеству. Сергей Юрьевич единственный из медиаперсон, кто нас поддержал.
А если бы ты снимал фильм о российских реалиях, какой бы он был?
Россия очень многогранна, но беда в том, что не появилось ни одного героя, отражающего черты современного поколения. В 90-х это был «Брат» Сережи Бодрова, свой парень, искренний, борющийся с несправедливостью. Символом поколения нулевых стал Саша Белый — откровенный бандюган, который якобы отстаивал народные интересы. И свои, разумеется. А в десятых, по моему ощущению, пока никому не хватило таланта описать историю поколения. Хотя и выходил «Духless», он не стал точкой разворота. Много ли у нас таких золотых мальчиков?
То есть, ты ждешь того, кто получит звание гения при жизни?
Только гений сможет прорваться сквозь белый шум, найти в нем трещину и описать происходящее сверху. Это может быть только честное и настоящее кино. Вряд ли удастся сделать это живущему ныне именитому мастеру. Мне кажется, они работают по стандартным схемам, уже заложенным в голову. Это должен быть молодой человек, я надеюсь, он уже родился и выучился, готовится стать глашатаем этого поколения.
В анонсе пластинки «Кругом враги» вы написали, что сегодня «в системе потребления человек теряет свое место в жизни, забывает истинное предназначение». О чем здесь идет речь?
Как раз о том, что я тебе рассказал притчей. Каждый из нас рождается и растет с какими-то внутренними желаниями. И если родители рассмотрели это и поддержали, то хорошо. А если ему велят учиться на стоматолога, когда он потенциально отличный дизайнер? Эта нереализованность витает в воздухе, люди ходят с несчастными лицами. Потенциал молодого человека короток — несколько лет, пока он не завел семью. После 30 лет уже тяжело ломать себя, ты находишься в системе других ценностей. Так что истинное предназначение — это вектор, с которым рождается человек. А не то, как родители пытаются реализовать в нем свои амбиции.