Дэвид Фрэ: "Музыка - часть нашей идентификации"

Интервью с французским пианистом Дэвидом Фрэ, выступившем в рамках XIII Международного музыкального фестиваля в Ярославле.
Фото: Марина Козлова


Дэвид Фрэ - пианист, лауреат премий "Revelation Classique и "Victoires de la musique", герой фильмов о фортепианном искусстве Бруно Монсенжона, чуткий музыкант, обаятельный и красивый человек, исполнил Концерт № 20 ре минор Вольфганга Амадея Моцарта на открытии XIII Международного музыкального фестиваля Ярославль 2021. Дирижировал камерным ансамблем "Солисты Москвы" Юрий Башмет. После выступления музыкант поделился своими впечатлениями, искренне и дружелюбно отзываясь о русской публике, рассуждая о проблемах, которые волнуют сейчас артистов во всем мире.


Спасибо, Дэвид, за прекрасное исполнение Концерта Моцарта. Ярославлю несказанно повезло, что он заполучил Вас на нынешнем фестивале. Вы впервые в Ярославле?

Я первый раз в Ярославле. Мне говорили, что это красивый древний город. Хотелось бы успеть увидеть его. Завтра утром я должен уехать, и будет очень жаль, если не смогу. Но то, что я уже увидел, действительно, доказывает, что он очень красив.

Кам Вам играется с Юрием Башметом? Видно и слышно, что Вы на одной волне с ним и музыкантами во время исполнения. Часто разворачиваетесь к оркестру в оркестровых эпизодах, сопереживая.

Да, я люблю так поворачиваться к оркестрантам на сцене. Конечно, я очень благодарен маэстро Башмету. Мне нравится, что мы вместе с ним и прекрасным ансамблем "Солисты Москвы" делаем музыку. Знаете, что я действительно люблю в процессе музицирования, так это коммуницировать с участниками и распределять между всеми музыкантами общие задачи исполнения. И я ценю, что это именно то, что и они любят и хотят. Это хорошая позиция - делать все сообща. Маэстро Башмет точно знает, что происходит в каждый момент исполнения, с ним удобно играть.

Это нечто, похожее на импровизацию?

Не совсем. Но ты чувствуешь, что ты реально творишь музыку, играя в эту секунду таким образом, и понимаешь почему ты играешь именно таким образом. Мне нравится это, но также я люблю обдумывать заранее путь развития музыки и знать точно, куда я хочу идти. По сути - лучше, когда присутствуют обе стороны.


Фото: ©Jean-Baptiste Millot.
Источник: davidfraymusic.com. 


А присутствовало сегодня вдохновение, что-то оттуда...?
 
Сверху, от Бога? Видите ли, в этот конкретный момент вы в России невероятно удачливы в том смысле, что можете слушать и играть концерты во время пандемии. В остальной Европе у нас все жестко. Я не прекращал весь этот период, этот год выступать, но концертных выступлений все еще крайне мало. Поэтому каждый концерт - это что-то очень особенное для меня. И для публики, возможно, тоже. В любом случае, мы все потеряли многое и скучали по многому. И мы, артисты, и наши слушатели тосковали по контакту с музыкой. Да, мы могли смотреть и слушать записи все, что хотели. Но эта магия, что-то особенное - быть в концертном зале, слышать живой звук, находиться всем вместе в одном месте. Уверен, что мы полюбим еще больше концерты после пандемии.

Да, у русских слушателей сильная жажда живых концертов, да просто желание посетить концертный зал. Плюс к тому, в связи с мертвым сезоном на Западе к нам смогло приехать много ярких звезд, например, Вы. Уж не благодарить ли за это локдаун?

Мы все очень благодарны России, что здесь продолжается концертная жизнь, потому что политика Европы в отношении культуры, искусства, музыки экстремально жесткая и не поддается пониманию. Ведь это не только развлечение, совсем нет. Культура и искусство - это наша цивилизация, наше здоровье, если хотите, имею в виду хорошее ментальное, психическое здоровье. Также, искусство, музыка - это фактически часть нашей идентификации. Если это так, вы не должны прекращать и останавливать  это, по крайней мере, тотально. Есть же способы, как здесь в России, выйти из этой ситуации - ограничить частично выступления, заполнять слушателями половину зала. Но лишено логики, даже с медицинской точки зрения, полностью прекратить концертную жизнь. Необходимо продолжить, хотя бы частично. Испания, Монако, Швеция, Россия, например, и еще некоторые страны понемногу, но делают это. Франция не относится к их числу, поэтому французские пианисты, музыканты очень опечалены этим фактом и положением дел в этом году.


Фото: Paolo Roversi licensed to Warner Classics.
Источник: davidfraymusic.com. 


Некоторые исполнители нашли определенную пользу локдауна для разучивания новых сочинений. Вы как проводили время?

Должен сказать, что этот год мне, как и другим музыкантам, тоже давал повод грустить. Не было энтузиазма разучивать новый репертуар. Реально я не выучил много новых сочинений. Хоть как-то, но мне нужно было знать, для чего я готовлюсь, куда поеду, где буду играть. А так, начинаешь готовиться, думаешь о выступлении - концерт отменяется, опять готовишься - опять отменяется. Так или иначе, но моя внутренняя энергия снижалась. И это было нехорошо, но с другой стороны были очевидные плюсы. Я провел много времени с моей семьей. Также, располагая свободным временем, я мог больше практиковаться за инструментом в поиске разных прочтений, различных способов исполнения уже выученных произведений. Думаю, что я развивал и оттачивал свои умения.

Недавно Вы исполнили Концерт N 1 Равеля в Москве в рамках II Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета, и сегодня - Концерт Моцарта в Ярославле. Эти произведения уже были в вашем репертуаре или специально для России?

Они были в репертуаре. Моцарта я должен был играть недавно в Кельне, в Германии, но его тоже отменили.

Этот Концерт № 20 в ре миноре сегодня Вы играли взволнованно-драматично, почти по-бетховенски.

У Моцарта, как известно только два фортепианных концерта в миноре - № 20 и № 24. Я люблю и играю их оба. Я думаю, что они, действительно, гениальны и уникальны в наследии Моцарта и не только потому, что в минорных тональностях, а в целом по сложности. Они уже предполагают бетховенский стиль, подготавливают его музыку. Это не случайно, Бетховен написал сольную каденцию к ре минорному концерту. Он также глубоко восхищался и до минорным концертом, отдавал дань уважения гению Моцарта, но каденцию не сочинил.


Дэвид Фрэ с корреспондентом Ревизора.ru Еленой Алексеевой


Сегодня была такая тишина еще и потому, что вы не отпускали внимание слушателя ни на минуту, захватывали полностью.
 
Потому, что само произведение Моцарта захватывало. Но если это так, то для меня это комплимент. Для меня очень важно получить внимание публики, чтобы люди слушали не пассивно, а реально становились частью исполнения, участвовали в процессе. Особенно в таком сочинении, как в этом минорном концерте, драматичном и трагичном, в котором никогда не может быть удобно и комфортно. Ре минора не так много в музыке Моцарта - это тональность темы Дон Жуана и меланхоличной чудесной Фантазии ре минор для фортепиано. Композитор использовал эту тональность не часто, для определенных намерений, особого качества тональной краски.

Я надеялась, что Вы сыграете сегодня на бис Баха. Вы считаетесь тонким интерпретатором его музыки.

В следующий раз непременно. Я всегда очень счастлив приехать в Россию. Русские слушатели никогда не забывали о музыке. Она - часть их жизни и идентификации. Есть что-то, не позволяющее вам забыть о музыке. Мне нравится эта любовь к музыке, которую всегда находишь здесь в России. Для вас это очень важно. Это даже можно почувствовать по качеству той тишины в зале, которая была сегодня во время Моцарта. Вы заметили какая была тишина? Мы, артисты на сцене, которые экстремально чувствуем и ловим это качество тишины, КАК люди слушают нас. Должен сказать, что люди в России в основном слушают очень внимательно, придают этому значение. Россия имеет великую историю, великую музыку и великих музыкантов таких, как Башмет.

Автор
Елена Алексеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе