Дмитрий Спирин: итоги 25 лет творчества группы «Тараканы!»

В минувшую пятницу, 18 марта, в ярославском клубе «Горка» отгремел юбилейный концерт группы «Тараканы!».
Вместе с бессменным лидером коллектива Дмитрием Спириным «ЯрКуб» подводит итоги 25 лет творческого пути «Тараканов!», рассказывает о взгляде фронтмена в прошлое и о его планах на будущее.

— Какие главные точки четверти века существования группы «Тараканы!» вы можете выделить сейчас?

— Обычно творческий путь любой рок-группы измеряется альбомами, у нас похожая история. Нам 25 лет, коллектив образовался давно, так что есть смысл упомянуть в качестве отправной точки нашу первую, на момент 1992 года самодельную, запись, которая потом вышла в виде альбома под названием «Duty Free Song». Это случилось через несколько лет после того, как мы ее записали. Выделяю ее исключительно потому, что это был наш «дебютник», а для любой группы первый альбом важен.

Следующая точка — альбом «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», который мы записали в 1997 году. Его выделяю, так как это был наш первый альбом, выпущенный по контракту с существующей и ныне фирмой «FeeLee Records», которая нам достаточно сильно помогла в плане продвижения, попадания на радио и в СМИ. Также лейбл содействовал нашему участию на различных фестивалях.

  Далее выделю альбом «Страх и ненависть» (2002 год). Он содержит хит, хорошо известный ментам и проводницам, — «Я смотрю на них».


Кроме того, в нашей истории были иностранные гастроли, крупные фестивали с участием в качестве хедлайнеров. Напоследок отмечу четыре концерта подряд в московском клубе «Yotaspace», где мы праздновали 25-летие группы и в сумме собрали около 6,5 тысяч человек. Это абсолютный рекорд «Тараканов!», до этого момента самый большой сбор равнялся 2,5 тысячам зрителей. Это впечатляет, пусть концерты проходили в одном городе, но все же не многие коллективы таким могут похвастаться.

— Могли представить себе 25 лет назад, что музыка будет для вас основным заработком?

— Да! Мы только об этом и мечтали, только к этому и стремились, только этого пути и придерживались. Никто из нас не относился к участию в рок-группе как к временной забаве, как к непостоянному явлению а-ля: «Поиграем, наиграемся и забудем». Такого не было. Мы все желали стать профессиональными музыкантами, большими рок-звездами и известными людьми, хотели зарабатывать музыкой и жить только музыкой. С самого начала мы были ориентированы на это. Возможно, мы выбрали не самый подходящий жанр для быстрого взлета, тем более, что панк-рок тесно переплетен с определенными идеологическими догмами, которые нам несколько мешали в достижении наших целей. Это направление подразумевает вечное прозябание в андеграундном болоте, абсолютное отсутствие ориентации на коммерческий успех. Прозябания мы не хотели!

— Но жанр был выбран, и вы остались верны ему.

— Да, именно такая музыка нам нравилась и нравится сейчас. Я надеюсь, она нравилась и нашим экс-участникам. Тот звук, та стилистика, которые у нас выработаны — это то, что мы любим даже как меломаны.

— Но что-то изменялось с течением времени?

— Скорее видоизменялось годами. Мы набирались класса, исполнительского мастерства, музыкального мышления и мышления аранжировочного. Хотя, в общем и целом все это тот же самый четырехаккордный панк-рок, что был в начале нашего пути.

— А ваша популярность? Как она менялась? Сыграла ли в этом отношении волна популярности панк-рока в России?

— В 1991 году панк-рок популярностью никакой не пользовался, это была музыка трех сотен отбросов в границах Садового кольца и Невского проспекта. Чуть позже, в 98-м, с открытием российского эфира MTV в. числе прочих явления Запада на нас хлынули группы типа «Green Day». На рубеже тысячелетий они во многом оказались ответственными за то, что в России возникла волна панка, поп-панка, SKA. Не то чтобы такая музыка была массово востребована, не то чтобы на нее «ломились» огромные толпы, но спроси в те годы любого начинающего рок-музыканта о том, к какому стилю ближе его группа, он бы ответил: «Где-то рядом с панк-роком».

«Тараканы!» не находились на какой-то волне. К моменту, когда панк-рок захлестнул Россию, мы уже были достаточно известной группой. По большому счету эта волна на нас не отразилась, как не отразился и ее спад. Да, интерес к панк-року подогревал и интерес к «Тараканам!», но я даже не знаю, что из этого причина, а что следствие. Многие, кто сейчас ностальгирует по началу 2000-х, вспоминают свое становление в качестве фэнов панк-рока, упоминая такие команды как «Король и Шут», «Тараканы!», «Наив», «Blink 182», плюс что-то более андеграундное. То есть, от массового к менее массовому.

Также, я бы не связывал с событиями на рубеже веков коммерческий успех наших альбомов. Мы все-таки сами сочиняли музыку, рассматривали свою проблематику и особо не ориентировались на популярный панк-рок. Наоборот, мы скорее ориентировались на классические команды, которые возникли и заработали свою славу еще в середине 70-х.


— Не хотите вернуться в те годы?

— Я молодой человек! Я требую окружающих называть меня на «ты», на «Вы» пусть обращаются все те же менты и проводники.

— Есть среди альбомов группы тот, который вы считаете для себя любимым?

— Мой самый любимый альбом тот, который сейчас сочиняется и скоро будет записан! А любимый он по причине того, что над ним идет работа.

— Есть ли темы, о которых никогда не станете петь?

— Если честно, я их для себя не определял. Может, не думал об этом или думал недостаточно. Таких тем сейчас нет.

— К чему стремитесь сейчас, имея за плечами багаж 25-летней истории?

— Мы бы очень хотели продвинуться на рынке за пределами стран СНГ и воплотить в реальность те представления о самих себе, которые имеем. А именно, что группа «Тараканы!» является частью не только русского, но и интернационального рока.

Мы продолжаем записывать песни на английском языке, продолжаем искать возможности издавать наши альбомы в Европе и США. Надеюсь, что рано или поздно наши шаги принесут результат.

— А участие в иностранных фестивалях?

— Есть совершенно четкая последовательность шагов, которая дает или в состоянии потенциально дать те результаты, которых группа хотела бы добиться: издание альбомов и промо-поддержка, затем попадание в СМИ и только после этого — интерес со стороны организаторов крупных фестивалей. Конечно, есть возможность вписаться на пару дат и «метнуться» за свой счет в Европу, чтобы выступить на второстепенной сцене. Вопрос в том, что это даст?

— Вы участвуете в организации гастрольного тура? И как в целом он формируется?

— Гастрольный тур верстается примерно следующим образом: у группы есть база наработанных контактов, имеются старые партнеры, с которыми мы работаем уже несколько лет, а с некоторыми и больше 10 лет. Как правило, у нас есть агенты, с которыми мы сотрудничаем по части организации какого-либо из сегментов тура. В остальном эту же работу выполняет менеджер коллектива. Да, моя роль во всем этом достаточно большая, но я не занимаюсь версткой гастролей лично, не лезу в мелочи. Есть административный персонал, который утрясает все условия, планирует логистику, контактирует со спонсорами, обеспечивает выполнение райдера и так далее.

Теперь о вопросе подбора городов: начиная тур и плавно двигаясь, к примеру, с запада на восток, мы сначала объезжаем города, близко расположенные к Москве. Затем, смотрим, какие города у нас на пути, в каких из них уже есть сформировавшийся интерес к группе, где есть надежные партнеры и промоутеры.

— Какая самая удивительная трансформация, которую вы пережили за эти 25 лет?

— Пожалуй, это изменение личности от «весь мир крутится вокруг меня» к «я и все вокруг меня — это часть мира». По непонятным причинам в детстве я стал очень эгоистично ориентированным человеком и всегда считал это нормальным — думал, что я умнее или талантливее других, что у меня должно быть то или это… Слава богу, что моя жизнь привела меня к обратным выводам.

— Вспомните самый запоминающийся тур?

— Гастроли по России напоминают день сурка, поэтому выделю, пожалуй, японский тур 2002 года и тур по Европе с Марки Рамоном.

— Быть может, у вас есть любимый русский город? Город, где вам приятно видеть знакомые лица?

— В первую очередь это Москва. Если оставить столицу за скобками, то практически во всех крупных городах, где мы можем рассчитывать на широкую аудиторию, в том числе и в Ярославле, есть люди, которых нам радостно видеть.


— Публика группы «Тараканы!» молодеет?

— В нашем случае все же становится более солидной и зрелой. Мы долгое время были группой, публика которой молодеет — наши годы росли, а в зале мы видели все более молодые лица. Становилось страшно, мы боялись, что перестанем общаться с поклонниками на одном языке. Потом произошло что-то неясное, и мы начали замечать — на концерты стали приходить люди, которых мы видели в начале пути, а также те, кто открыл нас в зрелом возрасте.

Сейчас «общая температура в больнице» такова, что возраст публики не является проблемой для нас, а наоборот выступает чем-то вроде нормализующей обстановки.

— Вспомните глупые или нелепые ситуации на концертах?

— Их и вспоминать не надо, они постоянно происходят, начиная от «засыпания» чувака в Вологде и заканчивая танцами голой женщины в Иваново. Мы уже не воспринимаем все это как глупость, наоборот думаем: «Ну, классно, что-то происходит».

— Откуда столько сил и энергии?

— Мы не ходим ежедневно на рутинную работу, не тратим силы на то, что нас не интересует. Занятие вещами, которые не совпадают с твоим призванием, как раз и высасывают львиную долю энергии. «Офисникам» или «заводчанам» ничего не остается, кроме как «бухать» в выходные и идти на работу в понедельник.

Мы же занимаемся своим любимым делом, наслаждаемся им и той жизнью, которую ведем, и не испытываем при этом особенных энергозатрат. Я считаю, что хорошей питательной пищи и восьмичасового сна достаточно здоровому парню в сорок пять лет, чтобы два часа прыгать на концерте. Все остальное время мы веселимся, а ресурсы не тратятся — те самые ресурсы, которые люди в нашем возрасте пускают на жизнедеятельность, у нас экономятся.

— Как распределите роли в коллективе?

— Вася у нас мелодист и лирическая сторона группы. Коля — это «ща, мы сделаем все по правилам, как полагается в музучилище». Сережа — ритмика и наш пламенный мотор, Саша — легкость и юмор. Ну, а я? А я — все остальное, много ролей играю. Поклонники-то знают, что Дмитрий Спирин — есть та самая константа, благодаря которой группа «Тараканы!» живет и процветает.



Фото: Илья Привезенцев
Автор
Беседовала Алена Крюкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе