«Усадьба. Джаз» справила 15-летие. В подмосковной усадьбе Архангельское прошел 15-й фестиваль «Усадьба. Джаз».
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
Борис Барабанов считает, что он оказался лучшим за всю свою историю и по составу участников, и по набору внемузыкальных развлечений, а главное — по атмосфере.
«Усадьбу. Джаз» впервые за 15 лет его существования посетил министр культуры РФ. Правда, Владимир Мединский с супругой пришли уже после того, как на сцене Jazz Club завершилась дискуссия о судьбах джаза в России. На ней среди прочего обсуждалась и тема поддержки джаза государством. Точнее — тема отсутствия таковой.
Полукруглая дата «Усадьбы. Джаз» стала поводом для сотрудничества фестиваля с коммерческими спонсорами, которые после долгого перерыва решили все же поддержать событие. Сбербанк, MasterCard, «МегаФон» и Volkswagen дали возможность комфортно организовать пространство усадьбы Архангельское, привезти The New Power Generation, Донни Маккаслина и Джейкоба Колье и помимо музыкальных сцен и зоны детских развлечений подготовить специализированную площадку «Art Свобода», где показывали свои перформансы Freak Fabrik и воспитанники Дмитрия Брусникина. Может быть, на следующий год в числе партнеров крупнейшего джазового фестиваля страны наконец появится и Минкульт.
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
2018-й уже стал годом прорыва отечественного джаза если не в творческом, то в индустриальном смысле. Об этом свидетельствовал и уровень «Усадьбы. Джаз» в Архангельском, и факт проведения Международного дня джаза в Санкт-Петербурге (см. “Ъ” от 3 мая). С одной стороны, на «Усадьбу. Джаз» вернулись спонсоры, что было очень кстати в ситуации, когда из-за футбольного чемпионата расходы на организацию музыкального форума выросли на 5 млн руб. С другой — российским джазовым энтузиастам, несмотря на сложную международную обстановку, доверяют первые лица жанра, будь то Херби Хэнкок, блиставший в Санкт-Петербурге, или Джейкоб Колье, хедлайнер «Усадьбы. Джаз». Но главное — в период экономического кризиса от джаза не отвернулась публика.
За два дня «Усадьбы. Джаз» в Архангельском побывали 25 тыс. человек. Еще неизвестно, на кого было приятнее смотреть — на звезд сцены или на зрителей, являвших собой полную противоположность картине, которая складывается, когда читаешь ленту Facebook или Telegram. Суровая общественно-политическая действительность не отражалась на их лицах никоим образом, и это при том что люди были явно разного достатка и в разной степени знакомые с темой фестиваля.
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
Выступление певицы Елки, приготовившей для заключительного сета фестиваля на сцене «Партер» специальную программу, привлекло больше внимания рядовых зрителей, чем The New Power Generation — аккомпанирующей группы покойного Принса, которая вечером первого фестивального дня сыграла программу хитов мастера. Журналисты и знатоки музыки могут долго спорить, плохо это или хорошо. Принс был иконой сразу в нескольких конфессиях — джазе, R’n’B, роке и хип-хопе. Но привезти его с коммерческим концертом никто из отечественных промоутеров так и не решился. Такова специфика здешнего вкуса. Зато профессионалы оценили высочайший уровень его коллег и пустили скупую слезу, когда во время «Purple Rain» начался фейерверк.
Много спорили в кулуарах и о том, отобрал ли рэп аудиторию у джаза и всей прочей «качественной» музыки. Ответом стало выступление рэпера L’One с фьюжн-коллективом Brainwork. Зрители эксперимент одобрили. Точнее, они даже не оценивали этот сет как эксперимент артиста родственного жанра — просто отметили аплодисментами, что это было сделано на совесть.
Участник группы "АукцЫон" Олег Гаркуша
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
Существенная часть зрителей ехала в Архангельское на выступление своих любимцев — например, целенаправленно на группу «Аукцыон». Это факт. Однако на лужайке у сцены «Партер» люди не группировались по принципу фан-групп, а по большей части наслаждались ситуацией расслабленного пикника, которому способствовала прекрасная погода.
Главное достижение агентства «Артмания», бессменных устроителей «Усадьбы. Джаз»,— это точно найденный баланс между интеллигентной поп-музыкой для массовой аудитории и чисто меломанскими радостями. Послушав Игоря Бутмана на сбербанковской сцене «Аристократ», солидная часть публики отправилась слушать Андрея Запорожца и группу SunSay в «Партер», где уже расположился на травке сын российского премьер-министра Илья Медведев. А потом публика двинулась в обратном направлении — слушать, пожалуй, главного героя «Усадьбы. Джаз» Джейкоба Колье.
Двадцатитрехлетний британский мультиинструменталист выступал на сцене один, окруженный всеми возможными музыкальными инструментами, включая рояль и барабанную установку. Творчество Джейкоба Колье — это несколько шагов вперед по сравнению с Бобби Макферрином, которому чаще всего на концертах хватает собственного голоса и голосов зрителей. Умело используя семплеры, господин Колье в одиночку справлялся с аккомпанементом. Знатоки были в курсе, что с той же волшебной легкостью он конструирует треки в студии и делает коллажи из роликов в YouTube. Но главным инструментом в арсенале артиста стала толпа зрителей, которой господин Колье дирижировал, как настоящий хормейстер. Демонстрируя чудеса коммуникации и виртуозное обращение с семплерами, он не забывал, что в основе успеха большого артиста всегда лежит хорошая песня. Как следует разогрев толпу, он мог взять в руки гитару и спеть нечто тихое, лиричное и строгое по форме. И в этот момент совсем не хотелось думать, джаз это или нет. Важнее было то, что все твои мысли занимала только музыка и больше ничего.