Это было откровение

Симфонию Петра Ильича Чайковского «Манфред» я слушала неоднократно, и каждый раз меня поражала живописная ткань произведения.

Имея весьма смутное представление о сюжете одноимённой поэмы Байрона, послужившей основой программы симфонии Чайковского, я не только слышала, я видела её, необычайно яркие и живые картины возникали в воображении: коричнево-фиолетовые скалы, голубоватые туманы меж ними, прозрачные быстрые горные ручьи, водопады и одинокая фигура человека, появлявшегося то на самом краю пропасти, то в зелёной долине вблизи бесхитростной жизни сельских жителей. Мятущаяся душа искала покоя и не находила его ни среди скал, ни рядом с простодушными поселянами, ни в грёзах.  

Однако оказалось, что в моём понимании этого произведения не было главного. Я поняла это на концерте Ярославского академического симфонического оркестра, состоявшемся 17 октября: Сергей Оселков вслед за двумя предыдущими открытиями концертного сезона, прошедшими блестяще, начинал свой сезон. Молодой дирижёр уже давно завоевал признание и любовь ярославцев, но главное - у него появился свой слушатель, чуткий и благодарный.

Для этого концерта Сергей Оселков выбрал сложнейшее произведение Чайковского, и мне кажется, что у композитора не нашлось бы повода ни для единого упрёка к исполнению. Чувства музыкантов, дирижёра и слушателей слились воедино.

Привычные картины рисовало моё воображение, и вдруг они соединились в единый образ, трагический и мощный: да ведь это Врубель! Да, мощные мрачные аккорды, идущие по нисходящей, - это низвергнутый Ангел-отступник, тяжело ударяясь о выступы скал, роняя перья когда-то мощных крыльев, падал в пропасть. Для меня это было откровение.

В том-то и заключается мастерство исполнителя, чтобы неискушённый слушатель почувствовал себя сопричастным к творческому процессу. И я подумала, какое счастье, что в столице нашей губернии есть такой замечательный коллектив - Ярославский академический симфонический оркестр.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе