Фестиваль Юрия Башмета

В Ярославле прошел XIV Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

Вот уже 14 лет май для ярославцев начинается с музыки. За это время знаменитый музыкальный фестиваль стал своеобразным символом ярославской весны, ярким культурным событием. Каждый год он открывает слушателям новые имена, знакомит с редкими музыкальными произведениями, представляет необычные прочтения классического репертуара. Как и всегда, концерты этого года пестрят россыпью знаменитых имен - Юрий Башмет, Евгений Миронов, Ильдар Абдразаков, Андрей Мерзликин, Владимир Стеклов, Юстус Франтц. В концертах приняли участие артисты из Германии, Бельгии, Эквадора и Тайваня. Программа этого года включала семь больших концертов, в том числе вечера классической музыки, музыки эпохи Барокко, а также уникальные театральные постановки.

bash01.jpg

Открылся фестиваль Гала-концертом 2 мая на сцене Ярославской филармонии. Вечер был посвящен редкому направлению - академической музыке советской эпохи и включал Первую часть из Камерной симфонии для струнных и литавр композитора Эдварда Мирзояна, Концертино для скрипки и струнных Мечислава Вайнберга, Концерт для фортепиано, струнных и литавр Галины Уствольской, Сюиту на слова Микеланджело Дмитрия Шостаковича, а также Gloria молодого композитора Кузьмы Бодрова. Солистами вечера выступили Ильдар Абдразаков, лауреат двух премий «Грэмми» и «Золотой маски», заслуженный артист России Николай Саченко (скрипка) и пианистка из Бельгии/Тайваня Ю-Фень-Чан. Дирижировал Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» Юрий Башмет.

Одним из самых ярких концертных вечеров стал вечер 4 мая, когда ярославцам было представлено масштабное театральное зрелище: хоровая опера народного артиста России Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе» в постановке Павла Сафонова. В главной роли Ярослава Мудрого выступил артист театра и кино Андрей Мерзликин. За дирижерским пультом - Фреди Кадена (Эквадор).

bash00.jpg

bash02.jpg

Уникальность зрелища в его грандиозном масштабе, непривычном для ярославского зрителя. Одно перечисление участников постановки заняло не меньше десяти минут, ведь в ней задействовано более 200 человек - пять хоров, симфонический оркестр, солисты и пластический театр. И все это одновременно! События хоровой оперы отсылают слушателей к трагическому фрагменту истории между кончиной великого князя Владимира «Красно Солнышко» и правлением его сына Ярослава Мудрого. В центре сюжета – убийство младших сыновей князя Владимира. Ярослав Мудрый, приехавший отомстить за убитых братьев, сталкивается с высшими силами, что выше судов и палачей. Он встречается с Любовью братьев за порогом жизни, под влиянием которой становится мудрым Верховным Князем, способным и любить, и править, и прощать.

bash03.jpg

Сценография спектакля отображает особый мир, где нереальность уживается с реальностью. Языком музыки и танца авторы постановки пытались донести до зрителя мысль о том, что память к предкам и любовь делает нас сильнее, мудрее и свободнее от вражды. Через любовь утихнут бунты и наступят Мир и Гармония.

На Закрытие фестиваля 7 мая авторы приготовили любителям музыки настоящий подарок - спектакль-концерт «Волоколамское шоссе» по мотивам одноименной пьесы Хайнера Мюллера с участием народного артиста России Евгения Миронова. В пьесе приняли участие артисты Мастерской Дмитрия Брусникина и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением маэстро Башмета. Режиссер-постановщик концерта – Заслуженная артистка России, режиссер МХТ им. А. П. Чехова Марина Брусникина.

bash04.jpg

На написание пьесы Мюллера вдохновила одноименная повесть Александра Бека о цене победы советских войск под Москвой зимой 1942 года и посвящена подвигу героев-панфиловцев. Обращение к этому эпическому тексту - попытка разобраться в нашем непростом и великом прошлом. Трагическую историю зритель видит глазами немецкого автора, описывающего события нерифмованным стихом в духе античной трагедии, напоминающей плач по убитым. Две первых части поэмы («Русская увертюра» и «Лес под Москвой») в соединении с музыкой Дмитрия Шостаковича и Adagio Сэмюэля Барбера представлены как своеобразный «Реквием по погибшим юным душам, чужой рукой брошенным в адский котел войны, «где генералом страх, а смерть – работа». Музыкальный спектакль позволил по-новому взглянуть на душевные переживания юных солдат, оборонявших Москву зимой 1941-1942 года.

bash05.jpg

Фестиваль Юрия Башмета завершился, но оставил в душах ярославцев яркий, глубокий след. На протяжении всей фестивальной недели музыканты своим творчеством напоминали зрителям о великой объединяющей силе музыкального искусства, способной пробуждать в человеке все самое возвышенное и благородное.

Автор
Оксана Демидова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе