Филипп Нодель о волне гобоизма и юбилее Алексея Уткина

9 октября 2017 года в Московской консерватории в рамках абонемента «Большой фестиваль «двойной трости» состоялся вечер в честь юбилея «золотого гобоя России» Алексея Уткина.
О роли Маэстро в истории русской гобойной школы и его личностном облике культурно-политическому журналу «Э-Вести» раccказал ученик и коллега музыканта известный российский гобоист, доцент МГК Филипп Нодель.


ЭВ: Здравствуйте, Филипп! Абонемент, в рамках которого пройдет вечер Алексея Уткина, назван очень загадочно для широкого круга слушателей: «Большой фестиваль «двойной трости». Какие инструменты имеются в виду кроме гобоя – главного героя предстоящего концерта?

Нодель Ф.: Двойная трость связана с гобоем и фаготом. Мундштук у этих инструментов состоит из двух пластин. На английском это звучит как «double reed», а по-русски – «двойная трость».

  ЭВ: Концерт приурочен к 60-летию Алексея Уткина – золотого гобоя России. Вы – его ученик. Как Вы можете охарактеризовать своего наставника?

Нодель Ф.: К большому моему счастью мы с Алексеем Юрьевичем продолжаем вместе работать. Мое становление как музыканта в период консерватории – это его заслуга. Я и до этого играл, но как понял позже – только готовился к взрослой гобойной жизни. А когда я попал к Алексею Юрьевичу, то он меня вывел на совершенно новый уровень и показал те пути, в которых я бы мог реализоваться. А после пригласил меня работать в консерваторию и продолжать дело по воспитанию новых музыкантов вместе, что мы с успехом продолжаем более 10 лет.

Он очень сдержанный, спокойный педагог. У него есть одно золотое правило: чем больше ученик интересуется, занимается, вкладывается в процесс, тем больше Уткин ему дает как педагог. В то же время нет никаких секретов его мастерства, он готов делиться этими музыкальными и технологическими хитростями абсолютно со всеми.  Он обладает безупречным вкусом, интеллигентный и очень возвышенный человек. Мне кажется, что в класс такого музыканта надо приходить подготовленным в техническом плане и заниматься музыкой. Хотя он блестяще объясняет технологию. Большинство того, что я умею – это взято у него.

  ЭВ: Филипп, Вы проводите много мастер-классов, выставок в городах России, ведете сайт о гобое. Этот инструмент привлекателен для юных исполнителей? Ждать ли нам в ближайшие десятилетия новые яркие имена гобоистов?

Нодель Ф.: Сейчас в нашем деле идет очень важная смена поколений и гобоисты очень востребованы. Но так было всегда. Гобоистов всегда значительно меньше, чем, к примеру, флейтистов. И они всегда были и есть наиболее востребованные во всех российских городах. И очень важно, чтобы сегодняшняя российская волна гобоизма, которая и возникла благодаря Алексею Уткину, росла и распространялась по всей стране. Многие из наших студентов уехали работать в регионы, и это очень радует.

Могу сказать, что сейчас гобоистов становится все больше. И очень много девочек стало приходить на этот инструмент. Временами их даже больше мальчиков (смеется). Надо заметить, что эта тенденция характерна и для всего мира. Конкурсы становятся все более масштабными, включают все больше участников. Наши российские гобоисты едут работать в европейские и американские оркестры, то есть идет очень мощный взаимообмен с нашими коллегами из-за рубежа. Это тенденция последних 25 лет, в СССР такой бурной гобойной жизни не было, и мы можем являться свидетелями того, как она сейчас в нашей стране в буквальном смысле слова кипит.


Алексей Уткин.

  Алексей Уткин (р. 1957) – российский гобоист, художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России, профессор Московской консерватории. Ведущий гобоист России и мира, выступал на лучших концертных площадках мира, сотрудничал с прославленными оркестрами и исполнителями. Активно развивая игру на гобое, вывел инструмент на мировую арену в качестве сольного, значительно расширив его репертуар (в частности, исполнив сочинения «Паганини гобоя» начала XIX века Антонио Паскулли).

С конца 1990-х годов стал работать в качестве дирижера, в 2000 создал ансамбль «Эрмитаж», в 2010 возглавил один из лучших камерных коллективов страны - Государственный академический камерный оркестр России , значительно расширив его репертуар и стилистический образ.

За выдающийся вклад в развитие искусства игры на гобое в качестве солиста, оркестрового музыканта и преподавателя получил от музыкальной общественности высокий титул «Золотой гобой России».

Астор Пьяццола. "Либертанго".
14 июня 2016 г.
Концертный зал им. П. И. Чайковского.
Государственный академический камерный оркестр России.
 Солист - Алексей Уткин (гобой).



Астор Пьяццолла. Кафе 1930 г. Из цикла "история танго".
14 июня 2016, Концертный зал имени П. И. Чайковского. Государственный академический камерный оркестр России
Алексей Уткин (гобой)
Автор
Олеся Фиалко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе