Игнат Солженицын хочет объехать всю Россию

В Малом зале Московской консерватории выступил с сольной программой пианист Игнат Солженицын. Он исполнил Вариации и фугу Брамса на тему Генделя, а также труднейшую фортепианную сонату Шуберта ля минор с ее "божественными длиннотами". На протяжении последних пяти лет Солженицын-младший возглавляет Камерный оркестр Филадельфии, с которым выступает как дирижер и исполнитель.

Детям знаменитых родителей зачастую приходится тратить всю жизнь, чтобы доказать право носить прославленную фамилию. Павла Когана, Максима Шостаковича и многих других музыкантов всегда сравнивают и будут сравнивать с их гениальными отцами. Игнат Солженицын - не из музыкальной семьи, однако имя его отца, гениального писателя, лауреата Нобелевской премии, известно всему миру, и тем труднее быть достойным сыном.


В этом году исполняется пятнадцать лет с тех пор, как Александр Солженицын вернулся в Россию, проехав на поезде через всю страну. Тогда, в 1994 году, Игнат Александрович уже был зрелым музыкантом, связанным многочисленными контрактными обязательствами, и не мог присоединиться к историческому путешествию своих родителей. Теперь, приезжая с концертами в Россию все чаще, Солженицын-младший старается наверстать упущенное и выступить в самых разных городах: за последние годы помимо Москвы и Петербурга он побывал в Нижнем Тагиле, Липецке, Владимире, Рязани. Ездил с гастролями по Уралу и Западной Сибири, играл в Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре и Нижнем Новгороде, радуясь тому, что может узнать Россию ближе. Накануне московского выступления побывал с концертами в нескольких городах Дальнего Востока.

Игнату не было и двух лет, когда его отец был выслан из Советского Союза, и всей семье пришлось покинуть родину. Вынужденно прерванный контакт со своей страной и своей публикой музыкант восстанавливает сегодня: у Солженицына в России все больше преданной публики, которая уважает его не за фамилию, а за незаурядное исполнительское мастерство. Одним из тех, кто открыл будущего пианиста и дирижера, был великий Мстислав Ростропович: именно он обнаружил у Игната настоящий талант и стал инициатором российского дебюта. Впрочем, исполнитель скорее рад тому, что его не ориентировали на карьеру музыканта с раннего детства; он считает, что юный музыкант должен развиваться не спеша, постепенно, без насилия. Как-то раз он сказал: "Каждый раз, когда я слышу об очередном вундеркинде, я чувствую, как сжимается мое сердце". 

Солженицын-младший благодарен своим родителям за то, что они подарили ему и его братьям счастливое детство, не давили на него, позволили развиваться самому. Теперь Игнат - сам отец двоих детей, и вопрос о том, учить ли их музыке, пока открыт: быть музыкантом в наше время - тяжелый, зачастую неблагодарный труд. При этом Солженицын-младший считает, что музыкант должен иметь разностороннее образование: без достаточного жизненного опыта, без широкого кругозора и мощной культурной базы быть серьезным исполнителем невозможно.

Под управлением Ростроповича Игнат впервые выступил в России в 1993 году с вашингтонским Национальным симфоническим оркестром. Позже он отблагодарил маэстро, пригласив его выступить с Камерным оркестром Филадельфии. Работа Солженицына в этом прославленном коллективе началась в 1994 году; через пять лет он занял пост главного приглашенного дирижера оркестра, а в 2004-м стал его музыкальным директором. Среди исполнителей, работавших с коллективом под управлением Солженицына, немало известных музыкантов - скрипач Борис Гарлицкий, виолончелист Стивен Иссерлис, пианист Гэри Граффман и не только. 

Солженицын также активно работает с различными оркестрами в Америке и России. Несколько месяцев назад он дирижировал сложнейшей Шестой симфонией Брукнера, посвятив эту программу памяти своего отца. Как пианисту Солженицыну доводилось играть под управлением таких маэстро, как Андре Превин, Герберт Бломштедт, Юрий Темирканов, Вольфганг Заваллиш, Шарль Дютуа, Джеймс Конлон и многих других. Оставаясь музыкантом, Игнат Солженицын также активно занимается благотворительностью; как и его отец, он представляет пример той "всемирной отзывчивости", о которой писал Достоевский в связи с Пушкиным: "...стать вполне русским, может быть, и значит только ... стать братом всех людей, всечеловеком... Наш удел есть всемирность, приобретенная ... силой братского стремления нашего к воссоединению людей".

Илья Овчинников

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе