Всегда приятно наблюдать коллективы, которые находятся на сцене уже не один десяток лет, но несмотря на это не перестают радовать своих поклонников новыми релизами и новыми форматами выступлений.
Мало того, такие коллективы и экспериментов всевозможных не боятся, чем привлекают к себе всё новых и новых поклонников.
С полным правом к таким группам можно отнести легендарный московский нью-вэйв коллектив Альянс. В преддверии фестивального лета, а также сольного акустического концерта порталу Musecube удалось побеседовать с лидером коллектива, Игорем Журавлевым.
Начнём с того, что ожидает московских поклонников Альянса 31 июля, а именно – с вашей акустики в Китайском лётчике Джао Да. Это уже второй акустический концерт Альянса в этом году. Долгое время Альянс у многих ассоциировался с синтезаторной, электронной музыкой, как же вы пришли к акустике?
Игорь: Да нам как-то посоветовали многие, со стороны, что есть такой формат, не хотите ли попробовать? Мы решили, что стоит попробовать, и нам даже понравилось. Первое такое выступление у нас состоялось на MTV в передаче “Нетленка”, мы тогда даже с кахоном это всё сыграли. И вполне хорошо тогда всё прозвучало. Мы решили, что это вполне себе формат, в котором некоторые песни можно исполнять. Не все далеко, но процентов шестьдесят-семьдесят репертуара можно исполнять в акустике. Группа A-ha, например, это делает в Норвегии, и вполне этот формат популярен у них.
А не хотелось ли сесть на студии, переписать свои песни в акустике и выпустить такой акустический релиз?
Игорь: А это хорошая идея! Мы об этом пока ещё даже и не думали. Может быть даже имеет смысл live выпустить, хорошо сделанный на студии какой-нибудь. Как это сделала, например, группа Золото. Они на студии сделали песню живьём и выпустили её. Очень хорошо это смотрится и слушается прекрасно. Кстати делали они это на студии моего друга Ивана Лубенникова, где мы снимали “Рассвет, до завтра”. Там же и Золото снялись. Они писали там альбом и там же сняли live, прекрасный на мой взгляд. Так что это хорошая идея, спасибо!
Некоторые группы до сих пор считают актуальным и интересным заезженный формат выступлений с симфоническим оркестром. Как вы на это смотрите?
Игорь: Мне кажется, нам это не грозит! Я даже не знаю, какая наша песня могла бы прозвучать с симфоническим оркестром…
“Хочу летать”, например. Она очень красивая.
Игорь: Может быть…В принципе, любую песню можно сделать с симфоническим оркестром, всё зависит же от аранжировок, оркестровок.
В начале этого года у Альянса вышел ЕР “Снежная”, незадолго до этого, прошлой осенью вышел сингл “Смотри, не трогай”, да и в принципе разговоров о новом альбоме было очень много. Когда же ждать релиза? Будет ли он продолжением альбома “Полно!” ?
Игорь: Как и рассчитывали, к октябрю месяцу этот альбом мы уже закончим. Будет ли это продолжение “Полно!” или вторая часть с каким-то дополнительным названием, мы пока ещё решаем. Пока не знаем, честно говоря. Сейчас столько форматов и возможностей, что не знаешь, что лучше выбрать. Песен много, всяких музыкальных болванок и зарисовок – ещё больше. Дефицита идей мы не испытываем! Скорее, дефицит времени присутствует. Много разных дел по жизни, которые не дают отдаться творчеству в том масштабе, в котором мне этого хотелось бы. Я бы каждый день приезжал на студию, работал три-четыре часа и уже потом занимался бы своими делами. Тогда конечно процесс шёл бы гораздо продуктивнее! А так приходится раз или два в неделю работать в студии и этого, конечно, мало.
На носителях новый альбом можно будет увидеть?
Игорь: Да, был разговор с Maschina Records, думаю что на этом лейбле выпустим. Винил и CD.
А к кассетам как относитесь?
Игорь: Положительно, хотя не знаю, насколько сейчас распространена техника для прослушивания кассет.
В каком формате предпочитаете слушать музыку – цифра, винил, диски?
Игорь: Я слушаю музыку на айфоне, реже – на компьютере через колонки и где-то посередине между айфоном и компьютером слушаю через наушники. Я откровенно скажу – мне не очень важно супер качество звука. Мне бывает достаточно на мыльнице какой-то послушать, чтобы представить, как это звучит в полном объеме. Меня больше интересуют аранжировки, оркестровки, а не частотные характеристики. Это всё во вторую очередь. А вот именно аранжировка, её изысканность – вот что меня интересует больше всего! Когда всё- всё на месте, когда не добавить и не убавить, когда красиво! И оригинально, и ново. Вот от таких характеристик я получаю настоящее эстетическое наслаждение. Это бывает редко, но бывает!
В феврале этого года вышел сингл и клип группы Абстрактор, где вы приняли участие. Несколько слов об этом фите.
Игорь: Прекрасная группа! Мне понравились песня и клип их другого проекта, группы Другое Дело “Пацан”, клип особенно очень оригинальный, я такие люблю. А потом я нарвался на Абстрактор, живую запись песни “Любит-не любит”. Я был просто поражён! Во-первых, меня поразила виртуозная игра Ярослава Борисова на фортепиано. Поразила и сама песня, и с какой лёгкостью она была сыграна. Мне очень понравились они, я ещё подумал, что надо же, не знал о них ничего.
Однажды, на каком-то из фестивалей, где выступали Несладко, моя подруга Аня, мама Арины из “Комсомольска” и “Несладко”, познакомила нас с Ярославом, он тоже был на этом фестивале. Мы как-то просимпатизировали друг другу, немного даже стали переписываться, и он предложил на свою песню “Что-нибудь” сделать что-то совместное. Он прислал мне её, и я с первых же четырёх тактов понял, что это оно! Я с удовольствием согласился! Он предложил снять нас в клипе вместе с Инной Желанной, а мне он предложил ещё и спеть. Сняли клип, песня вышла на альбоме, плюс мы исполняли её живьём в клубе Дом (20 марта состоялась презентация альбома Абстрактора “Мать” в КЦ Дом, прим. ред.). Я очень рад нашему сотрудничеству, горжусь нашей дружбой и мне очень жаль, что об этой группе мало кто и что знает. А даже если и узнают, то мало кто приходит на концерты. К сожалению, уровень этой группы не соответствует уровню нашей публики. Причём даже взыскующей публики! Даже они, если признаться честно, не дотягивают до уровня Абстрактора. Они ещё и жанрово выпадают – их ни в джаз не поставишь, ни в авангард. Хотя многие их отмечали, я когда прислал Инне “Любит-не любит”, она ответила, что знает их прекрасно по фестивалям, где в жюри сидит сама Инна и Сергей Старостин. Это все когда-то участники Альянса, что очень приятно! Их оценили на этих фестивалях, но Старостин сразу отметил, что жаль, что они не аутентичные, они всё-таки “а-ля рус”. Так что очень мне это жаль. Они бьются, пытаются что-то сделать и как-то расширить аудиторию, но увы. Обстоятельства выше нас.
У каждой группы есть общеизвестные хиты, которые становятся так называемыми “визитными карточками”. А есть треки, которые вошли в альбом, но хитом так и не стали, их знают в принципе только внимательные поклонники, хотя может быть сами музыканты и делали ставку именно на эти композиции. Как вы считаете, какая песня Альянса незаслуженно не пошла в народ?
Игорь: Я даже не знаю…у нас же есть песни, про которые думалось – ну вот эта должна пойти. Я же обману, если скажу, что нам вообще всё равно, какая будет реакция у народа. Конечно не всё равно! И конечно мы хотим нравиться! Другое дело, что мы не хотим из академии переходить в 5 “Б”, как-то это не комильфо. Поэтому раз мы в академии, значит надо этот уровень и держать. Бывает так, что мы думаем, что вот это пойдёт, а оно не идёт. Допустим, “Не приходи” или “Серьёзная песня”.
Хотя честно скажу – задачи стать народными артистами у нас нет!
Бывает у многих коллективов следующая ситуация – с течением лет музыканты начинают откровенно ненавидеть свои самые громкие хиты. Как, к примеру, Роберт Смит из The Cure ненавидит один из главных хитов группы, “Lovesong”. А играть эти песни всё равно приходится, потому что публика их обожает и просит из концерта в концерт. Испытываете ли подобные чувства к каким-то своим песням?
Игорь: А я, кстати, буквально недавно посмотрел выступление The Cure в, по-моему, Лос-Анжелесе. Огромное поле, куча народа. И ведь что интересно – снято на мобильник, звук ужасный, а оторваться невозможно! Смотрел и думал – что за магия такая? Ведь думалось уже, что их век прошёл, а они выходят и творят волшебство!
Возвращаясь к вопросу – конечно такая песня у нас есть и это песня “На заре”. Был период, когда мы тяготились этой песней и каждый раз думали, что ну вот опять без неё никуда. Мало того, был период, когда мы с группой Farlanders, в состав которой входили Инна Желанная, Сергей Калачев, Сергей Старостин, Сергей Клевенский, я там принимал тоже участие с 2000 года, объездили всю Европу. Для Европы это было хорошее название, но вот для Москвы оно так себе. И я предложил, что раз уж я здесь, давайте вернём название Альянс. Все согласились. У нас очередной концерт в ЦДХ, мы играем программу, в которую входят фольклорные песни в основном. Авторские тоже были, но тоже серьёзные такие, без грани “попсы” в плохом смысле этого слова. И вдруг кто-то из зала кричит – “На заре” исполните? То есть у нас на сцене происходит мистерия, свет хороший, звук, люди слушают затаив дыхание это всё и тут такой окрик! Конечно после этого Альянсом мы уже не назывались.
Подобный опыт у нас был в Германии, когда мы попали в город Уно. Это такой перевалочный пункт, тогда же многие переезжали, там специально были выстроены дома с маленькими комнатками. Кельи такие, но вполне цивилизованные. Кстати помню, что это был единственный концерт наш без бисов. Там публика была в основном из Киргизии и Казахстана (речь идет о Wolgadeutsche – поволжских немцах . прим. ред.) И вот нам пришли две записочки. В одной было написано “сыграйте что-нибудь из Дискотеки Авария”, а в другой – “у нас тут девушка рядом сидит, можно она с вами тоже споёт?”. Бывает и такое! То есть если мы выступаем для немцев – то у нас бисы один за другим, люди в восторге! А выступаем для по сути наших, из Казахстана и Киргизии – и Дискотека Авария!
К сожалению, вот так. Мы вот говорим что-то про Европу, а её не заменишь ничем, как сказал кто-то из французских поэтов. Но ведь это действительно так! Не будет Европы – и чем ты её заменишь? Ничем! Одно дело, что да, они там беснуются сейчас, это другой разговор. Но с другой стороны – я вот например вырос на античной культуре. Для меня вся Древняя Греция с малой Азией – это целая Вселенная.
Так вот, возвращаясь к сути вопроса. Всё зависит ещё от того, где песня исполняется. Мы же не будем в усадьбе Архангельское на джазовом фестивале исполнять песню “На заре”! Нас там, правда, вообще не будет. У нас другая стезя, мы хотим напомнить людям, что были благословенные восьмидесятые годы, где были такие прекрасные группы, как Tears for Fears, Duran Duran, Depeche Mode, A-Ha, Talk Talk, XTC, Cars и так далее. А ведь об этих группах сейчас многие не знают, что они вообще в помине были. А группы были серьёзные, романтичные и вполне себе очень музыкальные.
Как на ваш взгляд, музыкант – это профессия или призвание? Обязательно ли для музыканта наличие профильного образования? Ведь среди особенно современных музыкантов много самоучек, которые уверены, что им достаточно знать три аккорда, чтобы донести до слушателя какую-то свою идею.
Игорь: Тут всё зависит от того, какую задачу перед собой ставит человек. Допустим, что один человек ставит перед собой задачу взять гран-при на конкурсе Чайковского, и куда ему без образования? Никуда! Другой же считает, что ему вполне хватит знания пяти нот, чтобы свою идею выразить. И идея-то может быть скудной сама по себе, а он не может без этого! Ему хочется пусть хоть примитивный посыл, но попытаться донести! Так что я думаю, что музыкант – это всегда призвание! Профессия идёт уже вторым номером. Призвание – это необходимое, а профессия – это рекомендация. Образование рекомендуется, а вообще занятие музыкой – это конечно призвание! Этого надо захотеть. Нужно кайфовать от того, что ты играешь, что у тебя что-то получается и ты этим восторгаешься! Потому что когда получается – это и есть счастье. Мне очень нравится фраза Никиты Сергеевича Михалкова “счастье – это когда получается”, я её даже взял на вооружение, потому что это действительно так. Когда человек сидит за инструментом, ему пришло вдохновение и он понимает, что вот же песня, это ни с чем несравнимое счастье. Это настоящее наитие свыше, откровения от ангелов, когда работа с Богом оказалась позитивной и результативной. Но это уже разговоры об ангелологии и богословии, а не о музыке.
А что для музыканта непозволительно и непростительно как для творческой личности? И что непростительно лично для вас?
Игорь: Я сейчас нахожусь уже на таком этапе своей жизни, когда я наоборот учусь прощать. Но всё же, на мой взгляд, самая непростительная вещь в мире в принципе – это предательство. Особенно если оно ещё и с двойным дном, когда человек знает, что он предаёт, но он разыгрывает преданность. Как Иуда Искариотский. Такое предательство трудно простить, даже если человек начнёт каяться.
Что касается музыки…я не хочу сейчас швыряться какими-то лозунгами, но по сути какого-нибудь попсовика тоже можно считать предателем, потому что он предает того, кому мы служим в искусстве. Искусство – это служение, так говорят все. И театралы, и музыканты, особенно музыканты академические, которые просто пашут ради искусства! И казалось бы, какой-нибудь простой человек может сказать – зачем ты так пашешь, кому вообще нужен этот твой мелизм, никто толком и не понимает, что это такое, и никто не заметит, если у тебя завиточек какой-то будет не таким. Так говорит простой человек и ему очень трудно показать разницу в звучании одного оркестра от другого. Он не отличит звучание Филадельфийского оркестра от Усть-Каменогорской филармонии, условно говоря. Обычные люди правда этого не слышат. Да что там говорить? У нас многие люди не могут услышать, под фонограмму поёт человек или живьём! Это совсем беда! Хотя у нас некоторые исполнители получают ордена за заслуги в искусстве, а я их слушаю и не понимаю, в чём эти заслуги. Вообще у нас сейчас с искусством и культурой как было, так и есть. Если не хуже. Вот в кинематографе – да, есть хорошие подвижки. Много хороших фильмов стало. За академическое искусство не скажу, я там не очень разбираюсь. Но вот некоторые известные оркестры, на мой взгляд, разваливаются. Как в балете, тоже не знаю, хотя всегда он у нас был на первом месте.
Так что с искусством в России как было не очень, так и остаётся. То же самое касается и поп-культуры. Есть, слава Богу, инди. Но когда я смотрю на инди-сцену, то замечаю то, что многие группы играют практически одно и тоже. Никак не могут они оторваться от этих трёх аккордов и дальше них уйти. Хотя что-то мне нравится! Бонд с кнопкой вот чем-то смогли меня поразить.
Оглядываясь на свой творческий путь, вы жалеете о чём-нибудь?
Игорь: Иногда. Иногда мне приходит мысль – а что было бы, если бы я тогда остался в Копенгагене, где мне предлагали остаться и работать совместно с одной известной поэтессой? В Дании почему-то никто не пишет музыку, я даже не назову ни одного датского композитора или группу с уровнем известности как у The Cure. Была, правда, группа NRG. Олега Парастаева ещё обвиняли в том, что название НРГ он взял у них. Но кто знает так широко эту группу?
В общем да, иногда жалею, но это не такая серьёзная жалость. С одной стороны, я конечно думаю то самое “а что если бы?”, а с другой – мне тут же приходит в голову, что нет, раз так случилось, то значит так надо. Неизвестно что было бы. Чего бы я там достиг? Это же другой уклад, другие люди, правила, другое всё! Туристом я впечатлился конечно Копенгагеном, я там был два раза. Есть там эта сказочная андерсоновская атмосфера. Но как на самом деле было бы там – я не знаю.
Есть ли у вас мечта?
Игорь: Свой дом и своя студия в нём. Потому что музыка в моей жизни остаётся навсегда. До гроба!
И напоследок – что посоветовали бы молодым музыкантам, которые только-только собираются связать свою жизнь с миром музыки?
Игорь: Я посоветовал бы слушать музыку, слушать авторитетных музыкантов, что они говорят и советуют. Развивать вкус обязательно, если он вообще есть. Развиваться вообще дальше и дальше, чтобы уметь отличать один оркестр от другого! Чтобы отличить филадельфийский оркестр от берлинского, это вообще высший пилотаж. В общем, стремиться к совершенству! У Сальвадора Дали есть “10 заповедей художника” и одна из них звучит так: не бойся совершенства, тебе его всё равно не достичь. Вот это я бы посоветовал молодым музыкантам – не бояться совершенствоваться в чём-либо. И поменьше думать – угадаю я с хитом или нет. Не пытаться играть в правила шоу-бизнеса. Я в этом всём более сорока лет и видел много исполнителей, которые на два-три года выхватывают что-то, публике это заходит, они взлетают, а больше ничего они выдать-то не могут. Они или пытаются ехать на этой же теме, или продюсеры им говорят сделать что-то новое, но похожее. Но этого не нужно, не нужно повторять песню “На заре”, к примеру. Даже пытаться не стоит. Потому что начинаешь делать, оно вроде и похоже, но это не оно. Поэтому лучше соблюдать такой духовный принцип как честность. Творчество если оно честное, то оно пробьётся! Не без стечения каких-либо обстоятельств, но честность превыше всего!