«К джазу всегда было особое отношение и внимание»

Алексей Круглов — о джазовых путешествиях, новых образах и красках и о том, как сделать мир лучше.

В Россию в третий раз приезжает Leo Records Festival in Russia. Бывший гражданин России, а ныне подданный Великобритании Лео Фейгин известен в мире джаза как радиоведущий BBC и издатель джаза. 

Среди его релизов альбомы Сергея Курехина, трио Ганелина, Чекасина, Тарасова, записи Валентины Пономаревой, джаз-группы «Архангельск» и многих других, благодаря которым западные слушатели узнали о советском джазовом авангарде. Организатор и участник фестиваля музыкант Алексей Круглов ответил на вопросы корреспондента «Известий».  

Фото: Екатерина Мельникова

— Ваш фестиваль проходит в третий раз. Насколько, на ваш взгляд, он доказал свою жизнеспособность?

— Leo Records Festival in Russia стал, как мне кажется, важным событием. У нас встречаются музыканты авангардного направления из России, из-за рубежа, выступают разные поколения музыкантов. Часто здесь же возникают какие-то импровизированные проекты. В прошлом году таким стал проект московского пианиста Андрея Разина и архангелогородского барабанщика Олега Юданова. У нас слушатель как бы присутствует при рождении нового, становится соучастником создания уникальных проектов.

— Джаз сейчас неожиданно в центре внимания — в Коктебеле проходит сразу два фестиваля. Московский «Усадьба Джаз» в этом году проехал по нескольким городам, на фестивале «Джаз в саду «Эрмитаж» яблоку было негде упасть. Этому есть какое-то объяснение?

— К джазу всегда было особое отношение и внимание. В 1960-е годы он ассоциировался с духом свободы. Сейчас в основном джаз уже не протест, но каждый джазовый стиль находит своего слушателя. Согласитесь, именно фестивали являются тем местом, где можно услышать всё — от диксиленда до фри-джаза. Это всегда привлекает.

— Программы упомянутых фестивалей рассчитаны на широкую публику, а вашего — позиционируется как «новая музыка», авангард. Насколько это направление может быть востребовано?

— Новая музыка тоже имеет широкие ответвления — здесь не только тотальный фри, но и, например, проекты с фольклором, электроникой и прочее. Эта музыка каждый раз звучит по-новому, открывает иные краски, идеи, образы. Поэтому если она где-то и непонятна, то уж всегда захватывающе интересна. Это подтвердили аншлаги на первых двух фестивалях.


Фото: Александр Никитин

— Ваш фестиваль проводится сразу в нескольких городах. Как вы выбираете везунчиков, к которым вы привозите свои программы?

— Традиционно планировались три города — Москва, Питер и Архангельск как исторические места нового джаза. Архангельск здесь не случаен — Владимир Резицкий и его легендарная джаз-группа «Архангельск» оставили после себя огромное наследие, в этом городе оригинальная импровизационная школа. Благодаря поддержке Гёте-института удалось пригласить выдающихся немецких музыкантов — Семена Набатова, Франка Гратковски и Гебхарда Ульманна. Гёте-институт помог с организацией концертов в Саратове, Самаре и Ростове-на-Дону. Поехать в эти прекрасные города предложил координатор отдела культурных программ Гёте-института в России Василий Кузнецов. Воронеж — особое место. У нас с местным организатором Дмитрием Большаковым была задумка сделать дни Leo Records в Воронеже, а тут еще и совпал местный фестиваль современного искусства «Чернозем». Вот и соединили наши идеи! Там будут как немецкие, так и российские музыканты.

— Сейчас многие организаторы сталкиваются с отказом западных артистов выступать в России. Вы этого избежали?

— Мне кажется, что мы всё-таки стараемся делать мир лучше и такие наши проекты особенно важны именно сейчас. Все музыканты, как мне кажется, с радостью откликнулись на наше приглашение. К сожалению, кто-то просто физически не сможет приехать. Что касается политики, то да, она немного вмешалась. Мы планировали участие в фестивале английских музыкантов, тем более сейчас, в Год Британии в России. Это было бы красиво — привести на фестиваль английских музыкантов в 35-летие Leo Records. Но Британский совет нам отказал. Мы немного опасались, что будут проблемы с визой Семена Набатова, так как он гражданин США, но визу ему дали. Всё в порядке!

— Фестивальные программы обычно отличаются от стандартных. Что музыканты готовят для Leo Records Festival in Russia?

— Будет спецпроект с участием журналиста Михаила Митропольского, «Второго приближения» и моей «Теории квантового клавира» о науке и музыке в клубе Алексея Козлова в один из фестивальных дней. Интересный вечер будет 12 сентября в клубе «Мастерская» — фолк-импров-проект с участием дуэта из Иркутска Евгения и Анастасии Маслобоевых, «Арт-ансамбль» Архангельска и солисты Ансамбля Дмитрия Покровского. 13-го в КЦ «Дом» прозвучит наш квартет с Набатовым, Гратковски и Юдановым. Это будет первое выступление в таком составе.

— Сам Лео Фейгин тоже приедет на фестиваль в особом качестве и будет представлять некий кинопроект?

— Серия фильмов «Новая музыка из России» была снята и показана на ВВС более 20 лет назад. Герои фильмов — Сергей Курехин, Вячеслав Ганелин, джаз-группа «Архангельск», Саинхо Намчылак, Валентина Пономарева, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков и другие. Фильмы тогда имели большой успех, а сейчас московский лейбл «Геометрия» издает эту серию. Премьера состоится днем 13-го в «Доме культуры». Плюс мы всегда задействуем смежные жанры. Кстати, в этот раз необычным станет еще один тематический вечер — 9-го в ГЦСИ состоится встреча с Лео и фотовыставка Александра Забрина, посвященная отечественному фри-джазу.

— Ваш фестиваль ассоциируется в первую очередь с самим Лео, но главным вашим партнером стал почему-то Гёте-институт.

— Мы активно сотрудничаем и дружим. Не так давно они поддержали наш проект с Йоахимом Кюном, легендой немецкого фри-джаза. Институт делает огромное дело для развития российско-немецких культурных проектов. Символично еще и то, что большое количество артистов Leo Records именно из Германии.

— Является ли участие в фестивале для его участников неким продвижением на Запад — выпуск альбомов, гастроли?

— По итогам фестиваля планируется выпуск альбома. В октябре мы с Ганелиным и Юдановым едем на фестиваль в Гонконг. Именно в таком трио мы выступили на первом фестивале. В декабре мы с Гебхардом Ульманном проводим в Берлине фестиваль Leo Records, участниками которого станут музыканты из России и Германии.

Алексей Певчев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе