Королева музыкальных инструментов

Тот, кто хотя бы раз слышал неземной голос органа, знает: словами это не описать. Есть лишь невероятная мощь полнозвучия, ощущаемая, кажется, всем телом
Здесь звуки флейты, трубы, гобоя, кларнета, колокольчиков и даже человеческого голоса. А всю эту красоту создают меха для подачи воздуха, несколько ручных клавиатур, ножная педаль, а также система труб различной конструкции и величины. У некоторых современных органов число труб доходит до 30 тысяч. Самые большие трубы достигают 10 и более метров в высоту, самые маленькие - всего 10 миллиметров. Орган представляет собой законченный архитектурный шедевр. И этого гиганта может покорить лишь один человек - органист. Первая органистка Ярославля и области - народная артистка России Любовь Башировна Шишханова.

Родилась Любовь Башировна в городе Каратау Джамбульской области.

- Родители на музыкальных инструментах не играли, но дом всегда был наполнен песнями. С шести лет я подружилась с музыкой. Конечно, не сразу стала играть на органе, сначала освоила фортепиано. После окончания музыкальной школы в Куйбышеве поступила в 11-летку при Московской консерватории. Уже при обучении в консерватории у меня было три специальности. Помимо фортепиано и клавесина я занималась на органе, - рассказывает она.

- Любовь Башировна, 15 октября в филармонии состоялось открытие 33-го органного сезона. А для вас это какой сезон?

- Тоже 33-й.

- Значит, появление органной музыки в Ярославле связано с вами?

- Так получилось, что я стала первой органисткой в Ярославской области. По окончании консерватории меня ждало распределение. Но в Советском Союзе орган был настоящей редкостью. Стало известно, что в Ярославле по плану Министерства культуры в 1974 году появится этот музыкальный инструмент. И я поспешила сюда. Первые два года в ожидании органа работала пианисткой в филармонии. И наконец немецкой фирмой «Зауэр» он был установлен.

- Тогда в Ярославле появился первый орган. А сколько их сейчас?

- Два. Недавно директор этой же фирмы Петер Фрездорф привез в частный музей Джона Григорьевича Мостославского маленький орган «Позитив». Петер, как отец, всегда называл орган в филармонии дочкой. Интересно, что по-немецки этот инструмент женского рода. И Моцарт недаром величал его королевой музыкальных инструментов. Установив «Позитив» в музее Мостославского, Петер Фрездорф пошутил: «Теперь у меня в Ярославле есть еще и внучка».

- Вы преподаете в Московской консерватории. Расскажите о ваших учениках.

- Мне с ними очень интересно. Вера Лопанцева завоевала второе место на международном конкурсе в Петербурге, сейчас выступает в Австрии. Еще один мой ученик едет в Лозанну на конкурс, посвященный творчеству И.-С. Баха. Он будет проходить в храмах города на семи старинных органах. Многие из моих ребят стали музыкантами, а некоторые и композиторами. Все очень разные... Мой выпускник Дмитрий Белов, учась на факультете композиции, работал реставратором по дереву в Архангельском музее. Интересное сочетание. Сыграв на дипломе собственную сонату для органа, поехал стажироваться в Англию, где и начал заниматься изготовлением клавикордов. Этот инструмент, нечто среднее между фортепиано и клавесином, обладает нежным серебристым звучанием. Дмитрий стал единственным мастером - изготовителем клавикордов в России, у него много заказов. Помимо этого, Дима развивает и свои композиторские способности, исполняет собственные произведения для органа.

Профессия музыканта требует постоянных гастрольных поездок, концертов в разных городах. Это хлопотно, но в то же время обогащает общение с людьми. Скажите, у вас много друзей?

У меня есть коллеги как в российских городах, так и за границей в Германии, Польше, Австрии, Франции. За последний сезон появились еще друзья и на Филиппинах. Я участвовала в фестивале, где играла на единственном в мире бамбуковом органе, которому около двухсот лет. Трубы органа до установки полтора года держали в океанской воде. Они так просолели, что до сих пор подобны камню. В 80е годы XX века инструмент реставрировала немецкая фирма «Кляйс». Три года он прожил в специальном помещении с влажностью воздуха 96 процентов при температуре 35 градусов тепла. По этому поводу директор фирмы «Кляйс» даже написал книгу, где подробно рассказал о всех этапах реставрации. С тех пор на Филиппинах стали проводиться фестивали органной музыки, которые на сегодняшний день приобрели масштаб национального праздника.

Что еще интересного будет в новом сезоне? Какие известные имена мы услышим?

В ноябре нас посетит мой немецкий коллега Готтхард Гербер. Будет играть органистка Марина Чебуркина. Она закончила Московскую консерваторию, а сейчас работает в Версале. Планируется исполнение и запись «Братского поминовения» Кастальского в первой редакции для хора и органа. И еще много интересного. Приходите не пожалеете.


Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе