«Летели камни сверху вниз, А души снизу — вверх»

«Все органные сочинения И. С. Баха» — уникальный цикл заслуженного артиста России, профессора Александра Фисейского, начатый в 2017 году и охватывающий всё органное наследие великого немецкого композитора, близится к завершению.

В первый день весны в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Москве прозвучал предпоследний — четырнадцатый.

Каждый из концертов Александр Фисейский выстраивает таким образом, чтобы слушатель получил достаточно ясное представление о богатстве и многообразии органной музыки Иоганна Себастьяна Баха. Что включила новая программа? Прелюдию и фугу ми минор и Прелюдию и фугу ля мажор; восемь хоральных обработок из Собрания Ноймайстера, чудом извлечённых на свет только в середине 1980-х годов в Йельском университете и до того неизвестных. Две хоральные обработки — «Valet will ich dir geben» («Прощай скажу тебе») и одного из главных Страстных хоралов «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в оковах смерти»). А также обнаруженную в XXI веке хоральную фантазию «Wo Gott der Herr nicht bei uns hält» («Если бы не Господь Бог был с нами») — на текст псалма 123; Фантазию до минор; Фугу до мажор; Трио-сонату ре минор из сборника «Шесть сонат». В завершение — очень светлый, брызжущий радостью Концерт соль мажор.


…Впервые он услышал Баха по радио — ещё ребёнком. Эта музыка навсегда вошла в его сердце. В 1968-м в Московской консерватории студентом-третьекурсником фортепианного факультета познакомился со звучанием органа уже вживую. И, как сказал, вспоминая тот год, в одном из интервью, «сразу понял, что мой путь в музыке будет связан именно с этим инструментом». «Вообще, мне как-то в одну секунду стал понятен весь мой дальнейший жизненный путь. Меня даже не интересовало, достигну ли я каких-то результатов, стану ли концертирующим исполнителем, — просто <…> осознал, что нашёл свою дорогу в этой жизни». Потом — Минск, Белорусская государственная филармония, где открылась вакансия органиста…

Сегодня имя заведующего кафедрой органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных Александра Фисейского занесено в Книгу рекордов планеты (российский аналог Книги рекордов Гиннеса) за исполнение всех органных произведений Баха в Дюссельдорфе в течение одного… дня. Точнее, почти 19 часов. Мечта органиста исполнилась.

Ещё один отрывок из того интервью:

«Это был настоящий марафон, очень хорошо и серьёзно подготовленный <…> Вначале меня отправили на медицинское обследование <…> в итоге я играл этот цикл с восемью ассистентами, первый из которых, как потом выяснилось, был органистом-любителем с медицинским образованием. У него был полный багажник всяких медицинских приборов — на всякий случай <…> Я чувствовал себя великолепно. Открылось второе дыхание <…> Марафон состоял из 16 программ. Причём всё было составлено очень точно, с немецкой педантичностью: каждая программа длилась 58 минут, и две минуты — на перерыв, чтобы публика могла войти-выйти.

Я знал, что критическим для меня будет время между двенадцатым и тринадцатым часом. И на эту фазу максимальной усталости поставил произведения, которые не требуют больших физических усилий: хоралы, которые Бах писал ещё в детстве, — на этой программе можно было немного отдохнуть и прийти в тонус».


На каждом концерте, полагает Фисейский, исполнитель открывает новые грани в музыке, сколько бы раньше он её не играл.

Эти же открытия благодаря музыканту и фонду «Collegium Musicum», в рамках которого реализуется его просветительский проект, ждали в тот вечер в соборе Святых Петра и Павла и слушателей.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе