— Любовь Башировна, став музыкантом, вы пошли по стопам родителей?
— Совсем нет. Папа у меня был директором комбината, горным инженером, мама — химиком. Но по материнской линии все очень любили музыку, петь. Сама я музыкой заниматься не хотела, это была идея моей сестры. Она попросила родителей купить ей фортепьяно, но папа купил гитару. — (Смеется). — Потом сестра все-таки настояла на своем, купили ей фортепьяно и пригласили преподавателя. Жили мы под Самарой, в рабочем поселке, учительница ездила из города и однажды сказала нашим родителям, что к одной девочке ездить не будет, вторая дочка есть — пусть тоже учится. Вот за компанию я и стала заниматься.
— Занятия были в радость, или вас, как многих детей, заставляли постигать музыкальную грамоту?
— Училась с радостью, но нельзя сказать, что особо себя утруждала. И тем не менее окончила музыкальную школу и поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
— Почему своим инструментом вы выбрали именно орган?
— В школе при консерватории я обучалась в классе Сергея Леонидовича Дижура, а он был органистом. Сначала ходила на его концерты, а потом стала посещать все выступления органистов. Орган — это целый оркестр, в котором собраны все звуки, можно изобразить любые нюансы. За границей он стоит практически в каждом католическом или протестантском храме, а для русского человека этот инструмент в диковинку. Кстати, орган стал концертным инструментом именно в России, это наша заслуга и наша, можно сказать, изюминка.
— А как вы относитесь к органной музыке, написанной современными композиторами?
— Для органа сейчас пишут много, и мне нравится, что пишут по-разному: и на основе русской музыки, и на западный манер. На концертах мы всегда играем произведения современных авторов, а как их не играть? Мне непонятно, когда кто-то говорит, что не любит и не понимает современную музыку. Значит, надо учиться это делать! Ведь то, что нам кажется сегодня неприемлемым, со временем может стать классикой. Взять, к примеру, «Евгения Онегина» Чайковского, его ведь тоже публика сначала не приняла, или Рахманинова. А сейчас это уже наше достояние.
— То же самое вы можете сказать и по поводу нынешней попсовой музыки?
— Нет, конечно. Попса разрушает человека. Все жанры имеют право на существование, хорошей музыкой может быть и эстрадная, но не та, которая сейчас так популярна.
— Вы преподаете в Московской консерватории. Считаете себя строгим учителем?
— Да, но в то же время я не вижу смысла заставлять учиться, люди сами должны решить, нужно им это или нет. И жизнь покажет, чем они должны заниматься. Один из моих учеников, органист и композитор Дмитрий Белов, когда окончил консерваторию, стал делать клавесины и клавикорды. И специальность органиста оказалась очень кстати. Сейчас ему поступают заказы из Англии, Австрии, других стран.
— Вы некоренная ярославна, а Ярославль стал для вас родным городом?
— Давно стал. Я очень люблю Ярославль, по его центру ходишь как по своему дому. Мне кажется, что из всех русских городов — этот самый живой. Он не для туристов, он очень комфортен именно для ярославцев. Но из-за своего рабочего графика в Ярославле я живу только половину недели, все остальное время провожу в Москве.
— Ваша сестра тоже стала музыкантом?
— Нет, сестра сейчас главный уролог Самарской области, завкафедрой урологии в университете. У нас с ней очень близкие отношения, несмотря на то, что она живет в другом городе.
— А по вашим стопам в семье кто-нибудь пошел?
— Некому идти. У меня есть две племянницы, но они, как и их мама, стали врачами.
— Как вы будете отмечать нынешние праздники?
— Раньше все праздники отмечали в кругу семьи, семья у нас была просто замечательная. Но мама уже умерла, папы не стало, когда мне было 14 лет. Поступив в музыкальную школу, я рано уехала из дома, стала самостоятельной. Жила в интернате, но на все большие праздники обязательно приезжала домой.
Что касается именин, то не всегда получается отпраздновать, особенно если в это время находишься на гастролях. Очень приятно, когда друзья вспоминают про именины и поздравляют, но если и не поздравляют, я не обижаюсь. По поводу Международного дня музыки: у меня каждый день — день музыки. Это моя жизнь.
Беседовала Полина ВАЧНАДЗЕ
Фото из архива Любови ШИШХАНОВОЙ
АиФ